Статья посвящена анализу основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития туристской деятельности.
Ключевые слова:социально-ориентированная модель, туристская отрасль, социальная роль туризма.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития страны — это формирование нового образа будущей России, как ведущей мировой державы XXI века. Достижение этой цели означает — передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, комплексное обеспечение национальной безопасности, реализация конституционных прав граждан и усиление социальной роли в управлении и развитии экономики.
Формирование инновационной социально-ориентированной модели развития экономики требует решения следующих задач:
- повышение уровня доходов и качества жизни населения;
- социальное благополучие и согласие;
- экономика лидерства и инноваций;
- сбалансированное пространственное развитие;
- институты экономической свободы и справедливости;
- безопасность граждан и общества.
Комплексное решение указанных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, который позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Именно эти достижения и должны стать катализатором преобразования устоявшейся системы социально-экономического развития страны. [3]
Первое направление перехода к инновационному социально — ориентированному типу экономического развития страны является развитие человеческого потенциала России. Для этого необходимо:
- создать благоприятные условий для развития способностей каждого человека;
- улучшить условия жизни российских граждан и качества социальной среды;
- усилить социальную роль туризма;
- повысить конкурентоспособность человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики, к которым можно отнести сферу туристских услуг.
Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма.
Основные направления усиления социальной роли туризма:
- необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения любой инициативы поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества;
- добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся;
- уделять особое внимание развитию лечебно-оздоровительного туризма;
- совершенствовать материально-техническую базу туристской инфраструктуры;
- внедрить программы активного продвижения лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками;
- внедрить практику активной маркетинговой деятельности;
- интеграция туристских программ в образовательную среду;
- обеспечить безопасность туристской деятельности.
Вопросы повышения безопасности туризма являются ключевыми на современном этапе государственной политики в области туризма, ориентированной на повышение качества жизни населения. Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых фирмами, турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста.
Второе направление перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития — это создание высококонкурентной институциональной среды в туризме, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в туристскую деятельность. Основные механизмы создания институциональной среды:
- создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
- поддержка образования новых туристских компаний и новых видов туристского бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости туристской политики государства;
- повышение договороспособности туристских организаций и прозрачности ведения туристского бизнеса;
- обеспечение высокого качества государственного управления в сфере туризма.
На сегодняшний день отечественная политика, проводимая в области туризма, не соответствует стандартам мировой туристской индустрии.
Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость:
- разработки эффективной модели государственной политики в области туризма на основе стратегического планирования;
- совершенствования стратегий развития и управления сферой туризма;
- создания программ развития регионального туризма с учетом создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
- разработки эффективного институционального механизма управления туристской отраслью;
- выработки долгосрочной политики управления региональным туризмом.
На основе проведенного исследования можно построить эффективную модель формирования государственной политики развития туризма (см. рисунок 1). [1]
Рис. 1. Модель формирования государственной политики в области туризма
В представленной на рисунке 1 модели четко обозначены основные аспекты государственного регулирования туристского рынка.
Третье направление — это инвестиционно-технологическое развитие туристской деятельности. Туризм базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Качественное использование ресурсного потенциала требует интенсивного технологического обновления, являющегося важнейшим условием успеха модернизации и фактором роста конкурентоспособности регионального туристского продукта. Развитие туристской отрасли выдвигает следующие основные задачи:
- научное исследование рекреационных ресурсов;
- разработка методики экономической оценки этих ресурсов;
- анализ количественных и качественных показателей этой оценки.
Решение этих задач требует от общества постоянного поиска эффективного экономического механизма для оценки насыщенности территории рекреационными ресурсами. Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений туристского назначения, а с другой — в развитии народного хозяйства страны в целом.
Главным фактором повышения экономической эффективности развития туризма является привлечение инвестиций в туристский сектор. Инвестиции в туристском секторе направлены на обеспечение расширенного воспроизводства и производства новых услуг.
Необходимо понимать, что для внедрения инвестиций нужны активные, согласованные и управляемые действия всех заинтересованных лиц. Для этого необходимо разработать общую технологию управления инвестиционным процессом в туристской деятельности.
Во многих странах в развитие туристской отрасли вкладывают огромные финансовые средства. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели в туризме, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли. На рисунке 2 представлена динамика оказания платных услуг размещения туристов в Российской Федерации за 2010–2013гг.
Условиями создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли выступают: повышение научной обоснованности управленческих решений в области инвестирования, обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления, инструментарий, ориентирующие реализацию инвестиционных проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности. [2]
Рис. 2. Динамика оказания платных услуг размещения туристов в Российской Федерации за 2010–2013гг.
Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом инвестирования в туристский бизнес, который обеспечивал бы достижение поставленных целей инвестиционного проектирования, как в стратегическом плане, так и в ближайшем будущем. На рисунке 3 представлен механизм управления инвестиционным процессом в туризме. [1]
Рис. 3. Механизм управления инвестиционным процессом в туризме
Как следует из рисунка 3, инвестиционная активность зависит от двух составляющих: инвестиционного климата и инвестиционного потенциала.
Четвертое направление — переход к новой модели пространственного развития российского туризма, в том числе:
- формирование новых туристских центров, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
- сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;
- укрепление системы стратегического управления региональным туризмом;
- повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил;
- повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей в реализации планов и программ развития туристской отрасли.
В регионах Российской Федерации предпринимаются меры по концентрации сил на развитие туризма. Однако методов воздействия региональных органов в данном направлении явно недостаточно. Необходимо проработать методические основы политики туристско-рекреационного комплекса, находить пути совершенствования стратегий формирования организационно-методологических основ управления туристским рынком. Для этого целесообразно применить следующие методы:
- привлечение средств населения;
- политика по развитию рынка ценных бумаг;
- политика по развитию рынка страховых услуг;
- политика по развитию рынка лизинговой деятельности.
В целом переход на социально-ориентированную модель развития туризма должно обеспечить:
- значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет;
- повышения качества жизни населения;
- обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры исторического наследия и природы;
- проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона;
- устойчивое развитие внутреннего туристского рынка.
Литература:
1. Денгаев А. М. Анализ методологических основ управления региональным туризмом в условиях риска и неопределенности.
2. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 2561–2565.
3. Денгаев А. М. Мероприятия, направленные на совершенствование методологических основ повышения эффективности управления сферой туризма в регионах в условиях риска и неопределенности. Экономические исследования. 2014. С.4.
4. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие.- М.: Финансы и статистика, 2003.