Эта статья демонстрирует ряд практических применений Google Docs в изучении иностранных языков. В частности, она представляет примеры возможностей и ограничений данного бесплатного программного обеспечения.
Ключевые слова: коммуникативное приложение, совместная деятельность, дистанционное обучение, многофункциональность, индивидуализация обучения
Иностранные языки в большинстве случаев являются довольно трудными для начинающих их изучать. Преподаватели иностранных языков постоянно пытаются найти инновационные и эффективные методы обучения, и именно поэтому применение современных облачных технологий становится неизбежной тенденцией, так как они создают среду, которая позволяет учащимся погрузиться в атмосферу целевого языка больше, чем любая традиционная среда обучения в классе. Эта работа рассматривает использование системы Google Docs для обучения иностранным языкам и эффективность внедрения данного инструмента.
Google Docs и другие подобные программы, основанные на технологии вики, облегчают совместное ведение проектов и могут служить общей рабочей платформой для группы людей. Они доступны через Интернет и таким образом могут использоваться независимо от местонахождения пользователя или устройства. Студенты быстро учатся использовать программы, прежде всего из-за их сходства с Microsoft Office.
Google Docs — это, по существу, Microsoft Word, Excel и PowerPoint, но доступные бесплатно в режиме онлайн. В то время как Microsoft Office сохраняет документы на жестком диске вашего компьютера, Google Docs сохраняет их на одном из серверов Google и к ним можно получить доступ через Интернет-соединение с помощью обычного браузера (Internet Explorer, Firefox, и т. д.). Документами можно поделиться с другими людьми, и они доступны в любое время для всех, кто получил разрешение на совместное редактирование или просмотр.
Однако, Google Docs не рассчитаны на работу в качестве совместных, общедоступных веб-сайтов, как большинство вики. Они скорее направлены на пользователей офисных пакетов, которые хотят получить более простой способ обмена данными и совместного составления отчетов, электронных таблиц и презентаций. Каждому документу автоматически присваивается уникальный веб-адрес, который может быть использован для доступа к этому конкретному документу.
Принимая во внимание все вышеперечисленные характеристики, возникает вопрос о причинах интереса преподавателей к данному ресурсу. На наш взгляд, их существует несколько:
- известность: студенты узнают формат и функции т. к. они схожи с Microsoft Word;
- простота: Google Docs имеет меньше функций, чем Microsoft Word, таким образом его проще использовать для базовой обработки текстов;
- доступность: студенты с доступом в Интернет всегда могут получить доступ к Google Docs, независимо от того, какое устройство они используют или где они находятся. Также Google предоставляет все свои вышеперечисленные сервисы на бесплатной основе;
- интерактивность: облачные технологии позволяют создать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса;
- взаимодополняемость: облачные технологии проникают во все сферы учебного процесса и используются, как на занятиях по иностранному языку, так и во внеаудиторных видах иноязычного обучения, таких как управляемая самостоятельная работа и контрольно-самостоятельная работа;
- наглядность: именно благодаря данному сервису и учащиеся, и учитель получают мгновенный доступ к результатам как совместной, так и индивидуальной работы.
- отсутствие границ: с одной стороны облачные технологии для своей функциональности не требуют постоянно работающих компьютеров, мобильных устройств и т. д.; с другой стороны совместная работа над проектами, дистанционное обучение, постановка и выполнение заданий — все это становится возможным даже, если обучающиеся находятся дома, не имеют специального оборудования с предустановленным программным обеспечением. Все, что необходимо для доступа к облачным технологиям это компьютер либо мобильное устройство и доступ в Интернет. [2]
Можно с уверенностью сказать, что Google Docs предлагает достойную альтернативу Microsoft Word и PowerPoint, а также облегчает онлайн сотрудничество и организацию веб-информации в онлайн тетрадь или папку. Совместное написание проектов можно легко осуществить на расстоянии (например, в качестве домашнего задания); пользователи могут даже отслеживать историю изменений, чтобы понять, как изменился исходный документ с течением времени.
Обеспечивая общую рабочую и индивидуальную среду обучения, Google Docs эффективно объединяет противоположные подходы к обучению. Это особенно полезно для учителей, заинтересованных в дифференциации своих поручений. Например, благодаря дуализму, предлагаемому Google Docs, студенты, ориентированные преуспеть в групповой работе, могут добиться желаемого, делясь рабочим пространством.
Кроме того, гибкость, которую Google Docs предлагает студентам, делает его хорошим инструментом для личного учебного пространства или электронного портфеля. По аналогии с вики, учащиеся могут использовать Google Docs для записи и делиться тем, чему они учатся. Однако, на Google Docs это может быть сделано в режиме реального времени. Таким образом, студенты имеют возможность выйти за пределы времени и пространства. Облачные технологии могут достичь местной или мировой аудитории, работая из любой точки планеты.
Преимущества использования Google Docs для освоения иностранного языка и обучения, в основном, заключаются в широких и гибких гносеологических возможностях, которые данный сервис предоставляет для студентов, а именно возможность индивидуально и совместно получать знания.
Работая в направлении совершенствования точности, согласованности, сферы применения и общего понимания иностранного языка, студенты, использующие Google Docs, начинают отличаться острой восприимчивостью к идеям других людей. Сторонники данной методики утверждают, что знание создается в результате взаимодействия между опытом и идеями. На практике же, подобная педагогика стремится опираться на знания, которые студент уже имеет. Предполагается, что многие студенты больше учатся от других, чем от прямого манипулирования объектами.
Через взаимодействие с другими, они изучают фундаментальные вопросы рефлексивного исследования: Как я пришел к этой идее? Будет ли она работать? Каковы альтернативы? Как я могу объяснить мою идею другим? Нам следует выработать у учащихся привычку задавать себе эти вопросы.
Использование Google Docs в стремлении улучшить результаты педагогической деятельности по обучению иностранным языкам должно быть проанализировано более детально. Применение облачных технологий в учебных целях имеет много полезных характеристик.
Опыт работы с Google Docs позволяет продемонстрировать, каким образом, данный сервис может быть использован для изучения иностранных языков.
- Совместное письмо: студенты могут писать тексты друг с другом и делиться ими с преподавателем. Так же, как вики, Google Docs позволяет учителям видеть, кто и что добавил. Студенты не обязаны находиться в одной комнате; каждый из них может редактировать одновременно или в разное время. Личные документы можно обнародовать, таким образом студенческая работа может быть опубликована в сети.
- Общее рабочее онлайн пространство: так как студенты и преподаватели могут редактировать документ одновременно, Google Docs служит общей рабочей платформой. Учителя могут править текст совместно со студентом, находящимся в другом месте, путем выделения ошибок разными цветами в соответствии с типом ошибки. Таким образом, Google Docs фактически становится онлайн доской, но имеет структуру и внешний вид документа Word.
- Персональная среда обучения: гибкость сервиса Google Docs делает его хорошим инструментом для персонального учебного пространства или электронного портфолио. Так же, как с вики, учащиеся могут использовать Google Docs, чтобы записывать и делиться тем, чему они учатся.
- Проверка орфографии: Google Docs имеет многоязычную проверку орфографии, позволяющую студентам проверить их правописание на целевом языке. [3]
- Мозговой штурм: Google Docs отлично подходит для совместного мозгового штурма — каждая идея идет в копилку. Существует возможность общаться с другими участниками онлайн в режиме реального времени.
- Место хранения: Вместо сохранения файлов на носителях информации или пересылки по электронной почте, учащиеся могут работать над документом на Google и иметь доступ к нему из школы или дома. Они всегда будут иметь доступ к нему и учитель никогда не услышит «Я забыл его дома» или «У меня дома другая программа».
- Информационная доска: Попросите класс создать информационный бюллетень класса. Если все студенты имеют доступ к одному и тому же документу, вы можете использовать его для объявлений или заданий. Опубликуйте и отправьте URL родителям.
- Общая папка: Никогда не печатайте задания по чтению, стихи, или эссе для всего класса. Создайте общую папку и поместить документы (doc или pdf) в общей папке только для просмотра.
- самооценка
Существует множество иных способов использования сервиса Google Docs и один из них это заполнение форм, интегрированных в электронную классную комнату, чтобы каждый студент мог оценить свою работу после ее выполнения. Так, например, студентам предлагается заполнять короткую анкету после каждого выступления, которое они делают в классе. На большинство вопросов можно ответить, оценив себя от 1 до 10 баллов или выбрав элементы в раскрывающемся меню. На рисунке 1 вы можете видеть пример некоторых вопросов подобной анкеты.
Рис. 1/ Форма самооценки
Студенты положительно реагируют на возможность оценить себя самостоятельно и возможность задуматься над собственным выступлением. Многие оценивают себя плохо по результатам своих первых выступлений и, как следствие, в последующих выступлениях, тщательнее готовятся. Также следует сказать о том, что самооценка положительно повлияет на желание самообразовываться.
В настоящей статье изложены только несколько примеров того, как сервис Google Docs применяется в настоящее время в обучении иностранному языку. Посредством этих примеров, мы надеемся, что преподаватели найдут гораздо больше потенциальных применений для Google Docs в пределах своих собственных курсов и дисциплин.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обучения в классах, где облачные технологии применяются системно, показали, что обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и познавательной активности. Использование коммуникативных сервисов способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности. Преподавателю удается добиваться от учащихся воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном и творческом уровне.
В этих условиях возрастающих потребностей учащихся требуется пересмотр педагогических подходов, взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Совмещение традиционного образования, классно-урочной системы, коммуникативных приложений и технологий дистанционного обучения — это новая педагогическая задача. Это новый подход к разностороннему развитию, приобретению не только новых знаний, но и овладение новым опытом.
Литература
1. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения. Молодой ученый, 2015, № 7, С. 809–811.
2. Цацура Е. В.Использование «облачных» технологий в обучении английскому языку (из опыта работы). Вторая Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя», 10.11.2014–10.02.2015
3. Ming-Tsan P., Michael J. LaVaglio, Teaching with Cloud Technology: Google Docs for Chinese Language Learning, Asian Journal of Education and e-Learning (ISSN: 2321–2454) Volume 02 — Issue 04, August 2014
4. Chi Cheung Ruby Yang, Using Google Docs to facilitate collaborative writing in a n English language classroom practice, URL: http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume14/ej55/ej55m1/, (доступ: 12.04.2015)