Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятельности с применением инноваций. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает поиск новых образовательных форм, необходимость изменения целей в системе образования, освоения новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса.
Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера. Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к специалисту, владеющему не только системой профессиональных знаний, но и способному к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию, овладению ключевых компетенций в сфере инновационной профессиональной деятельности.
В статье проанализированы и определены особенности технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Произведён анализ педагогических условий её функционирования, определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций, рассматривается структура готовности к инновационной деятельности как ключевой в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн, профессиональная подготовка, компетентность.
Постановка проблемы. Качество подготовки специалиста в высшей школе в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера и этим определяется необходимость внедрения инновационных технологий в образование. В системе высшего образования происходит поиск новых образовательных форм, изменяются цели. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает освоение новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса. Постановка и решение проблемы формирования готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности как ключевой характеристики его профессиональной компетентности обусловлены объективными процессами, протекающими в обществе, в системе образования и требованиями к профессиональной компетентности специалиста. Важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Высшая школа, решая задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование таких качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность [7, с. 64].
Задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной деятельности в ВУЗе должны стать:
- формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;
- подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;
- формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;
- формирование пользоваться инновационными разработками;
- формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели [1, с. 258].
Формулировка цели статьи. Выявить, теоретически обосновать основы реализации технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и педагогические условия ее успешного функционирования.
Анализ исследований и публикаций. В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике возникли объективные возможности для решения задачи оптимизации процесса подготовки специалистов в области дизайна. Эти возможности отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
С общей проблематикой дизайн-образования связаны работы таких авторов как Н. Яковлев, В. Прусак, А. Трошкин, А. Фурса, О. Боднар, П. Татиивський, Е. Форест.
Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л. Ю. Анцукова, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Вальковой, И. Ф. Волкова, Н. В. Воронова, Т. М. Журавской, М. С. Кагана.
Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Ковешниковой, В. П. Климова, Е. Э. Павловской, Л. Б. Переверзева. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности исследованы в трудах В. С. Мерлина, Е. А. Климова, А. К. Байметова. Исследования Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенина, В. Ф. Худякова, Е. М. Чибиревой раскрывают структуру и логику формирования творческого стиля деятельности специалиста.
Изложение основного материала. Основной задачей современной высшей школы является формирование специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности.
Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности находятся на стадии исследования. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнение ряда понятий, связанных с инновационными процессами, до конца не разработаны сущностные особенности инновационности в обучении студентов, требует изучения проблема моделирования процесса формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности [2, с. 118].
Особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как определение психолого-педагогических условий и моделей совершенствования практики подготовки студентов к инновационной деятельности. В условиях подготовки специалистов-дизайнеров с высшим образованием сложился ряд противоречий между: новыми требованиями общества к подготовке специалистов инновационного типа и реальной готовностью выпускников вузов к инновационной деятельности; интересом современных студентов к проблемам творчества в профессиональной деятельности и реальным содержанием и технологиями обучения в ВУЗе; возможностями высшей школы в формировании конкурентоспособной личности и отсутствием теоретического обоснования, построения и осуществления на практике процесса формирования готовности студентов к инновационной деятельности.
Формирование готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности будет эффективным, если: выявить и конкретизировать специфические особенности (социально-педагогические, организационно-дидактические и личностно-деятельностные) организации образовательного процесса в ВУЗе, а также источники его развития (содержательные, процессуальные и структурно-логические противоречия); обеспечить комплекс психолого-педагогических условий (мотивация к учебной и инновационно-профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности), определяющих формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности; разработать модель формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности, включающую в себя: предсуществующие условия (социальный заказ, ориентация педагогической системы на подготовку нового типа специалиста, интересы личности); характеристику инновационного типа личности (креативная, познавательная, творческая направленность; индивидуально-психологические свойства; способности); детерминанты (психологические, педагогические, методические релизеры) и процесс подготовки (цели, содержание, формы, методы, средства, контроль) [3, с. 68].
Комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности включает: мотивацию к учебной и инновационной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности [5, с. 214].
Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности будет более эффективной при соблюдении:
- общих педагогических условий: разработка учебных планов, программ и отдельных заданий по общепрофессиональным дисциплинам на основе деятельностной парадигмы построения художественного образа взамен стимульной парадигмы формирования художественного образа;
- специальных педагогических условий: разработка учебных заданий с учетом планомерного поэтапного формирования инновационных способностей будущих дизайнеров; разработка специальных методик и технологий подготовки, способствующих формированию инновационных способностей будущих дизайнеров;
- дополнительных педагогических условий: наличие разработанных критериев, показателей и применение в учебном процессе методик педагогической диагностики уровня сформированности инновационных способностей будущих дизайнеров [6, с. 39].
Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению инноваций становится более эффективным при условии уточнения сущностных характеристик готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформированностью знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций. Организация процесса обучения должна быть ориентирована на поэтапное формирование готовности к применению инноваций не только в профессиональной деятельности в целом, но и в отдельных ее компонентах (мотивационном, содержательно-операционном, рефлексивном), а также в планомерном переходе от низкого уровня к более высокому в соответствии с логикой формирования готовности.
Основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков будущих дизайнеров. Данный подход обеспечивает формирование целостной структуры готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности [4, с. 47].
Выводы. По мере развития общества по пути прогресса обогащаются и совершенствуются цели, задачи, содержание образования. Прогнозируя задачи формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности, необходимо глубоко изучать педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, широко привлекать их в педагогический процесс ВУЗа.
Условиями формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности выступают: обогащение содержания дисциплин профессионального цикла знаниями из области инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности; активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности активными методами обучения; осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский — М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 159 с.
3. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
4. Климова Т. Е. Педагогический эксперимент / Т. Е. Климова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004 — С. 158.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко — Ярославль, 1998–256 с.
6. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин., Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.
7. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие / Г. И. Хозяинов — М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
8. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин — Л.: ЛГУ, 1988. — 54 с.