Дается анализ таких особенностей становлення нового мирового порядка как: — появление на мировой арене новых силовых центров и архитекторов формирования постмодернистской реальности; — рост влияния стран-лидеров на становление новой конфигурации мира; — возрастание роли и влияния внешних игроков во внутренние дела стран, имеющих важное геополитическое или ресурсное значение; — появление нового комплекса глобальных угроз; — рост национализма; — виртуализация частной и общественной жизни.
Ключевые слова: мировой порядок, глобализация, национализм, кризис, кросскультурный пастиш, глобальные угрозы, виртуализация жизни.
The analysis of such features of the new world order as: — appearance on the world stage of new centers of power and the formation of postmodern architects of reality; — An increase in the influence of the leading countries in the development of a new configuration of the world; — Increase the role and impact of external actors in the internal affairs of countries with important geopolitical or resource value; — The emergence of a new set of global threats; — The rise of nationalism; — Virtualization of private and public life.
Key words: world order, globalization, nationalism, crisis, original crosscultural paste, global threats, virtualization life
Событийная насыщенность современных социальных процессов актуализирует интерес к концептуализации тенденций и выяснению логики развития мира. Если для первого десятилетия 21 века характерной была тенденция расширения масштабов глобализации социума, то для современного периода характерно разрушение старой архитектуры мирового сообщества и становление нового мирового порядка. Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов, «арабская весна», обострение отношений в системе «Восток-Запад», изменение границ государственных образований, становление новых силовых центров и объединений, валютные войны, терроризм, стагнация — все это указывает на начало эпохи геополитического переформатирования мира. Архитектоника мирового пространства отражает новые центры силы и артикулирует новые ценностно-смысловые парадигмы социального развития. Это актуализирует научные исследования особенностей становлении нового формата мира. Указанная проблематика нашла отражение в исследованиях таких авторов как Е. Дробот [2], И.Иванов [5], В.Иноземцев [6], Р.Райт [7], Д.Тренин [12],К.Шваб [11], Х. Яли [10] и другие. Целью написания статьи выступает выяснение особенностей становление нового мирового порядка.
Отметим, что понятийная конструкция «новый мировой порядок» употребляется для обозначения изменений в глобальном устройства мира. Понимание мирового порядка в современной теории представлено такими моделями геополитического развития: — классическая (дуальность мироздания); — противостояние континентальных (теллурократической) и морских (талассократической) сил; — противостояние Сердцевинной земли (Хартленд) и зоны Римленд; — геополитические дихотомии «Север-Юг», «Запад-Восток»; -модель «континентального блока». Ф. Фукуяма интерпретирует развитие современного мира как конец истории, А. Страус — как униполярную интеграцию, Дж. Най — как многоуровневую взаимозависимость, 36игнев Бжезинский — как существование единственной сверхдержавы, Е. Примаков — как многополярный конструктивизм.
Одной из особенностей становление нового мирового порядка выступает возрастание влияния стран-лидеров на становление новой конфигурации мира. Совершенно ясно, что на современном этапе ни одна страна не может поднять разводные мосты, отделившись от остального мира. Раньше эта иллюзия в значительной мере определяла стратегию развития периферийных стран и их внеблоковый статус. С ростом роли внешних игроков во внутренних делах стран, имеющих важное геополитическое или ресурсное значение, все четче проявляется противостояние основных силовых центров мира. Внешнее воздействие на внутриполитические процессы в ряде стран объясняется расширением зоны интересов супердержав и активизацией стран-лидеров во внешнеполитическом направлении. Стратегические границы супердержав стоят сейчас дальше географических. Внешнее влияние государств-лидеров направлено на использование «войны элит», борьбы оппозиции с властью, стремления населения (особенно социально ущемленного) к радикальным позитивным переменам в обществе и в собственной жизни, активности институтов гражданского общества. «Недовольство культурой» выступает одной из причин активности населения в поддержке стремления одной финансово-промышленной группы сменить (свергнуть) другую. Цивилизация регулирует и регламентирует взаимоотношения между социальными субъектами, она устанавливает правила организации и взаимодействия в обществе, она повышает «качество жизни», но не для всех — в силу ограниченности ресурсов и нормативного их распределения. Сила и продвижение отдельных личностей приносится в жертву, в пользу «силы группы»; отдельные люди находят, что они отодвинуты на задний план и справедливым будет изменение существующего положения дел. Война аутсайдеров с теми, кто на Олимпе власти, — неотъемлемый элемент цивилизаций и источник недовольства культурой. Агрессивные импульсы человека, по З.Фрейду [9], всегда будут искать выхода, вступая в неизбывное противоречие с цивилизацией, но проблема недовольства цивилизацией не имеет решения. Плата за цивилизацию — недовольство, испытываемое людьми из-за препятствий в реализации их социально-статусных планов и стремления к счастью, но невозможности достичь желаемого при существующем социальном раскладе. Так называемая, «5 колонна» существует в современном обществе как в самом правительстве, так и в гражданских институциях — в бизнес структурах, СМИ, политических, образовательных и творческих. Культура способствует урегулированию отношений между людьми и возникновение разнообразных проявлений «недовольства культурой» свидетельствует о неэффективности существующей системы социального обустройства и ведет к росту активности оппозиционного меньшинства, направленной на достижение с помощью идеологического воздействия большинства и обретение управленческих функций. Этому способствует и то, что властные структуры определенных стран выведены из равновесия и не способных к разработке и принятие антикризисных мер. На фоне глобальных террористических рисков, геополитических трений и анемичного экономического роста мир в экономическом отношении распадается, а в политическом — преобразуется. Мировое сообщество сталкивается с необходимостью управления этим процессом для предотвращения сильной турбулентности.
Можно выделить и такую особенность, как появление на мировой арене новых архитекторов формирования постмодернистской реальности. И в этом аспекте следует отметить усиление «восточного ветра» в функционировании современной цивилизации. Так, результатом противостояния Запада и Востока — это укрепление БРИКСа. Группировка Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки выступает одним из главных субъектов мировой политики, оспаривая мощь и влияние промышленной Европы (ЕС) и США. Экономика 21-го века преобразуется в экономику знаний и как никогда прежде вознаграждает за знания, а все больше рабочих мест будут требовать наличия высшего образования. Новая экономика способна создавать в большом количестве высокооплачиваемые рабочие места для них работников. Миллионы людвй работают в таких отраслях, каких просто не существовало десять или двадцать лет тому назад — это рабочие места в компаниях Google, eBay, Yahoo, Tesla и так далее. Экономике 21-го века нужна и инфраструктура 21-го века — современные бизнес центры, транспорт и порты, высокоскоростные поезда и быстрый интернет.
Становление нового мирового порядка сопровождается и появлением нового комплекса глобальных угроз. Среди современных угрозы можно выделить такие как: столкновения государств, военные конфликты; эпидемии, в частности Эбола; — терроризм; кибератаки, появление региональных рисков. Высокая безработица, низкая зарплата, растушая численность трудовой миграции вызывает рост недовольства европейцев. Это приводит к появлению новых политических сил, которые критикуют ЕС и существующиую конфигурацию и философию европейского объединения. Так, греческий долговой кризис и вызванный им политический и психологический шок изменил лицо не только Греции, но и всего Евросоюза. Приход к власти коалиции СИРИЗА знаменует выход на политическую арену Греции, а в перспективе и всей Европы принципиально новых политических сил, не связанных со старыми элитами. Эти силы ставят под вопрос базовые ценности Евросоюза. Конфликты между государствами-нациями и наднациональными структурами Евросоюза усиливаются в последние время по всему кругу вопросов — от политики и экономики до социальных и экологических норм, включая сферу культуры и традиционных ценностей [1]. Проведение структурных реформ для стимулирования экономикив посткризисный период и уменьшения неравенства, а также обеспечение достойного «социального пакета» для населения оказалось непосильным для правительств некоторых стран. Европа, которая в течение последних десялетий была островом стабильности и спокойствия, превращается в регион риска и повышенной «турбулентности». Некоторые страны, по крайней мере, утратили на время свои возможности в Европе.
Виртуализация жизни социума и человека выступают одной их особенностей становления нового мирового порядка. Современный человек для эффективной социализации и попадания в высокоадаптивную, глобальную систему использует новейшие информационные и сетевые технологии. Это помогает ему интегрироваться в окружаюций его мир, находит свою культурную «нишу», реализовывать свой творческий потенциал и зарабатывать средства на жизнь. Молодое поколение сегодня создает свою собственную культуру — киберкультуру, возникновение которой происходит, в том числе, и на интернет-чатах, блогах и форумах. Старшее поколение склонно полагать, что она отрывает человека от реальной жизни, виртуализирует его жизнедеятельность. В киберкультуре интернет и технологические устройства рассматриваются как новая культурная модель и средство коммуникации. В рамках данной культуры формируются особые формы взаимоотношений с быстро развивающимися цифровыми технологиями и другими людьми. Тексты, изображения реальных и выдуманных событий в интернет-среде начинают создавать коды, стили и направления активости современного человека в его повседневной жизни. Создатели и приверженцы киберкультуры могут сутки напролет проводить время в глобальной паутине, формируя и проявляя там свои мировоззренческие ориентации, которые через некоторое время могут стать в не только в этой бреде, но и в реальности — доминирующими.
Еще одной особенностью становление нового мирового порядка является рост национализма. Национализм, подъем которого наблюдается в самых разных странах, от Турции и Индии до Японии, ведет к дальнейшему разрушению старого мирового порядка.
Не вызывает сомнения утверждение, что самую большую опасность для современного мира представляет столкновение государств и средства ведения этих войн становятся все более изощренными: экономические санкции, захват ресурсов, исключение из экономико-политических объединений, кибератаки и так далее. Можно утверждать, что, киберугроза — одна из главных угроз нашего времени. Так, после кибератаки на компьютеры компании Sony Pictures выяснилось, что значительная часть компьютеров фирмы вышла из строя, а целый массив переписки и данных о сотрудниках был украден и опубликован в интернете в свободном доступе. Нестабильность, «турбулентность» становления нового мирового порядка оказывает негативное влияние на инвестиционную активность. Из-за снижения доверия к политике сложно проводить структурные реформы. Также все ниже ожидания, связанные с экономическим ростом быстроразвивающихся стран.Несмотря на то, что мировой финансово-экономический кризис был в целом преодолен, мировая экономика оказалась перед лицом новых рисков [8].
Кросскультурный пастиш современной социальности выступает следующей особенностью становления нового мирового порядка [4]. Действительно, на современном этапе видение мира и человека становится гетерогенным, мозаичным, эклектичным. Это требует плюралистической методологии по осмыслению социальных феноменов. Верным является понимание кросскультурного пастиша как сущностной характеристики современного социального развития, как элемента мировоззренческих поисков современного человека, как самостоятельного социального образования, для которого характерно разнообразие стилей социального бытия, социокультурная неоднородность и отсутствие аксиологических приоритетов. Атрибутами кросскультурного пастиша выступают: — посттрадиционализм; — вытеснение коренных культурных форм и создание эклектической смеси элементов из разнотипных культур жизнедеятельности человека; — стилизация культурного пласта других времен или иных культур в новое образование, что задает другую аксиологию и мировоззренческую направленность чем его составляющие; — номадизм его создателей и носителей; – симуляция; — обращенность к повседневности; — автономия личности. Пастиш является особой формой культурообразования в современном глобализирующемся социуме. Полифункциональная природа пастиша проявляется также во взаимодействии ностальгийности по традиционной культуре и ироничности по отношению к некоторым ее ценностям.
Стилевая характеристика современного человека определяется: виртуализацией его жизнедеятельности; стремлением к относительной автономности, одиночеству; — индивидуализмом; — ироническим восприятием окружающего мира; — языковым пастишем в высказываниях. Новейшие коммуникационные технологии позволяют индивиду быть актером различных сюжетов и играть широкий спектр ролевых установок. Рост масштабов фриланса как формы трудовой активности современного человека является одной из основных тенденций развития труда в XXI веке и проявлением кросскультурного пастиша в этой сфере жизнедеятельности социума. Кросскультурная пастишность присуща и мировоззренческим поискам современного человека. Фактом социального развития человечества становится «мировоззренческая пастишность», разновекторность, креативность мировоззренческих поисков современного человека. В мегаполисах мира получает все большее распространение кросскультурная гламурность как стилевая составляющая жизнедеятельности современной личности. Гламурная технология позволяет как-то скрашивать незначительность и бедность эстетического ряда повседневности для многих людей. Составным элементом мировоззренческих ориентаций становится определенная модель социального обустройства общества, региона, сообщества. Основными атрибутами современного социального пространства выступают мозаичность, эклектичность, пестрота современного мира; ускорение динамики социальных изменений в общественных образованиях и ритмов жизнедеятельности социальных субъектов; кризисность, неопределенность, рискованность; появление креативного класса; рост масштабов протестной активности социальных субъектов; распространение сетевой организации современного социума, усиление регулирования со стороны мировых стран-лидеров процессов модернизации традиционных обществ, развития определенных регионов [5,с.34]. Характерным для становления нового мирового порядка является многополюсность, кросскультурность, столкновение цивилизаций.
Итак, подводя итоги исследования особенностей становления нового мирового порядка, можно выделить такие его основные особенности на современном этапе: — появление на мировой арене новых силовых центров и архитекторов формирования постмодернистской реальности; — появление нового комплекса глобальных угроз; — возрастание влияния стран-лидеров на становление новой конфигурации мира; — рост роли внешних игроков во внутренние делах стран, имеющих важное геополитическое или ресурсное значение, — рост национализма; — виртуализация частной и публичной жизни. Отметим, то идет поиск альтернативных моделей движения к реалистичному и ответственному концепту устойчивого развития социума.
Литература:
1. Добров Д. Греция бросает вызов Евросоюзу / Дмитрий Добров // ИноСМИ", Россия. — 2015. — 19.02. [Електронний ресурс] // Режим доступу: // http://inosmi.ru/world/20150219/226367668.html#comm
2. Дробот Е. В. Новый мировой порядок и перспективы института государства в XXI веке // Политика, государство и право. 2014. № 10. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://politika.snauka.ru/2014/10/1930
3. Зубов В. О. Кроскультурний пастиш в умовах глобалізації: світоглядний аспект [Текст]: автореф. дис.... д-ра філос. наук: 09.00.03 / Зубов Вадим Олексійович; Нац. акад. пед. наук України, Ін-т вищ. освіти. — Київ, 2014. — 34 с.
4. Зубов В. О. Кроскультурний пастиш в умовах глобалізації: світоглядний аспект: монографія / В. О. Зубов. — К.: Інститут вищої освіти НАПН України, 2014. — 278 с.
5. Иванов И. С. Соперничающие модели и сценарии формирования нового миропорядка: суть и перспектива реализации [Текст] / И. С. Иванов // Полития. — 2005. — № 4. — С. 5–14.
6. Иноземцев В. Несколько гипотез о мировом порядке ХХ1 века [Текст] / В. Иноземцев // Свободная мысль-XXI. — 2003. — № 10.-С.3–9.
7. Райт Р. Новый мировой порядок/ Р. Райт // Отечественные записки. — 2003. — № 6.-С.8–29.
8. Тэцуя Дзицу (Tetsuya Jitsu) Пошатнувшийся мировой порядок и трудности мировой экономики/ Тэцуя Дзицу // — "Nikkei", Япония. -2015. -26.01. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.nikkei.com/article/DGXKZO82374420W5A120C1FF8000
9. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой [Текст]: [пер. с нем.]/ Зигмунд Фрейд// Москва: Фолио, 2013. — 220 с.
10. Ялі Х. В. Формування нового світового порядку в умовах глобалізації [Текст]: автореф. дис... канд. політ. наук: 23.00.04 / Ялі Максим Харлампійович; Нац. акад. наук України, Ін-т світ. економіки і міжнародн. відносин. — К., 2007. — 18 с.
11. Klaus Schwab The Age of Adaptation/ Klaus Schwab //«Project Syndicate», USA. — February 19, 2015 // [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.project-syndicate.org/commentary/technological-economic-transformation-by-klaus-schwab-2015–02
12. Trenin Dmitri. Ukraine points towards the start of a tumultuous new era in world politics// Dmitri Trenin //The Gardian.- 2015. — February,15 // [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.theguardian.com/commentisfree/2015/feb/15/ukraine-is-pointing-in-the-direction-of-a-new-world-order