Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 5110 раз

Библиографическое описание:

Серикбаева, Ж. Ш. Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг. / Ж. Ш. Серикбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 787-790. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17433/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане, динамика развития сети национальных школ. Анализируется обеспеченность национальных школ квалифицированными педагогическими кадрами, Прослеживается процесс открытия педагогических образовательных учреждений в Казахстана.

Ключевые слова:национальные школы, образование, образовательная политика, всеобщее обучение, педагогические кадры, единая трудовая школа.

 

The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. Development of national schools in the Kazakhstan region during the post-war decade is considered in the course oj the state educational policy. Efficiency of general teaching in the Kazakhstan region and dynamic of national schools development is analyzed. The process of pedagogical educational establishments opening in the Kazakhstan region is observed.

Keywords:national schools, education, educational policy, general teaching, inte-grated vocational school, integrated vocational school.

 

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1].

Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально. О важности школы для новой власти говорит тот факт, что уже 9 ноября 1917 г. был подписан Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось общее руководство народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию [2].

Для реализации доктринальных целей большевиков (строительство социализма, воспитание «нового человека») возникла необходимость в монополизации, огосударствлении народного образования. [3]

В мае 1926 года Совет Народных Комиссаров Казахской АССР принял первый «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток». [4]

В структуре формируемой системы советской единой школы был выделен самостоятельный тип школ — «национальная школа». Организационно и содержательно она являлась интегральной частью обшей системы, но отличалась спецификой учебного плана — местом и ролью родного языка в качестве языка обучения (принцип «школа на родном языке»), использованием в содержании образования элементов национальной (этнической) культуры. Определяющей была идеологическая унитарность содержания образования, задававшаяся едиными принципами интернационализма, единством воспитательного идеала и целей обучения, обеспечивавшаяся едиными принципами и критериями отбора дидактического материала из общего массива национальных культур. [5]

По данным переписи 1926 г., в Казахстане проживали 3627612 казахов, 1275055 русских, 129399 узбеков, 860201 украинцев, 79758 татар, 51803 таранчу, 51094 немца, 27327 представителей мордвы, 25584 белоруса, 10200 киргизов, 8455 дунган, а также представители других национальностей. Всего насчитывалось 6198467 человек 85 национальностей. [6]

Всеобщее зарождение народного образования не всегда сопровождалось грамотными и продуманными шагами руководящих органов. К числу таких просчетов, которые, на наш взгляд, только усугубляли продвижение ликбеза в масштабах всего Казахстана, можно отнести переход казахского языка с арабской графики на латинскую графику [7], который состоялся в 1929 году. Еще в 1924 году в Казахстане переход на латинский алфавит и между сторонниками латинской графики и сторонниками арабского письма происходит острая борьба. На дискуссионном совещании 10 декабря 1926 года С. Садвакасов, находившийся на посту Наркомпроса, в своей речи подчеркнул, что: «...в Москве виделся с многими знатоками этого вопроса, профессорами Жирковым, Яковлевым и другими, которые сказали, что арабский алфавит с изобилием своих всевозможных точек в смысле легкого способа письма и усвоение грамоты занимает первенствующее положение во всем мире». [8]

В 1928 году на IV сессии КазЦИК 6-го созыва латинизированный алфавит с 1 января 1929 года стал государственным алфавитом. Это привело к тяжелому удару по системе образования казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т. ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

«Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.

Становление казахской школы в 20–30-е годы следует рассматривать в контексте тоталитарной политики, уничтожившей за короткое время тысячелетиями сложившееся традиционное хозяйство казахов и осуществившейся насильно массовое оседание кочевого и полукочевого хозяйств, приведшее вместе с коллективизацией к национальной катастрофе. Силовой перевод кочевников и полукочевников на осёдлость, внесли сильнейшие разрушения в систему жизнеобеспечения казахского этноса. Государственная хлебная монополия, продовольственная развёрстка, осуществляемая жестким силовым давлением, неурожай привели население Казахстана к голоду. Более 50-ти тысяч казахских детей остались без родителей и не были обустроены. Голод в Казахстане существенно сократил количество учащихся в начальных школах. Исследователи М. К. Козыбаев, Ж. Б. Абылхожин, К. С. Алдажуманов считают, что прямыми жертвами голода и связанных с ними болезней стали в 1932–33 гг. 1 млн.750 человек, или 42 % всей численности казахского населения республики, среди которых было большое количество детей. [9].

-          В результате голода 1931–1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.

-          Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.

-          На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.

-          На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей. [10]

ЦИК и СНК КазССР в соответствии с директивами партии и правительства о начальном образовании, 27 августа 1930 года приняли постановление «О введении всеобщего обязательного начального обучения». Данным постановлением предусматривалось введение всеобщего обязательного начального обучения детей 8–11 лет, начиная с 1930/31 учебного года. Для кочевых районов переход к начальному всеобучу намечался на более поздние сроки. Следует отметить, что применительно к условиям таких районов допускалось увеличение радиуса обслуживания одной школы до трех километров при обязательном подвозе детей в школу или открытия интернатов, хороших общежитий, с организацией питания для детей бедняков. Для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших начальную школу, предусматривалось создание одно- и двухгодичных школ-курсов.

Развитие начального образования в 20–30-е годы проходило в сложных социально-экономических условиях. Особые трудности испытывала казахская школа в аульной местности. Малокомплектность, низкая наполняемость в начальных классах, отсев учащихся — были характерны для многих школ республики. Так, наполняемость классов учащимися аульно-сельской местности в 1934/35 учебном году характеризовалась следующими данными:

Таблица 1

Школы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Казахские школы

27,5 %

19 %

23,3 %

13,5 %

прочие

29,6 %

22,5 %

23,5 %

21,5 %

 

Наряду с низкой наполняемостью, сохранялось большое количество неполных начальных школ, особенно казахских. По 4 областям республики (Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Южно-Казахстанской), где 24,3 % составляли одногодичные, 47,8 %-двухгодичные, 16,8 % -трехгодичные и 11,1 % четырехгодичные начальные школы.

Скорейшее осуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотности среди взрослых превратились в неотложную задачу государственного значения, т. к. только грамотный человек мог быть в полной мере включен в информационное пространство и способен воспринимать официальную идеологию. XVI съезд Коммунистической Партии СССР, проходивший в 1930 году, признал проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности боевой задачей [11].

Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан. Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л. И. Добранская, Н. В. Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие. Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции. В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931–1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. [12]

В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %. Районами сплошной грамотности стали города — Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926–1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9–49 лет возросла с 25,2 % до 83,6 %. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ. [13]

Таким образом, образование являлось важнейшим социальным институтом, развитие которого позволяло государству вовлекать в сферу идеологического воздействия практически все население страны. Наиболее острой была проблема педагогических кадров для национальных школ: учителя не имели достаточной педагогической подготовки, а часто не владели на должном уровне и родным языком. Для исправления сложившейся ситуации в 1930-х начале 1940-х гг. был создан ряд педагогических учебных заведений, однако проблема полностью не была решена.

 

Литература:

 

1.         Таханова Р. С. К вопросу о развитии общеобразовательной школы в Казахстане 20–40-е гг. ХХ века; стр.106.

2.         Декреты Советской масти. Т.І. М„ Государственное издательство политической литературы. 1957. стр. 59,62.

3.         Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1977. стр.151.

4.         Сембаев А. И. Очерки по истории казахской советской школы. Алма- Ата 1958.стр.162.

5.         У. Д. Муналбаева Из истории национальной школы Казахстана Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки», № 26–27 стр 7.

6.         http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193923925&archive=1196814847&start_from=&ucat=&

7.         Мухтарова Ш. М. Этнокультурный компонент в истории образования Казахстана (20–30-е гг. XX В.) стр. 70

8.         Краткая история СССР в 2 ч. Ч. 2. М. 1983. Стр. 252–253.

9.         АП РК Ф. 17. Оп. 16. Д.409. Л. 10,11.

10.     А. К. Игибаева История педагогической мысли и образовательной системы Казахстана Учебное пособие Усть-Каменогорск 2004г. стр.60

11.     Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.)

12.     Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.189 с.

13.     Культурное строительство в Казахстане. 1 том А.,1965. 407стр

14.     http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-nachalo-x/-24-kulturnoe-stroitelstvo-v-kazahstane-.html

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, школа, арабская графика, народное образование, родной язык, всеобщее обучение, всеобщее обязательное начальное обучение, единая трудовая школа, казахская школа, казахский язык.


Ключевые слова

образование, образовательная политика, национальные школы, всеобщее обучение, педагогические кадры, единая трудовая школа., единая трудовая школа

Похожие статьи

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии

Статья освещает основные образовательные реформы и концепции Японии, появляющиеся на протяжении всей эпохи Мэйдзи. Основное внимание уделяется аспекту образования в жизни граждан страны как определяющего и основополагающего процветание империи в соци...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Создание советской модели классического математического образования (конец 40-х — середина 60-х годов XX века)

В данной статье рассматривается система советского математического образования конца 40-х — середины 60-х годов XX века. Выявлены основные тенденции развития школьной и вузовской системы математического образования в данный период времени.

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы. Процесс складывания музыкального профессионализма в перво...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Похожие статьи

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии

Статья освещает основные образовательные реформы и концепции Японии, появляющиеся на протяжении всей эпохи Мэйдзи. Основное внимание уделяется аспекту образования в жизни граждан страны как определяющего и основополагающего процветание империи в соци...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Создание советской модели классического математического образования (конец 40-х — середина 60-х годов XX века)

В данной статье рассматривается система советского математического образования конца 40-х — середины 60-х годов XX века. Выявлены основные тенденции развития школьной и вузовской системы математического образования в данный период времени.

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы. Процесс складывания музыкального профессионализма в перво...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Задать вопрос