Классный руководитель — это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т. д. Широта общения, разнообразие вариантов «сопряжения» общающихся настолько велики, что, пожалуй, и трудно перечислить. И это налагает на классного руководителя особую ответственность. Поэтому первой функцией классного руководителя и будет установление и поддержание постоянной связи с родителями. Она вытекает из задач руководства комплексным процессом воспитания, предполагающим знание семьи, утверждение единства идейного, трудового, морального влияния. Между семьей и классным руководителем есть постоянное звено, соединяющее их каждодневно, — ребенок. Именно это и определяет необходимость очень тонкого, осторожного осуществления данной функции. Связь классного руководителя с родителями не должна отрицательно влиять на самочувствие ребенка. Нельзя строить работу так, чтобы ребенок воспринимал эти контакты как угрозу своей свободе, благополучию. Формами поддержания связи с родителями, установления с ними контактов, позволяющих осуществить влияние на семейное воспитание и даже на образ жизни семейного коллектива, являются включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства, использование отдельных педагогических поручений, привлечение родителей к общественной работе в школе. Так как организатором этой работы является классный руководитель, то его общение с большей частью отцов и матерей будет превращаться в систематическое, деловое, творческое. Это одно из важных условий взаимопонимания, слаженности в совместной деятельности.
Вторая функция классного руководителя состоит в выработке единства требований семьи и школы к ребенку. Первоосновой в выработке этого единства требований являются «Правила для учащихся» — документ, который определяет круг обязанностей ребенка.
Но обязанности сами по себе не вырабатываются. Они прежде всего как категория поведения — долженствование — у воспитанной личности не должны вызывать внутренних разладов, внешних «взрывов», не должны порождать неудовольствий, сопротивления, выискивания путей уклониться от исполнения.
Сила мотивировки долженствования состоит в убежденности, Что отступление от обязанностей унижает человеческое достоинство и вредит не только обществу, но и самой личности. С другой стороны, эта высокая мотивировка — результат воспитания И самовоспитания. Целью воспитания, следовательно, является Последовательная выработка умения выполнять установленные правила и от них подняться до безупречного выполнения гражданского долга, гражданских обязанностей. У определенной части родителей наблюдается недооценка работы в этом направлении, иногда даже «шутливый» подход: «неужели ты не знал.».., «неужели тебе трудно.».., «неужели ты не можешь.».. Конечно, не смог, потому что не усвоил общепринятых истин, затрудняется или совершенно по определенным причинам не хочет им следовать! И речь отнюдь не о непримиримости, жестокости. В них нет нужды. Зато совершенно необходимы последовательность, постоянство, систематичность предъявления требований на всех уровнях — от приучения до личного примера. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы мобилизовать коллектив учителей, работающих с классом, широкий актив учащихся на активное утверждение «Правил» как первостепенной основы нормы поведения и отношений учащихся. В практике своей пятнадцатилетней работы с родителями в этом направлении мы руководствовались примерно такими рекомендациями:
1. Родительский дом — первое жизненное пространство, где формируется и развивается личность ребенка. Здесь должны быть все необходимые материальные условия для всестороннего развития: идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, физического.
2. Нравственное воспитание осуществляется в нравственной атмосфере, когда весь порядок жизни семейного коллектива является примером поведения для детей.
3. С поступлением ребенка в школу необходимо организовать школьный уголок или постоянное место работы, строго следить за выполнением режима дня, который должен быть определен с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций классного руководителя.
4. Родителям необходимо аккуратно посещать в школе собрания, лекции, беседы и т. п., вооружающие педагогическими знаниями, помогающие правильно воспитывать, знать и учитывать влияние школы, детского коллектива на личность ребенка.
5. Единство влияния на личность ребенка семьи и школы обеспечивается систематической, целеустремленной работой над «Правилами для учащихся», которые должны стать основой поведения ребенка.
6. Согласованность семейного и школьного воспитания предполагает систематические консультации, советы родителей с учителями, позволяющие уточнить программу воспитания, полно и точно учесть индивидуальные особенности ребенка, сопоставить результаты формирования его как личности с данными о развитии ровесников.
7. Если родители проявляют высокую гражданскую ответственность в отношении к воспитанию всех детей, к постановке воспитательной работы по месту жительства, к выполнению постановлений местных Советов, решений родительских собраний, то и воспитание собственного ребенка будет более успешным и целенаправленным.
8. В семейной педагогике немаловажную роль играет контроль за поведением и учением детей, регулярность проверки дневников, учебников, осведомленность об участии в общественной жизни, о положении ребенка в коллективе сверстников и др.
В двух-трех беседах с родителями нами подробно раскрывалась сущность данных рекомендаций, которые аргументировались, возводились в степень обязательных норм совместной деятельности семьи и школы. При этом очень важно было показать родителям возможности каждой семьи в создании необходимых условий, предупредить, что самую большую трудность представляют непоследовательность, бессистемность, которыми страдают многие родители в осуществлении требований, предъявляемых к детям. Объективно «разнородность» подготовленности родителей к воспитательной работе в школе не только не препятствие, но, пожалуй, дополнительная возможность для ее более разнообразной и интересной организации. Ведь родитель, как и учитель, всегда воспитатель. Следовательно, нет никаких оснований сомневаться, сможет или не сможет родитель активно участвовать в воспитательной работе в школе. Трудность состоит в том, чтобы правильно определить, какую работу поручить каждому. И изначальным условием в решении этой задачи, видимо, должна быть возможность добровольного выбора родителями общественного поручения. Чем же располагает сегодня классный руководитель для организации работы с общественностью, для постоянного ее совершенствования?
Арсенал содержания, форм и методов этой работы поразительно богат. Только классные руководители IV—VIII классов успешно используют сегодня следующие формы и методы работы с общественностью:
- участие классного руководителя в работе совета микрорайона, совета содействия семье и школе и т. д.;
- составление с шефами комплексного плана воспитательной работы с коллективом и отдельными учениками;
- организация общественного «шефства» над «трудными»;
- создание материальной базы для проведения воспитательной работы по месту жительства: спортивных площадок и комплексов; школный комнат и клубов; библиотек, игровых площадок, детских городков, лыжных и туристских баз; летних театров, технических станций и т. д. и т. п.;
- организация (силами родителей-общественников и шефов) кружков с учетом интересов и желаний детей;
- организация в микрорайоне школы клубов по интересам (совместно с другими классными руководителями, общественниками, шефствующими предприятиями);
- оформление вместе с шефами стендов о работе родителей учащихся класса, о трудовых победах шефов, о профессиях и мастерах труда;
- организация соревнования класса с коллективом шефов, систематические взаимоотчеты и подведение итогов;
- учреждение «Книги почета» соревнующихся коллективов;
- — создание зон педагогического, школьного влияния, борьба за утверждение в них образцового порядка и образцового поведения учащихся;
- создание постов всеобуча;
- организация служб: «Безопасность пешехода», «Озеленение и благоустройство», «Охрана птиц и животных» и др.;
- организация советов отцов-ветеранов;
- организация лектория по истории Узбекистана для вступающих в ряды партии;
- проведение бесед, экскурсий шефами, родителями;
- проведение праздников ловких и сильных, здоровья, знаний, игр, любимых дел и увлечений, книги, леса и т. д;
- рейды по проверке выполнения учащимися режима дня школьников;
- привлечение родителей и шефов к участию в разных играх;
- организация художественной самодеятельности для шефов и подшефных в клубах по месту жительства, в детсадах и т. д.;
- проведение совместно с шефами субботников, трудовых десантов и рейдов;
- включение учащихся (с учетом возраста и местных условий) в производительный труд вместе с родителями, популяризация трудовых династий, семейных бригад механизаторов, животноводов и т. д.
Классные руководители IX–X классов могут использовать те же методы работы, поручая учащимся роли руководителей, организаторов различных мероприятий.
Обязательными документами, правильность оформления которых проверяется классным руководителем, являются протоколы классных родительских собраний. Они должны полно отражать ход собрания, содержание выступлений родителей, вырабатываемые решения и рекомендации (прилагаются к протоколу), предложения родителей, те или иные планы, графики и т. д.
Иногда используются в качестве документов явочные листы собраний, лекций, конференций и т. п. (Они не обязательны, если ведется журнал учета работы с родителями.) Этот документ является предметом анализа не только классного руководителя, но и представителей общественности — членов советов содействия, комиссий по работе с детьми, представителей партийных, профсоюзных организаций, шефствующих предприятий и др. В тех школах, где четко поставлен учет по этому вопросу, где утверждается норма «полная явка родителей на все проводимые школой мероприятия», формируется действенное общественное мнение и личная ответственность отцов и матерей за выполнение своих обязанностей.
Знакомство со школьной документацией по работе с родителями показывает, что оформляется и ведется она во многих школах неудовлетворительно. Поэтому необходимость совершенствования форм и методов работы классного руководителя с родителями настоятельно требует улучшения этого дела. Все большее и большее количество педагогических коллективов, утверждая в начале учебного года «Единые требования в работе педагогического коллектива», принимают решение о ведении дневников педагогических наблюдений, журналов учета посещаемости мероприятий для родителей, о целенаправленной разработке методической комиссией классных руководителей памяток, рекомендаций, цикла психолого-педагогических лекций для родителей по наиболее актуальным вопросам воспитания. И это при правильном подходе, при отсутствии формализма дает свои замечательные результаты.
Раскрытые нами функции, осуществляемые классным руководителем, убедительно доказывают сложность и разносторонность его деятельности, требующей творчества, энтузиазма, глубокой психолого-педагогической компетентности.
Описанный нами опыт, предлагаемые рекомендации и направлены прежде всего на то, чтобы не усложнять деятельность классного руководителя, а так ее целенаправить, чтобы при меньших усилиях добиваться большей эффективности в воспитании детей.
Литература:
1. Мухамедова З. Р. Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях: Сборник научно-методических статей. Ташкент. 2011г.
2. Гордина Л. Ю. Спутник классного руководителя. Москва. Просвещение. 1990г.
3. Худайкулова Ф.Х Родительский комитет в школе. Ташкент. УЗ.НИИПН. 2011г.