В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности (стимулирующе-мотивационные, содержательно-технологические, организационно-реализационные).
Ключевые слова: творческое саморазвитие, компоненты творческого саморазвития, педагогическая поддержка, педагогические условия.
Актуальность данной темы нельзя отрицать, поскольку процесс развития современного мира динамичен, а постоянно изменяющиеся условия существования требуют от человека необычного, творческого подхода в решении задач, встающих на его пути. Большую роль в данном вопросе приобретает творческое развитие личности. И хорошо, когда личность сама осознаёт необходимость двигаться вперёд по ступеням развития, ставит цели, достигает их, а этот процесс получает имя — саморазвитие. Ведь несомненно то, что самостоятельно управлять процессом развития значительно эффективнее, чем ждать от жизни подходящих для этого условий.
Особенно важным творческое развитие становится для старшеклассников, так как юноши и девушки, впервые за одиннадцать лет обучения, готовятся сделать шаг, в результате которого их статус школьника сменится на другой, совершенно новый социальный статус. Если творческие способности личности недостаточно развиты, подобного рода шаги будут осуществляться крайне тяжело, и могут привести к дезадаптации в новых условиях и другим неприятным последствиям.
Как мы указывали ранее, главным отличием саморазвития от развития является целенаправленность. Помимо этого, саморазвитие характеризуется мотивацией и непрерывностью [8]. Это объясняется тем, что при отсутствии мотивации, а как следствие и целей, не будут осуществляться действия, которые приводят к прогрессу в развитии. Само словообразование термина указывает на то, что саморазвитие должно запускаться и контролироваться самой личностью. Иными словами, процесс саморазвития представляет собой сознательное целенаправленное самоизменение, он предполагает способность личности к работе над собой, к росту и развитию. А его формами выступают самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [5]. Объединяя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.
Теперь, когда сущность саморазвития раскрыта, следует уточнить, какой смысл стоит вкладывать в понятие «творчества». Несмотря на некоторые отличия определений разных исследователей (С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев, А. Г. Спиркин и др.), в них прослеживаются общие положения [6]. Анализ научной литературы привёл нас к тому, что творчество — это любая деятельность человека, результатом которой является создание неповторимых продуктов. Этим определением мы и воспользуемся для дальнейшего изучения темы исследования.
Если опираться на предыдущие положения, можно сказать, что вся суть творческого саморазвития заключается в выполнении действий индивидом, которые способствовали бы формированию у него умений мыслить и действовать творчески. Тем не менее, нельзя говорить о творческом саморазвитии как о простой сумме двух «слагаемых». Творческое саморазвитие — длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах её жизнедеятельности [1]. Касаясь его структуры, учёные традиционно выделяют мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный (операционный), эмоционально-волевой, креативный (творческий), рефлексивный, адаптационный и другие компоненты [10]. Принимая во внимание исследования М. Н. Рыскуловой, мы выделяем компоненты творческого саморазвития, которые, на наш взгляд, полностью обеспечивают целостность данного процесса: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Когнитивный компонент представляет собой познание школьником собственных потенциальных творческих возможностей.
Эмоционально-волевой компонент включает в себя осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой и своим эмоциональным состоянием, а так же способность личности мобилизовать себя активно использовать свои творческие возможности для достижения цели.
Деятельностный компонент проявляется в способности личности по определению индивидуальными свойствами личности (проявляется в творческом мышлении, творческой активности (как свойство личности), в творческом поведении.
При этом стоит выделить основные черты (особенности) творческого саморазвития. Ими являются последовательность и непрерывность, сформированность индивидуальных особенностей, свободный выбор. Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что в нашем исследовании творческое саморазвитие школьника представляет собой познание их собственных потенциальных возможностей, осознанность и целенаправленность действий, самореализацию своих творческих способностей.
При дальнейшем рассмотрении темы уместно поставить вопрос о том, какие же меры стоит предпринять для активизации процесса творческого саморазвития у старших школьников. Не зря для содействия развитию детей используется такое явление как педагогическая поддержка. Анализируя определения педагогической поддержки, которые были даны исследователями, занимающимися вопросами данной проблемы (О. С. Газман, Т. В. Анохина, Н. Б. Крылова и др.), можно сказать, что педагогическая поддержка — это особая деятельность педагога, которая обеспечивает помощь детям в решении индивидуальных проблем, содействуя саморазвитию их личности [9]. Соответственно, педагогическая поддержка творческого саморазвития — это система средств, применяемых педагогом для оказания помощи в преодолении проблем, разрешение которых способствует творческому саморазвитию школьников.
Для эффективной реализации педагогической поддержки творческого саморазвития очень важно правильно организовать внеурочную деятельность. Касаясь понятия внеурочной деятельности школьников, отметим, что оно включает все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Не стоит забывать о возрастной принадлежности старшеклассников. В возрастной психологии данный период относится к раннему юношескому возрасту. Согласно исследованиям в психологии (И. С. Кон, И. В. Дубровина, Э. Эриксон и др.), юность — завершающая стадия персонализации. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения [7]. Это необходимо учитывать для максимального развития активности, самостоятельности, ответственности и стимулирования процесса самовоспитания и творческого саморазвития у старших школьников.
Мы выделили ряд условий, реализация которых, по нашему мнению, будет содействовать более эффективному осуществлению педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеучебной деятельности:
1) стимулирующе-мотивационные (мотивационная направленность педагогической поддержки на творческое саморазвитие);
2) содержательно-технологические (использование проектной технологии, организация тренингов, проведение проблемных дискуссий, решение проблемных ситуаций);
3) организационно-реализационные (установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, основанных на педагогическом сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействии).
С одной стороны, взаимодействие призвано активизировать процесс самоотношения обучающегося, накопление опыта познания себя [2]. С другой, учитывая, что предметом анализа, становится сам человек, его внутренний мир, его переживания и ощущения и возникающие в связи с этим осложнения, взаимодействие подразумевает равенство позиций сторон, уважение и доверие партнеру. Организация такого взаимодействия подразумевает создание коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, саморазвитие каждой личности [3].
Диалоговое взаимодействие представляет собой взаимодействие, которое развивается и по своему содержанию (является вариативным, предполагает различные решения, допускает различные взгляды), и по формам осуществления (непосредственное и опосредованное, парное, групповое и т. д.), и по взаимным позициям его участников (ведущий — ведомый; организатор — участник и др.). В процессе анализа педагогических ситуаций организуется позиционная дискуссия, цель которой — научить выбирать и оценивать различные точки зрения, связанные с решением проблемной ситуации, высказывать разнообразные мнения и суждения, приходить к компромиссу. Она позволяет взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, видеть ее «объемно», многоаспектно, помогает «обойти» имеющиеся межличностные противоречия. При этом организатору обсуждения необходимо отметить мнение каждого, найти в нем рациональное зерно, подчеркнуть вклад в общее решение проблемы [3].
С учётом данных условий, нами была разработана программа мероприятий, направленных на педагогическую поддержку творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности. В неё вошли: организация дискуссий по проблемам творческого саморазвития (цель: формирование мотивационной направленности на творческое саморазвитие), проведение тренингов «Самопознание» (цель: познание своих способностей), «Креативность» (цель: развитие творческих способностей), решение школьниками нестандартных проблемных ситуаций (цель: активизация процессов творчества), проект (цель: обобщение полученных знаний и умений и их реализация).
Результаты проведенной опытно — экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности использованных условий реализации педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников: диагностические результаты, а так же результаты наблюдения, говорят о том, что школьники расширили круг знаний о своих творческих возможностях, стали осознанно и целенаправленно применять свои способности для достижения целей, показали умение контролировать эмоциональное состояние для получения желаемого результата, проявляли творчество в своём мышлении и поведении, были творчески активны.
Литература:
1. Андреев В. И., Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань, 1996. — 568 с.
2. Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 501–503.
3. Бырдина О. Г. Подготовка студентов педвуза к решению профессионально-педагогических задач [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 503–506.
4. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — М. Прометей, 2001. -144 с.
5. Вдовина С. А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников [Текст] / С. А. Вдовина // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 25.
6. Дегтерев В. А. Творческое саморазвитие студента вуза [Текст] / В. А. Дегтерев, М. Ю. Балдина // Педагогическое образование в России (№ 2, 2013г.). — 2013. — С.18–21.
7. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. — М., 1989.
8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / В. Г. Маралов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
9. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: МИРОС, 2001.—208 с.
10. Рыскулова М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося [Текст] / М. Н. Рыскулова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.