Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу — методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Это обусловлено тем, что компетентностный подход наиболее полно отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.
Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход — это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция — это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Выделяется два вида компетенций: 1) общая компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности; 2) профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
В этой связи особое значение приобретают составление практико-ориентированных заданий, проведение опросов студентов, экспертиза, мониторинг их информированности и действующих образовательных стандартов. В связи с этим процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов является новым и актуальным явлением для учебных заведений.
Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Значимые элементы компетентностного подхода в образовании:
- прообраз современных представлений компетентностного подхода — идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования; в этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения;
- категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения);
- внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности);
- образовательная компетенция понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; дифференциация образовательных компетенций: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов);
- формулировки ключевых компетенций и их систем представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
В рамках обеспечения качества подготовки выпускников были разработаны компетентностно-ориентированные задания, позволяющие выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.
Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы и представлены разработанные контрольно оценочные задания (КОЗ) для реализации компетентностного подхода. Применение компетентностно-ориентированных заданий на занятиях по правовым дисциплинам позволяет формировать ключевые компетенции студентов. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность студента, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности преподавателя.
В приложении представлены КОЗ для оценивания общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Приложение
Ситуационные задачи для оценивания применения знаний и универсальных способов деятельности в образовательной, учебно-производственной, профессиональной среде, обеспечивающей формирование профессионально значимых умений, приобретения практического опыта.
Формирование компетенции ОК-3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Формирование профессиональных компетенций:
- ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
- ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
- ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
- ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
- ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
- ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
- ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.
- ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.
- ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
- ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
- ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
- ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.
Примеры заданий
1. Входной контроль.
Решите задачу.
Товаровед Игорь отсутствовал на работе без уважительной причины около 5 часов. Руководитель учреждения наложил на него дисциплинарное взыскание: уволил с работы за прогул.
Правомочны ли действия директора? Аргументируйте свой ответ.
2. Рубежный контроль
Решите задачу.
Оцените правомерность действий товароведа по контролю качества потребительских товаров в представленной профессионально-ориентированной ситуации:
При проведении физико-химического анализа качества продовольственных товаров специалист обнаружил несоответствие количества углеводов в товаре «Хлеб ржаной простой подовый ГОСТ 2077–84», поставленного из хлебокомбината № 7 г. Энска и был составлен акт. На основании представленного документа, продукция была возращена производителю.
Произведите сравнительный анализ нормативно-правовых актов, заполненных экспертом по результатам контроля качества потребительских товаров. Выявите отклонения от нормативных требований и заполните документацию. Предложите способы решения проблемы при отклонениях от норм ГОСТа и внесите коррективы в учетно-отчетную документацию.
Литература:
1. Кураева, А. Анализ сформированности общих и профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы [Режим открытого доступа] http://rae.ru/forum2011/pdf/article025.pdf
2. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.