Современный этап образования в высшей школе характеризуется усилением внимания к качеству подготовки специалистов. В связи с этим в процесс обучения внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения, которая позволяет отслеживать сформированность действий, адекватных программе изучаемого курса и уровень их усвоения. С помощью многоаспектного и постоянного контроля осуществляется связь с обучаемыми, и создаются условия для своевременной корректировки процесса обучения, повышается мотивация студентов к систематической самостоятельной учебной и научной работе.
Основу модульно-рейтингового обучения составляют работы Р. С. Бекировой, Н. Б. Борисовой, Д. Е. Назарова, М. А. Чошанова, Т. И. Шамовой, П. А. Юцевичене и др.
С точки зрения методистов модульно-рейтинговая технология — это такая организация учебного процесса, в которой содержание обучения представляется в виде самостоятельных, законченных модулей, которые несут в себе одновременно информацию и методическое руководство по ее применению, а оценивание успеваемости осуществляется с помощью рейтинговой системы оценивания знаний. Основные принципы данного обучения заключаются в мобильности, структуризации содержания обучения, динамичности, гибкости, осознании перспектив. К целям модульного обучения методисты относят:
- усвоение обучаемыми системы знаний и специальных умений по каждой учебной теме;
- развитие у учащихся способностей самостоятельно работать с учебным материалом, литературой.
С психолого-педагогической точки зрения модульно-рейтинговая технология представляет собой такую технологию организации учебного процесса, в которой целью обучения выступает совокупность компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения — модульное построение содержания. Данная технология способствует развитию мышления, внимания, памяти, способности к организации самостоятельной работы, активизирует мотивационный компонент обучения.
Психологи обращают внимание на то, что при разбиении содержания учебного материала преподавателям необходимо таким образом организовать занятия, чтобы были устранены отрицательные моменты модульно-рейтинговой технологии, а именно:
- занятия строить таким образом, чтобы развивать одновременно и мышление, и воображение, и память, и коммуникабельность обучаемых;
- помогать обучаемым в раскрытии их индивидуальных способностей;
- при организации контроля составлять «особые» задания для обучаемых, которые в силу своих способностей не могут стать лучшими в рейтинге;
- при составлении тестов включать в него задания не только на проверку базовых знаний, но и задания творческого уровня.
Нами под модульно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы студентами; она служит для совершенствования организации, управления и повышения эффективности учебного процесса в университете.
Применение модульно-рейтинговой системы обучения носит контролирующий, воспитательный, стимулирующий и информационно-аналитический характер. В ее основе лежит модульный принцип изучения дисциплины, деятельностный подход к организации учебного процесса, рейтинговая оценка знаний.
Безусловно, данная технология увеличивает интенсивность труда преподавателей в связи с организацией персонального контроля знаний студентов, подготовки заданий и другого методического обеспечения, но она также позволяет получать регулярно объективную информацию о качестве знаний обучаемых, причем для всех участников образовательного процесса требования едины и всем известны результаты успеваемости.
Процесс изучения дисциплин на основе модульно-рейтинговой технологии осуществляется на основе модулей. Содержание учебной дисциплины делится на части (модули), имеющие логическую завершенность и несущие функциональную нагрузку. Каждый модуль заканчивается контролем знаний студентов либо в виде контрольной работы, либо теста, либо расчетно-графической работы.
Каждый модуль включает обязательные и дополнительные виды работ. К обязательным работам относятся: практические, семинарские, лабораторные занятия, домашние индивидуальные работы и др. К дополнительным работам — написание реферата, выступление на конференции, решение задач повышенной сложности, участие в олимпиаде и др.
За каждый вид деятельности определены четкие критерии оценки, с которыми студенты ознакомлены.
Психологическая особенность рейтинга заключается в том, что он затрагивает такие сферы обучаемого, как интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную, влияет на формирование самооценки, формирует способность к самоанализу, самоорганизации своей самостоятельной работы.
Главной компонентой модульно-рейтинговой технологии является рейтинг-контроль, он предусматривает возможность дифференцированного подхода к обучению студентов и контроля их знаний.
Максимальная оценка по каждой дисциплине сто баллов, которые складываются из текущей успеваемости студентов (баллы набранные за работу в учебном семестре) и промежуточной аттестации (баллы набранные на зачете или экзамене). Причем по текущей успеваемости студент максимально может набрать 60 баллов, остальные 40 на промежуточной аттестации. Кроме того, есть дополнительны стимулирующие 10 баллов, которые студент может получить за регулярную самостоятельную работу.
Для студентов имеется возможность быть аттестованными по дисциплине без экзамена или зачета. Это для них является стимулом для регулярной систематической работы в течение семестра, усиливается интерес к изучаемому предмету. Данное условие реализуется при успешно выполненной итоговой контрольной работе или успешном написании теста задания, которых охватывают программу всего курса в семестре.
Введение модульно-рейтинговой системы имеет ряд преимуществ, как для студентов, так и для преподавателей. Студенты имеют возможность самостоятельно планировать свою работу в течение семестра так, чтобы получить освобождение от итоговой аттестации. Преподаватели при модульно-рейтинговой системе обучения могут контролировать процесс обучения и своевременно корректировать его. Проверяя тестовые задания, преподаватель видит уровень освоения основных дидактических единиц темы студентом, что позволяет ему объективно оценить его достижения, выявить отклонения в усвоении темы и внести изменения в процесс обучения.
Опыт работы показал, что модульно-рейтинговое обучение имеет ряд преимуществ и недостатков.
Недостатками являются:
- большая трудоемкость при конструировании модулей;
- разработка модулей требует высокой педагогической и методической квалификации, специального методического обеспечения;
- часто уровень проблемных модулей не высокий, что не способствует творческому развитию студентов с высоким уровнем развития.
Достоинства модульно-рейтинговой технологии заключаются в том, что:
- цели обучения соотносятся с результатами обучения у каждого обучаемого;
- учебная информация представляется блоками;
- активизируется учебная и научная деятельность студентов;
- повышается мотивацию к изучению дисциплины; создается стимул для систематической работы в течение всего семестра;
- повышается уровень усвоения дисциплины и качество обучения студентов.
В заключении отметим, что модульно-рейтинговая система обучения способствует подготовке специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации, так как мобильно реагирует на изменения, происходящие на рынке труда, и позволяет корректировать модель специалиста. Её отличительной особенностью является ориентация на инновационный характер и деятельностный подход к обучению.
Литература:
1. Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 755–758.
2. Гудкова В. С., Ячинова С.Н, Новичкова Т. Ю. Наглядность как средство повышения качества обучения математике // Вестник магистратуры. — 2014. — № 12–4 (39). — С.41–43.
3. Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 584–588.
4. Крымская Ю. А., Ячинова С. Н. Пути повышения качества и мотивации обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 565–567.
5. Новичкова Т. Ю., Крымская Ю. А., Ячинова С. Н. Прикладная направленность преподавания математики как средство повышения качества обучения в военных вузах // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 619–621.
6. Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячинова С. Н. Критериальные задания как фактор совершенствования процесса обучения математике // Вестник магистратуры. — 2014. — № 6–1 (33). — С.125–127.
7. Ячинова С. Н. Цели обучения как средство управления учебной деятельностью на уроке математики // Дис. канд. пед наук — Пенза, 2003. — 165с.