В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, результативные компоненты дисциплины. Определены основные условия реализации гуманизации обучения в процессе изучения бакалаврами данной дисциплины.
Ключевые слова: курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»; гуманизм; гуманизация образования; условия гуманизации обучения; дифференцированный подход; самостоятельная деятельность бакалавров; исследовательская деятельность; критерии эффективности.
The following article presents the special characteristics with respect to the organization of the course “Methodic of health and life safety education” for bachelor students due to the condition of humanization of education. The article describes the main amendments concerning the substantial, structural and effective components of the course. The article determines the main conditions concerning the realization of humanization of education with respect to the learning of the course by the bachelor students.
В современном образовании одним из ключевых направлений является гуманизация педагогического образования. Педагогическое образование имеет давние гуманистические традиции, учитывающие опыт русского просветительства. Гуманизацию образования определяют, во-первых, как систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования; во-вторых, как концептуальное положение о приоритете личности в образовании; в-третьих, как принцип образования, предполагающий субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала. Основным положением гуманистического образования является признание достоинств личности, ее прав и свободы выбора, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей, создание для этого благоприятных условий обучения.
В результате проводимых исследований и дискуссий нами был проведен теоретический анализ современной философской, психологической и педагогической литературы позволил выявить, что традиционное понятие «гуманизация» переосмысливается и расширяется, в него включаются следующие составляющие «гуманизм», «гуманность», «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования». Так, например, определение «гуманизм» — в философском словаре определяется как система: признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения» [1]. «Гуманизм», по мнению А. С. Кравец, имеет два значения: первое — обозначает систему ценностей, возвышающих человеческую личность, ставящую в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь; второе — характеризует культурное движение эпохи Возрождения, в рамках которого появляется сам термин, первоначально понимавшийся его представителями как определенный вид интеллектуальных занятий филологического плана, т. е. как изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии [2].
В работе М. Е. Добрускина «Гуманизация как стратегия высшего образования» гуманизация определяется как звено проводимой реформы высшей школы: перехода от экстенсивно-информационной модели учебного процесса к проблемно-аналитической системе обучения, преодоления разрыва между гуманитарными и негуманитарными дисциплинами и узкой специализации [3].
Следует отметить, что термин «гуманизация образования» означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личностной свободе, социальной справедливости и человеческому достоинству).
В работах многих ученых компонентами методологической гуманизации профессионального образования принято считать социальный, гуманитарный и технологический компоненты развития специалиста [4]. Так учебно-методическое содержание в вузе связывают с «гуманитаризацией образования», где особое место отводится к приобщению молодых людей к гуманистическим ценностям.
Идеи гуманизации образования нашли свое отражение в законе РФ «Об образовании» ст. 2 как один из принципов государственной политики, где наблюдается главная тенденция развития и функционирования системы российского образования ориентация на развитие личности при подготовке специалистов образования. В связи с этим становится актуальной сущность образовательного процесса, как элемента нового педагогического мышления при реализации методической подготовки профессиональных кадров. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования возрастает значение гуманизации образования. В период реформирования высшего педагогического образования происходят изменения системы образования, затрагивающие содержательные, структурные, технологические, результативные компоненты [5]. Гуманизацию образования можно рассматривать как условие подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивающую взаимосвязь социокультурной, психолого-педагогической, предметной и методической подготовки педагога нового типа.
В связи с этим современная подготовка бакалавра в области безопасности жизнедеятельности нуждается в разработке методики обучения на основе принципа гуманизации образования, в центре которого должен находиться студент, формирующийся как целостная личность, отвечающая за свои действия и осознающая их.
Гуманизация профессионального образования определяет необходимость нового подхода в подготовке бакалавра в области безопасности жизнедеятельности, раскрывающую творческую индивидуальность студентов и формирующую свободную личность.
В качестве основной составляющей гуманитаризации высшего образования выступают вузы как учебные и научные центры, как мощные очаги духовной культуры, приобщения молодого поколения к ценностям культуры, их дальнейшего развития и распространения.
В структуре разработанного нами содержания педагогического образования компетентностно-ориентированный подход в гуманизации учебного процесса обеспечивается за счет такого курса как «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности». Данный подход позволяет осуществлять индивидуализацию обучения студентов, по разным направлениям: дифференциация обучения; использование инвариантной и вариативной частей программ по курсам; индивидуальные темпы продвижения по усвоению программ [6]. Большое значение играют также практика студентов, которая проходит на базе образовательных учреждений различного типа, участие студентов в качестве участников и организаторов научных конференций в области педагогики безопасности [7].
Будущий учитель ОБЖ должен владеть не только предметными знаниями и уметь формировать систему универсальных учебных действий, но и развивать духовно-нравственные ценности у учеников, оценивать результаты образования на личностном уровне. Особое место в профессиональной и методической подготовке выпускника в области безопасности жизнедеятельности при реализации гуманистического подхода в процессе изучения данного курса пересматриваются содержание, формы, методы обучения и воспитания таким образом, чтобы они способствовали эффективному раскрытию личности и индивидуальности студентов. Одним из условий реализации гуманистического принципа является вариативная составляющая курса, которая предоставляет возможность выбора студентом на различных этапах учебной деятельности. В процессе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» студенты знакомятся с основными подходами, направленными на организацию учебно-воспитательного процесса по предмету, с разнообразием авторских программ и учебников, знакомится с различными трактовками изучаемой проблемы.
Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, учитывающий потребности, особенности и склонности студентов. Это дает возможность осуществления индивидуального подхода в процессе обучения и планирования индивидуального маршрута освоения дисциплиной.
Содержание дисциплины пересматривается с позиции его гуманизации, которое должно способствовать ценностному отношению к личности, личной заинтересованностью в самообразовании, самопознании и саморазвитии. Таким образом образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием «человек ↔ человек ↔ социальная среда». При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, так как психологические и психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения, выбор методов и форм. Студентов отличает возрастающее стремление к самостоятельности, формирование ценностных ориентаций и мотивации деятельности.
Изучение курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» начинается в четвертом семестре и заканчивается в конце третьего курса (4–6 семестр) экзаменом и защитой курсовой работы по методике обучения безопасности жизнедеятельности, общий объем дисциплины за весь период обучения составляет 504 часа.
Содержание курса отражает вопросы методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на основе гуманистического подхода: открытого обмена мнениями, эффективного разрешения проблем, реализации творческих замыслов способствует групповая работа по курсу.
Студентам предлагаются разнообразные задания в группах:
- анализ существующих федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которые позволяют оценить успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов при освоении основных образовательных программ;
- проектирование рабочих программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) в разных классах;
- анализ межпредметных связей в курсе ОБЖ по классам, разработка методики проведения уроков с использованием межпредметных связей;
- анализ развития понятий в курсе ОБЖ по темам, составление терминологического словаря (глоссария);
- проектирование внеклассных занятий по ОБЖ и многое др.
Групповая форма работы способствует взаимодействию студентов, овладению новыми видами деятельности (методической, научно-исследовательской, проектной), повышению мотивации обучения. Дискуссию можно рассматривать важным продолжением групповой работы, в которой студенты, обсуждая одну из педагогических проблем, раскрывают несколько позиций по данному вопросу. Успешность проведения дискуссии зависит от выбора темы дискуссии, которая не имеет однозначного решения.
При гуманистическом подходе имеются отличительные особенности в критериях эффективности обучения. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, оцениваются способы учебной деятельности, означающие свободную ориентацию в учебном материале. Разрабатывается система учебных заданий, направленных на оценивание различных видов профессиональной и методической деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности.
Следует так же отметить, что одним из условий, необходимых для гуманизации образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, является высокая квалификация педагогов высшей школы. Профессиональными качествами, которых выступают:
- деловые качества (постоянное совершенствование профессиональных качеств преподаватель ↔ студент, развитие эмоциональной стабильность личности);
- креативность (развитие творческих способностей, как студента, так и преподавателя),
- управленческие умения (организация процесса обучения на основе элементов гуманистического содержания образования),
- критичность мышления (система суждений, которая используется для анализа обоснованных выводов на основе гуманизации при реализации содержания образования);
- профессиональную компетентность (профессиональный рост: обучение на курсах повышения квалификации, участие в научно-методических семинарах и научно-практических конференциях);
- акмеологические умения (способность к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию).
При реализации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» преподаватели высшей школы выступают главным звеном качества процесса формирования методических компетенций, как источник научной информации в области педагогики безопасности, организации методической деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности на основе гуманизации образования.
Как показывает многолетний опыт работы кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, предлагающий использовать систему гуманитарных технологий в области безопасности жизнедеятельности. По мнению педагогов, уровень грамотности в области культуры безопасности и формирования личности безопасного типа поведения выступают основными критериями продуктивности преподавателя и повышения качества педагогического процесса в вузе на основе гуманизации образования.
Педагоги выделяют следующие положительные факторы реализации гуманистического подхода как главное условие подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»:
- благоприятные условия для методической деятельности специалистов в области безопасности жизнедеятельности в целом и в курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»;
- ценностно-мотивационный фактор, многие педагоги считают работу по формированию гуманистического содержания в курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» своей задачей развития личности студента;
- креативный фактор, возможность перестроить учебно-воспитательный процесс с учетом требований гуманизации современного образования при методической подготовке студентов в области безопасности жизнедеятельности;
- когнитивный фактор, грамотность по внедрению аспектов гуманистического подхода в образовательный процесс по подготовке бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»;
- деятельностный фактор, содержание которого отражает умения, навыки и активность педагогов в области методической работы по подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности;
- коммуникативный фактор, интеграция по вопросам формирования гуманизации образования как условия подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»;
- индивидные, большинство педагогов считают, что современное обучение в вузе оказывает влияние на мировоззрение, перестройку сознания студентов, формирование убеждений, установок, ценностных ориентаций на гуманистическое содержание образования и направленное на активное развитие личности студентов.
С учетом вышесказанного, мы считаем, что гуманизация обучения в процессе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» способствует: учет психолого-физиологических особенностей студентов; дифференциация обучения; вариативность содержания данной дисциплины; организация групповых форм работы студентов; система оценивания различных видов деятельности.
Литература:
1. Философский энциклопедический словарь. М.,1983 — с.130.
2. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. — М, просвещение, 2004.
3. Добрускина М. Е. «Гуманизация как стратегия высшего образования» // Философия и общество. Выпуск № 3(40)/2005.
4. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под редакцией А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 640 с.
5. Соломин В. П., Станкевич П. В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасн6ости жизнедеятельности. // Молодой ученый. № 18.1 [77.1] 2014. — с. 4–6.
6. Абрамова С. В., Бахвалова С. Б., Багмет С. А. Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. // Молодой ученый. № 18.1. [77.1] 2014 — с. 6–9.
7. Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2012. — № 5. — С. 151 -158.