Уже несколько десятилетий во всем мире большое значение уделяется качеству продукции. Высокое качество продукции является основным залогом успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке. Актуальность данной категории обусловлена тем, что качество, сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория, а как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит стабильность и развитие российской экономики, её место в мировом производстве и распределении.
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда для повышения производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий её конкурентоспособность.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения. К ним относятся следующие показатели:
- удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе высокоразвитые промышленные страны
- средний коэффициент сортности;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.
К индивидуальным показателям качества продукции можно относятся:
- полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания);
- надёжность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность (трудоёмкость, энергоёмкость);
- эстетичность изделий (дизайн, привлекательность);
- стандартизация;
- технико-эксплуатационные характеристики;
- согласованность с окружающей средой (экологичность, безвредность для жизни).
К косвенным показателям можно отнести: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, себестоимость забракованной продукции, расходы по исправлению брака, стоимость брака по цене возможного использования, сумма удержаний с виновных лиц, потери от брака и др. [5].
Проанализируем показатели качества продукции Саранской кондитерской фабрики ОАО «Ламзурь».
В настоящее время ОАО «Ламзурь» является современной кондитерской фабрикой и входит в число лучших российских предприятий. Она занимала и занимает достойное место на российском рынке кондитерских продукции, постоянно радуя своих потребителей и партнеров уникальными вкусами и превосходным качеством своей продукции. Продукция реализуется более чем в 60 регионах РФ и Ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Грузия, Азербайджан). Предприятие занимает порядка 15 % доли рынка Мордовии, имеет значительные продажи в Нижегородской области, Самарской области, Татарстане, Москве, Санкт — Петербурге, Дагестане, Челябинской области
Ассортимент продукции на данный момент включает в себя более 300 наименований, а объем выпускаемой продукции составляет 30 000 тонн кондитерских изделий в год. Это такая кондитерская продукция как:
- конфеты: помадные, пралиновые; карамель леденцовая, молочная и фруктово-ягодная; ирис, сбивные конфеты, наборы шоколадных конфет;
- печенье — сахарное, затяжное и сдобное, печенье-сэндвичи;
- вафли, зефир, мармелад и многое другое, без чего трудно себе представить нынешний кондитерский рынок России.
Успехи ОАО «Лaмзypь» связаны в первую очередь с поддержанием постоянного высокого качества выпускаемой продукции. В 2007г. на предприятии была внедрена Международная система управлением качества (СМК) 9001:2001. В 2013 г. ОАО «Лaмзypь» получило заключение от внешних аудиторов, что система менеджмента качества на предприятии соответствует требованиям международной системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 22000:2008, что было подтверждено выдачей сертификата соответствия.
Оценка качества продукции производится также по удельному весу продукции, соответствующей различным стандартам и техническим регламентам.
Рассмотрим основные качественные показатели кондитерской продукции ОАО «Лaмзypь» за 2012- 2014 гг. (Таблица 1).
Таблица 1
Качественные показатели кондитерской продукции ОАО «Лaмзypь» за 2012- 2014 гг.
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
План. |
Факт. |
План. |
Факт. |
План. |
Факт. |
|
Средневзвешенный балл качества кондитерской продукции |
0,70 |
0,68 |
0,75 |
0,74 |
0,80 |
0,78 |
Удельный вес, %: |
|
|
|
|
|
|
- продукции высшей категории качества |
75 |
79 |
76 |
78 |
78 |
79 |
- экспортируемой продукции |
13,2 |
14,6 |
15,6 |
15,7 |
16,5 |
16,6 |
- забракованной продукции |
0,55 |
0,51 |
0,45 |
0,50 |
0,40 |
0,37 |
- зарекламированной продукции |
0,25 |
0,2 |
0,25 |
0,20 |
0,25 |
0,20 |
Потери от брака, тыс. руб. |
465 |
452 |
350 |
420 |
328 |
314 |
Как видно из таблицы 1, за период 2012–2014гг. на ОАО «Лaмзypь» наблюдается улучшение фактических показателей качества по сравнению с планируемыми. Так, в 2012г. удельный вес продукции высшей категории качества составил 79 % по сравнению с планируемыми 75 %. Данный показатель по факту превышает планируемый на всем протяжении анализируемого периода.
Фактический показатель удельного веса экспортируемой продукции в 2012 г. не достиг планового и составил 13,2 по сравнению с 14,6 планируемым. А в период с 2012–2014гг. данный показатель превысил плановый на 0,1.
Более наглядно данные изменения качественных показателей представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Качественные показатели кондитерской продукции ОАО «Лaмзypь» за 2012- 2014 гг.
Из диаграммы видно, что по основным качественным показателям наблюдается их фактическое увеличение в динамики и превышение плановых значений. Таким образом, проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшего качества и экспортируемой продукции. Значительно снижена доля забракованной и зарекламированной продукции, что свидетельствует о том, что ОАО «Ламзурь» ведет продуманный и строгий контроль за качеством продукции.
Так как предприятие выпускает кондитерскую продукцию по сортам, то в случае изменения ее сортового состава целесообразно рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции. Выполним расчет способом абсолютных разниц по таблице 2.
Таблица 2
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении ОАО «Лaмзypь»
Сорт продукции |
Структура продукции, % |
Относительное отклонение 2014 г. от 2012г. |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014г. |
||
Первый сорт |
50 |
70 |
75 |
+5 |
Второй сорт |
30 |
20 |
15 |
-5 |
Третий сорт |
20 |
10 |
10 |
0 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
- |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции первого сорта и уменьшением соответственно доли второго и третьего сорта) средняя цена реализации по кондитерской продукции предприятия в 2014г. выше чем в 2012 г. на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2359 тыс. руб.
Основным косвенным показателем качества продукции на ОАО «Лaмзypь» является брак, который подразделяется на исправный и неисправный, внутренний (выявленный на ОАО «Лaмзypь» и внешний (выявленный потребителями). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема хозяйственной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа качества продукции изучим динамику брака по абсолютной сумме и определим потери от брака по таблице 3.
Таблица 3
Потери от брака на ОАО «Лaмзypь», тыс. руб.
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014г. |
Себестоимость забракованной продукции |
550 |
500 |
490 |
Расходы по исправлению брака |
120 |
80 |
75 |
Стоимость брака по цене возможного использования |
160 |
150 |
140 |
Сумма удержаний с виновных лиц |
25 |
10 |
10 |
Потери от брака (1+2–3-4) |
485 |
420 |
415 |
Таким образом, абсолютное отклонение показателя себестоимости забракованной продукции в 2014 г. по сравнению с 2012 г. составило 60 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 40 % (Рисунок 2).
Рис. 2. Показатели потерь от брака ОАО «Лaмзypь» в 2014г., %
Для определения потерь хозяйственной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. На ОАО «Лaмзypь» стоимость хозяйственной продукции в действующих ценах составляет 127265 тыс. руб., а ее себестоимость — 95128 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен: (127265–95128) / 85128 * 100 = 34 %. Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,34 раза. Потери же хозяйственной продукции равны 420 * 1,34 = 562,8 тыс. руб.
Анализ качественных показателей кондитерской продукции показал, что основными причинами понижения качества продукции ОАО «Лaмзypь» является недостаточно высокое качество сырья и аритмичность производства. Следовательно, нам необходимо предложить меры по повышению качества продукции.
Улучшение качества — это постоянная деятельность, направленная на повышение качества продукции, снижение затрат на него, совершенствование производства. На наш взгляд, объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства, например, технологический процесс, внедрение научной организации труда, современного оборудования, обеспечение инвентарем, инструментами, повышение квалификации персонала.
Также руководству фабрики следует доработать политику в области качества и обеспечения безопасности продукции ОАО «Ламзурь», обеспечить увязку с другими видами деятельности и в дальнейшем постоянно осуществлять контроль за её реализацией на предприятии. Улучшение системы менеджмента должно стать важным шагом для организации, по повышению и совершенствованию деятельности. Должны проводиться мероприятия по предупреждению возникновения несоответствий, которые могут быть направлены на замену оборудования или инструментов, а также устаревшей документации.
Литература:
1. Вумек Д. П. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Д. П. Вумек. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 472 с.
2. Ефимов В. В. Управление качеством: Учебное пособие / В. В. Ефимов. –Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 141 с.
3. Гончаров П. П. Система оценки качества кондитерской продукции / П. П. Гончаров, З. Х. Салихова // Вестник удмуртского университета. — 2010. — № 3. — С. 52–57.
4. Наумова Л. М. Управление качеством: Учебное пособие / Л. М. Наумова. — М.: Элит, 2012. — 298 с.
5. Савицкая, Г.В.. Экономический анализ: учеб. / Г. В. Савицкая. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание. — 651 с. — (Экономическое образование)., 2005
6. Прохоров Ю. К. Управление качеством: Учебное пособие. — СПб: СПбГУИТМО, 2007. — 144 с