Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 15.04.2015

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Фильцова, М. С. Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза) / М. С. Фильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1052-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17405/ (дата обращения: 16.11.2024).

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы [3] и проистекающие из неё Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС — 3) формулируют стратегическую задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, призванных не просто владеть комплексом знаний, умений и навыков, но и уметь формировать их самостоятельно, демонстрируя и развивая у себя познавательную потребность. Как известно, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, при котором процесс учения понимается прежде всего как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Между тем приоритет личностного развития учащегося / студента, провозглашаемый в области образования, пока далёк от реального воплощения на практике. Стереотип понимания образования как передачи учащемуся / студенту первоначально отчуждённого от него «ничейного» знания всё ещё доминирует в нормативных документах, программах и методиках. Традиционное содержание образования затрудняет выстраивание теми, кто учится, собственного мира знаний. В имеющихся учебных программах и пособиях, в практике традиционного обучения мир реальных объектов нередко подменяется готовыми понятиями и другими идеализированными продуктами познания, полученными не студентами, а специалистами, учёными, авторами учебников. Изучение информации о чужих знаниях практически не оставляет места для создания собственных знаний о реальном мире.

Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации тех, кто учится, невостребованности их творческого потенциала, гиперболизации формальных ценностей образования (получение оценки, сдача модульного экзамена и т. п.), что приводит к отчуждению учащегося от организуемого для него образования. Очевидно, что система обучения, которая приблизит его смысл и цели к индивидуальным творческим возможностям студентов, а также включит в своё содержание проблематику сегодняшнего и будущего времени, существенно увеличит шансы личности в стремительно изменяющемся мире.

Сказанное в полной мере относится к иноговорящим студентам, владеющим русским языком на уровне носителей (отметим, что в последние годы число таких учащихся из стран бывшего СССР — Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан — значительно увеличилось). Особая трудность здесь заключается в поиске технологий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации этого контингента студентов с одновременным развитием их лингвистических способностей. Эту задачу, кстати, весьма сложно решать в связи с тем, что такие студенты в рамках факультета обычно не выделяются в отдельные группы, и потому работать с ними приходится индивидуально. Основой организации такой деятельности выступает эвристика как наука о создании нового, а продуктом — проведение собственного исследования и представление его на учебной параконференции с последующим обсуждением в режиме дискуссии.

На кафедре русского языка Медицинской академии имени С. И. Георгиевского такая работа проводится в течение последних лет, и её результаты дают основания утверждать, что исследовательский проект является весьма значимым элементом научного изыскания, вовлекающим студентов в освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. Необходимость самостоятельного выбора темы проекта, формулировки цели, отбора средств и способов достижения цели, выдвижение собственных гипотез и их доказательство, поиск аргументации — всё это совершенствует способность логически мыслить: наблюдать, анализировать, проводить аналогии и сравнения, классифицировать, обобщать и т. п. Важность названных умений для успешной профессиональной и социальной карьеры не требует доказательств вообще, а для студентов-медиков, входящих для решения профессиональных вопросов в постоянный прямой и обязательный контакт с другими людьми, эти умения тем более актуальны. И потому участие в учебной параконференции и дискуссия как форма обучения воспринимаются студентами как жизненная необходимость. Следует отметить особое значение подобной работы для совершенствования речевых навыков студентов, для которых русский язык является неродным: именно в этом случае умение выстраивать процесс устного делового общения, формирование навыков самопрезентации, совершенствование культуры речи, языковых норм, овладение стилистической деловой сферой общения, формирование навыков публичного выступления и т. п. являются важнейшей задачей развития интеллектуального потенциала названного контингента студентов.

Основным принципом разработки собственного проекта является проблемная направленность (исследуются деонтологические и биоэтические проблемы современной медицины: взаимоотношения врача и пациента, врачебная этика vs религиозная мораль, медицинский и религиозный аспекты смерти, этические последствия экспериментов на человеке, этико-правовое поле деятельности учёного и тому подобные темы. Для исследования предлагаются также темы на стыке филологии и медицины («Соматический язык как отражение национальной культуры (на примере русского и узбекского языков)», «Синдром Ван Гога: язык, мышление, судьба», «Проблемы медицины в киберпанк-литературе», «Эвфемизмы в названиях заболеваний», «Описание гугл-пациента», «Происхождение узбекских фамилий и личных имён», «Соматическая лексика как способ описания патологического состояния», «Проблемы эвтаназии в произведениях Ремарка» и др.). Проблемная ситуация, проблемная задача, исследование возможных способов её решения, рассмотрение альтернативных точек зрения, размышления, дискуссия, обобщение, оценка полученных результатов — всё это нацелено не на усвоение готовых научно-теоретических формул и конкретно-прикладных рекомендаций-рецептов, а на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности.

Каким образом организуется работа студентов? В начале учебного года кафедрой утверждается список студентов 1–3 курсов, владеющих языком в объёме сертификационного уровня С1 и потому вместо занятий в обычной учебной группе работающих по индивидуальному плану под руководством преподавателя. В индивидуальном плане подробно обозначается содержание работы (выбор темы, составление плана будущего сообщения, поиск источников и составление их списка по теме сообщения, сбор материала и его обработка в соответствии с составленным планом, составление письменного текста сообщения, его литературное редактирование и техническое оформление, устное представление доклада на учебной параконференции), определяются конкретные сроки исполнения. Что же касается представляемой на учебной параконференции работы, то она оценивается по следующим параметрам: 1) научная ценность работы (актуальность, научная новизна и практическая значимость); 2) качество изложения материала; 3) иллюстративное оформление работы; 4) умение поддержать дискуссию.

Что является наиболее частым основанием для снижения оценки? В части «научная ценность» это прежде всего несамостоятельность представленной работы; отсутствие формулировки целей и задач собственного исследования, использование не собственных первичных материалов, а некритически выбранной, главным образом из интернет-источников, информации; формулировка вывода не на основе продемонстрированных в докладе результатов и т. п. В части «качество изложения материала» оценка снижается при несоответствии названия доклада его содержанию; при отсутствии в докладе общего сюжетного стержня, когда текст представляет собой сумму разрозненных по смыслу частей, а переход от раздела к разделу не имеет смысловых связок; при отсутствии владения информацией собственного доклада; при чтении доклада по заготовленному тексту или с использованием «тактики телевизионного диктора», без акцентирования узловых моментов; при нарушении регламента выступления более чем на 50 %; при наличии (далее следуют речевые клише), системных языковых и речевых ошибок и др. При оценивании умения поддержать дискуссию оценка снижается в том случае, если язык изложения докладчика изобилует бытовыми выражениями или словами-паразитами; если докладчик при ответе на вопрос пытается использовать не факты, а психогенные и эмоциональные элементы аргументации, в особенности — при ответе на вопросы студентов; если докладчик обнаруживает неспособность понять заданный вопрос, а ответ не связан с сутью вопроса; если докладчик намеренно пытается уйти от вопроса либо использует при ответе заранее заготовленный текст доклада, а также если он не способен повторно озвучить какой-либо элемент своего доклада, не способен кратко и исчерпывающе сформулировать ответ при объективном наличии необходимых знаний и фактов и т. п. Общая оценка, полученная докладчиком, засчитывается за соответствующий курс.

Для стимулирования активности слушателей им предлагаются таблицы речевых клише, с помощью которых слушатели могут корректно задать вопрос докладчику (например: «Вы хотите выразить свою точку зрения на проблему?» (далее следуют речевые клише), «Вы хотите выяснить точку зрения собеседника?» (далее — речевые клише), «У вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Вы хотите с кем-то согласиться? / Вы хотите возразить? / Вы не уверены и хотите что-то уточнить? (далее — речевые клише), «Проблема, о которой вы говорите, чрезвычайно актуальна, и вы хотите это доказать? (далее — необходимые речевые клише) и др. Такая работа, вне всякого сомнения, развивает навыки самостоятельной речевой деятельности, вырабатывает умения и навыки оперирования смысловыми категориями, позволяет повторить и проверить прочность усвоения языковых средств.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод: образовательная ценность обучения возрастает, если учащиеся (в нашем случае это иноговорящие студенты медицинского вуза) участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в выстраивании личностной системы знаний. Личностно ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие между собой и с преподавателем. Это сотрудничество, а не передача знаний. Перед преподавателем в этой ситуации стоит задача отбора адекватных методов, педагогических технологий обучения: обучения в малых группах, организации сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальной, парной, групповой проектной деятельности, ролевых, деловых игр проблемной направленности, с обязательным учётом принципа дифференциации обучения. Всё это способствует формированию культуры устной и письменной речи, подчинённой задачам профессионального общения, ведёт к повышению учебной мотивации и развитию когнитивного опыта личности и её интеллектуальных способностей.

 

Литература:

 

1.                  Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. — Рига.: Эксперимент, 1995. — 176 с.

2.                  Практический курс русского языка для студентов медицинского университета (в пяти частях). Часть 4: Обучение чтению и устной речи / Л. И. Журомская, М. С. Фильцова. — Симферополь: КРП «Крымучпедгиз», 2015. — 66 с.

3.                  Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р

4.                  «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» / Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/3409

5.                  Русский язык для иностранных специалистов-нефилологов: Беседы и дискуссии / Н. В. Мощинская, А. А. Амельчонок, Е. А. Злобина и др. — М.: Наука, 1990. — 159 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебная параконференция, индивидуальный план, клише, познавательная деятельность, проблемная направленность, русский язык, умение.


Похожие статьи

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Похожие статьи

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Задать вопрос