Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Худайкулов, Х. Д. Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи / Х. Д. Худайкулов, Д. И. Мукимова, Охунжон Окмирзаев Ганиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1063-1065. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17331/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время человечество вступило в третье тысячелетие, имея в своём арсенале огромные знания и выдающиеся открытия, которые составляют предпосылки достижения каждым человеком совершенства. Мир располагает развитой электроникой, космонавтикой, робототехникой, биоэнергетикой, сотовой связью, лазерной техникой, высоким уровнем использования ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, информатикой и т. п. Количество подобных отраслей, направлений науки и техники, имеющих общечеловеческое значение, будет расти. Решающим фактором социального прогресса, любой социальной сферы является человек. В условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований в нашем государстве проблема воспитания подрастающего поколения и молодёжи приобретает первостепенное значение.

Процессы духовного возрождения в Узбекистане объективно осложнены кризисом идеалов и устремлений людей, сформированных в эпоху социализма. В обществе, среди некоторой части молодежи, существуют опасные тенденции духовного опустошения, социальной апатии, что характерно для эпохи ценностных переориентаций социума. Нельзя воссоздать новый Узбекистан с людьми, которые неспособны свободно реализовать свой потенциал, мыслящими старыми стереотипами, не избавившимися от чувства зависти, страха и национальной неполноценности, далёкими от осознанности, патриотизма.

Необходимость построения нового Узбекистана обуславливает воспитание свободомыслящего, инициативного гражданина — патриота. Любовь к своей Родине, гордость за неё, готовность к самопожертвованию ради её свободы, забота о процветании — важнейшие составляющие патриотизма, который считается одним из духовных основ независимости. После обретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии, тем самым открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить нашу молодежь самостоятельно мыслить, укрепить у них веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным.

Государство ведет целенаправленную деятельность в целях обеспечения задекларированных конституционных прав граждан на духовное совершенствование с учетом интересов всех народов и народностей. Во второй части статьи 4 Конституции Республики Узбекистан закреплен принцип «Обеспечение уважительного отношением к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на территории Узбекистана, а также создание условий для их развития». Весь духовный облик граждан отражает отношение государства к их традициям, обычаям и духовным ценностям.

Сфера духовности в Республике Узбекистан признана приоритетной наряду с экономикой, так как построение в Узбекистане правового демократического, гражданского общества не может обойтись без развития духовности. Президент И. А. Каримов особо выделяет проблему дальнейшего духовного обновления общества. Принципы духовного обновления и развития Узбекистана — это опора на такие основы как:

-          преданность национальным и общечеловеческим ценностям;

-          укрепление и развития культурного наследия народа;

-          свободная реализация человеком своих возможностей;

-          патриотизм и гуманизм как теоретико-методологическая основа национального возрождения.

Прогресс обеспечивают духовно развитые люди. Овладение техническими знаниями, сложной технологией должно происходить в сочетании с духовным совершенствованием, независимым мышлением. Интеллектуальный и нравственный духовный потенциал — два крыла просвещённого человека. Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания, образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [1].

В своей работе «Высокая духовность — непобедимая сила», Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов особое внимание обращает на насущные проблемы, возникающие в духовной сфере, в современной непростой период глобализации на вопросы сохранения и развития духовности, на защиту сознания молодого поколения от разных чуждых идей и идеологий. Подчеркивает, что для реализации целей и задач сохранения нашей духовности, необходимо, чтобы каждый человек осознавал себя достойным гражданином своей страны, глубже осваивал историю богатую культуру и наследие великих предков, осознанно воспринимал сегодняшнюю быстро меняющуюся действительность, самостоятельно мыслил и чувствовал свою причастность к преобразованиям в государстве.

Всякий общественный строй стремится к стабильному функционированию и формированию такой личности, которая бы соответствовала бы его природе и сущности. Общественные, политические институты, моральные, правовые и экономические нормы подчиняются этой цели. Если экономический рост, прогресс являются телом нашего общества, то духовность, просветительство, зрелость политического сознания — это его дух, ум, и душа. В этой связи высшая школа должна воспитывать в каждом гражданине такую личность, которая должна быть носителем мировоззрения независимости. Обладать национальной гордостью, но быть свободной от чувства национализма и национальной ограниченности, мыслить широко, понимать свой гражданский долг, усвоить национальные и духовные ценности в той мере, которая соответствовала бы её профессиональной, политической и социальной роли.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нами,- подчеркивает Президент И. А. Каримов, — научить людей высказывать своё мнение, свободно излагать свои мысли. Другими словами, у студентов необходимо формировать и развивать самостоятельное критическое мышление, адекватное потребностям светского демократического государства, современного рынка труда и законам конкуренции.

Следовательно, одной из магистральных линий в концепции политики — повышение качества образования, философии качества в сфере образования является интеллектуальное воспитание обучающихся, формирование нового типа интеллекта, иного образца и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира.

Важнейшей составляющей формирования основ гражданского общества, является постоянная работа в сфере просвещения и духовности, постоянного совершенствования личности. Это должно превратиться в постоянный императив, принцип, основу развития общества и представлять целостную систему действия, важнейшее место в которой должны занять: Духовность — Нравственность — Просвещенность.

И что особенно важно, новое поколение образованная, свободная от всяких пережитков прошлого молодёжь становится сегодня решающей движущей силой демократизации, либерализации, обновления и уверенного роста страны.

 

Литература:

 

1.         Из выступления Президента Узбекистана И. А. Каримова в мае 2002 г. на открытии Международного Вестминстерского Университета.

2.         Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуального развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: -Т.: Узбекистан. 2012.с.97

3.         Худайкулов Х. Ж. Педагогика. Психология.-Т.: Дизайн-Пресс.2011г.

4.         Мухамедова З. Р. «Гармонично развитое поколение-условие стабильного развития, благополучия и процветания общества» сборник научно-методических статей. Ташкент, 2013г. Стр.40–45.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, гражданское общество, духовное совершенствование, развитие духовности.


Похожие статьи

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Культура речевого общения — путь достижения успешного образования студентов экономических специальностей

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа

Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Похожие статьи

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Культура речевого общения — путь достижения успешного образования студентов экономических специальностей

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа

Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Задать вопрос