Проект «Экономика в ребусах» разрабатывался в процессе изучения дисциплины «Экономика» в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 031001.51 «Правоохранительная деятельность».
Понятие «экономика» определяется по-разному, но в его основе заложена идея «о ведении хозяйства». Данная наука является неотъемлемой частью нашей с вами повседневной жизни, поскольку именно она помогает нам удовлетворить насущные потребности, обеспечивает жизнедеятельность. Вместе с тем, экономические знания необходимы каждому специалисту-профессионалу, несмотря на то, в какой бы сфере он не был занят.
Актуальность подготовки специалистов правоохранительной деятельности, владеющих экономическими знаниями, вызвана потребностью в кадрах для арбитражных судов, рассматривающих в основном экономические споры, для нотариата, таможенной службы, банков, налоговой инспекции и ряда других организаций.
В требованиях к результатам освоения дисциплины в соответствии с программой учебной дисциплины «Экономика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования перечислены знания и умения, которыми должен овладеть студент. В соответствии с этими требованиями обучающийся должен знать и понимать, в том числе основные экономические термины и определения. Более того, обучающийся должен развить способности для формирования общих компетенций (далее ОК).
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т. к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников [1].
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Так, например, Г. Н. Сериков определяет компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире» [6].
Компетентностный подход в образовании ориентируется на самостоятельное участие личности обучающегося в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [2].
Целью работы над проектом являлось:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний
- развитие познавательных способностей, активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельного мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских способностей;
- овладение культурой умственного труда.
Также реализованный проект «Экономика в ребусах» обеспечил формирование следующих общих компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте по специальности:
- ОК 3 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК 6 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК 7 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Суть проекта состояла в разработке ребусов по ключевым экономическим терминам и определениям. После изучения каждой темы студенты получали внеаудиторную самостоятельную работу (домашнее задание) предусматривающие создание ребуса по ключевому понятию, изучаемому на занятии.
Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Говорить ребусами (т. е. непонятно, с намёками) [5]. Ребус, если понимать его как шифровку, в которой информация закодирована по определенным правилам с помощью рисунков и символических обозначений, является одним из старейших средств кодирования информации.
Результатом работы над проектом «Экономика в ребусах» стал альбом из тридцати зашифрованных в виде ребуса, экономических терминов.
Следующий этап работы, применение его на занятиях по дисциплине «Экономика», с предложенными правилами отгадывания ребусов.
Исследователи обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности. Имеются в виду преобразования, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер. Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса, в первую очередь значимо получение двух видов результатов: «продуктного» и «человеческого». Один проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры. Другой непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта. Кроме того, проектная деятельность сопровождается рядом эффектов, например, освоение участниками дополнительных видов деятельности, таких как диагностика, прогнозирование, экспертиза, рефлексия. Или пробуждение интереса к новой для себя предметной (профессиональной) сфере [4].
В нашем случае первым результатом — «продуктивным», является альбом «Экономика в ребусах», а «человеческим» результатом — формирование знаний, умений и общих компетенций в процессе работы над проектом. Причем интерес прослеживался не только на этапе разработки ребусов по ключевым понятиям, но и на этапе применения, т. е. в процессе отгадывания ребуса. На рисунке 1 представлены примеры ребусов.
Рис. 1. Ребусы из альбома «Экономика в ребусах»
Таким образом, наблюдение за процессом обучения экономике с использованием интерактивных игровых форм (метода проектов) преподавания показывает:
- что применение их дает возможность привить обучающимся интерес к дисциплине;
- создает положительное отношение к изучению дисциплины «экономика», стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся;
- дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении;
- повышает положительную мотивацию у обучающихся, поддерживает внутреннюю мотивацию обучения.
На вопрос: «Стоит ли прибегать к проектному обучению на занятиях по экономике»? Можно утвердительно ответить «ДА», так как изучение дисциплины должно привести обучаемого к овладению определенными знаниями, умениями. А всё это способен обеспечить проектный метод обучения, поскольку нестандартная форма задания, интересная, увлекательная работа привлекает внимание студентов, формирует устойчивый интерес и успешное усвоение материала.
Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение экономики очень важно для любого специалиста, желающего быть востребованным профессионалом в своей сфере деятельности. Знание экономических основ во многом определяет уровень и качество нашей жизни.
Литература:
1. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58–65.
2. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист» [текст] / Сост. е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э. М. Никитин. — М.: АПКиПРО, 2004
3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
4. Нефедова, Л.А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении [текст] // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61
5. Ожегов, С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — М., 2010 г. http://ozhegov.textologia.ru/
6. Сериков, Г. Н. Управление достижением качества образования [текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. — Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. 265 с.
7. Сериков, Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация системы качества образования [текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков// Образование и наука, 2009. — № 6 (63). — с.15–20.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 031001.51 «Правоохранительная деятельность»– М.: Минобрнауки России, 2010.