Рассматриваются вопросы эколого-экономического обоснования развития и размещения туризма в Кыргызстане, состояние и проблемы освоения туристских ресурсов и предложены пути эффективного развития отрасли в стране.
С момента приобретения суверенитета Кыргызстан, как один из наследников затратной и природоемкой экономики бывшего СССР, переживает очень напряженную экономическую ситуацию, сопряженной с экологическими проблемами различного масштаба. Современная экономическая политика государства базируется на поддержание отраслей, хозяйственная деятельность которых направлена на рациональное использование природных ресурсов с учетом их охраны и воспроизводства. Рассматриваются новые нестандартные подходы и альтернативные варианты эколого-экономического развития. В этом отношении одним из приоритетных направлений в развитии национальной экономики выступает туристская отрасль, преобразованная уже из социальной в чисто рыночную структуру.
Сбалансированное развитие и размещение туризма могут решить экономические, социальные и экологические проблемы одновременно, комплексно. К тому же «когда все острее встает вопрос поиска источников валютного пополнения, общепризнанным фактом является то, что для Кыргызстана с его богатой разнообразной природой, одним из факторов подъема экономики является развитие туризма в самых различных формах…» [1]. Туризм при сохранении условий рациональности не истощает природные ресурсы, не нарушает экологическое равновесие. Иными словами, «само туристско-рекреационное производство, если оно организовано рационально, с учетом перспективы, не ведет к истощению ресурсов и, тем более, в отличие от использования природных ресурсов промышленностью, не означает их физического изъятия часто с разрушением окружающей среды» [2]. Туризм также способствует повышению экологической сознательности и культуры людей.
Кроме того, в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы отмечается важная роль туризма в решении социальных проблем, создании дополнительных рабочих мест и повышении благосостояния населения, в частности, в сельской местности [3].
Необходимость перехода на экологоориентирванный тип хозяйствования
Формирование экологически ориентированного рыночного хозяйства в стране предполагает наряду приоритетным развитием «экологичных» отраслей, которые обладают огромными потенциальными возможностями, осуществление структурной перестройки отраслей хозяйства, устранение диспропорций в целях снижения природоемкости национального хозяйства и уменьшения давления на окружающую среду. Экологизация экономики, структурные изменения в ней должны осуществляться с учетом того, что наблюдается сокращение возможностей экономического развития регионов как из-за усиления уязвимости экосистем на фоне существующих экологических нарушений, так и в связи с резким уменьшением экологической емкости высокогорных территорий.
Сама природа страны объективно «требует» приоритетного развития, селективной поддержки тех отраслей экономики, которые характеризуются малым воздействием на природную среду и низкой природоемкостью. И важным условием удовлетворения этого «требования» является экологически ориентированное государственное регулирование национальной экономики. На наш взгляд, примером для подражания может выступить стратегия развития экономики Японии в послевоенный период. «Экологическое» чудо Японии, которое действительно удивительно на фоне экономического рывка страны, во многом объясняется тем, что при проведении продуманной экономической политики приоритетное внимание уделялось развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих прогрессивных технологий и производств на базе активного использования достижений научно-технического прогресса. В стране отсутствует природно-сырьевая база и все возобновляемые природные ресурсы (вода, лес, земля) используются почти полностью. Эти условия во многом и обусловили «экологичность» развития экономики японцев.
Думается, что по аналогии с этим экологическое неблагополучие многих регионов Кыргызстана, природная уязвимость высокогорных территорий, наличие уникальных природных объектов, экологическая несостоятельность имеющихся технологий отраслей хозяйства, ограниченность экологической емкости высокогорных территорий, и связанное с этим отвлечение сравнительно большего объема материально-финансовых средств и трудовых ресурсов на ликвидацию негативных экологических последствий хозяйственной деятельности — вот только часть условий и факторов, обуславливающих острую необходимость экологически сбалансированной структурной перестройки экономики Кыргызстана.
Как отмечают специалисты, экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ресурсов из первичных (сельское хозяйство, добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая отрасль, транспорт, строительство, связь) а затем и в третичные (сфера услуг) [4]. Формирование и развитие отрасли туризма в Кыргызстане как раз и “оживляют” преимущественно вторичные и третичные секторы экономики страны, что отвечает интересам обеспечения эколого-экономической безопасности.
Эколого-экономическая значимость развития туристской отрасли в Кыргызстане
В связи с этим в условиях формирования и функционирования индустрии туризма в стране необходимо подчеркнуть ее эколого-экономическую функцию, что обусловлено следующими причинами:
- во-первых, про рыночная трансформация экономики сама способствует формированию и развитию туристской отрасли, поскольку она отличается доходностью и быстрой окупаемостью и может внести значительный вклад в решении имеющихся социально-экономических проблем;
- во-вторых, туризм, как трудоемкая отрасль, может привести к росту занятости населения и тем самым решить в определенной степени проблемы безработицы, поскольку в процессе развития туризма оживляются многие отрасли на основе мультипликативного эффекта. К тому же в Кыргызстане 60–65 % безработных составляют женщины и в силу того, что работа в сфере туризма связана с обслуживанием, можно масштабно привлекать к работе женское население;
- в-третьих, природно-географические ресурсы и условия республики обуславливают размещение предприятий туризма в горных и сельских местностях, что, в свою очередь, предусматривает решение социально-экономических проблем в этих местах (строительство социальных объектов, занятость сельского населения и др.);
- в-четвертых, многократно увеличивается значение туризма вследствие ослабления экспортных возможностей республики, что обусловлено экономическим кризисом. Ясно осознавая, что нельзя развиваться в изоляции от мирохозяйственных связей, страна ищет оптимальные варианты экспортной специализации. И кыргызский туристский продукт с уникальными свойствами и национальным колоритом в действительности может стать важной статьей экспорта услуг;
- в-пятых, при сохранении определенных экологических и технологических требований туристское хозяйство не нарушает экологическое равновесие, не истощает природных ресурсов, оно заинтересовано в поддержании экологически благополучной среды и умножении ее богатств, что предусматривает использование определенной части доходов на охрану и восстановление природных ресурсов и условий. К тому же туристские ресурсы могут использоваться пользователями без уменьшения их полезности и изменения физико-химических свойств.
Туристский потенциал Кыргызстана и его использование
Кыргызстан, как горная страна, обладает колоссальным туристским потенциалом для развития горного туризма в международном масштабе. Ведь мировой опыт развития туризма показывает, что во многом именно горный характер местности предопределяет размещение и развитие мировых и региональных центров туризма. Известно, что такие горные системы, как Альпы, Карпаты, Крым и Кавказ, являются самыми посещаемыми географическими сегментами современного мирового туризма. Ярко выраженная приподнятость территории над уровнем моря, сильное расчлененность рельефа предопределяют исключительное разнообразие природно-рекреационных ресурсов. В Кыргызстане более 90 % территории лежит выше 1000 м над уровнем моря, средняя высота территории над уровнем моря составляет 2750 м. В республике расположены 3 пика выше 7000 м (Победа, Ленин и Хан-Тенгри), одно из крупнейших горных озер (Иссык-Куль) и горных ледников (Южный Энильчек) мира, священная гора Сулайман-Тоо, включенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, самые крупные в мире массивы орехово-плодовых лесов, заросли диких фисташек и миндалей и др.
В процессе постиндустриального развития мирового сообщества эколого-экономическое значение туризма будет возрастать повсеместно. К тому же в настоящее время в развитых странах наблюдается культ «здоровья», что повышает повышенный спрос в пользу активных форм отдыха в естественных условиях, в частности, в горах (альпинизм, треккинг, горные лыжи, охота, экотуризм и др.).
И в этом отношении появляются явные шансы у Кыргызстана и прогнозы развития туризма в стране оптимистичны и перспективны. Следовательно, в условиях общей социально-политической стабилизации в республике международный сектор туризма по натуральным и стоимостным показателям будет динамично развиваться, что отражено в табл.
Таблица 1
Прогноз развития международного туризма Кыргызстана на перспективу [6]
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
Число иностранных туристов, тыс. человек |
411,4 |
528,4 |
645,4 |
Доход от экспорта туристских услуг, млн. долларов США |
91,2 |
122,2 |
153,2 |
Число выехавших туристов, тыс. человек |
184,4 |
233,4 |
282,4 |
Доход от импорта туристских услуг, млн. долларов США |
18,2 |
19,9 |
20,4 |
Значит, на основе таблицы можно сделать общий, но уже оптимальный прогноз развития туризма на период до 2020 года. Туризм к 2015 году, как высокодоходное хозяйство, должен стать одной из приоритетных отраслей национальной экономики, приносящей стабильный доход, способствующей росту экономики, развитию социальной сферы. Его доля в национальном доходе будет составлять более 10 %.
Здесь необходимо отметить то, что с каждым годом увеличивается поток внешних инвестиций, поэтому эти показатели могут быть гораздо выше, чем прогнозируемые.
Кыргызстан может значительно расширить масштабы туристской деятельности, которая обеспечит приток иностранной валюты. Это не только положительно скажется в создании национального дохода, появляется возможность улучшения качества туристских ресурсов. Появляются также реальные возможности проведения прямых природоохранных мероприятий (рекультивация, создание особо охраняемых территорий, строительство очистных сооружений и др.), масштаб которых сильно уменьшается в условиях нехватки финансовых ресурсов.
В целом в Кыргызстане туризм развивается, однако существует своя специфика развития туризма. Прежде всего, это сильная зависимость туристского потока от факторов природно-географического, социально-экономического и политического характера. Как известно, в 1998 году из-за инцидента с транспортируемым цианистым натрием на берегах озера Иссык-Куль туристский поток в регионе сократился в 20 раз по сравнению с предыдущим годом. Баткенские военные события 1999–2000 годов, когда в южные рубежи страны вторглись международные террористы, также значительно уменьшили поток туристов в страну. Кроме того, мартовская революция 2005 года, апрельская революция 2010 года, трагические ошские события того же года значительно испортили международный имидж Кыргызстана, бесспорно уменьшая его привлекательность в сфере иностранного туризма. Отсутствие устойчивой стабильности выступает основным фактором сдерживания иностранного туристского потока в республику. Как считает отдельные эксперты, Кыргызстан “недополучает” 500 млн. долларов США из-за упущенных возможностей развития туризма [5].
Хотя в настоящее время в республике предпринимаются меры по преимущественному развитию туристской отрасли, тем не менее, туризм остается относительно незадействованным экономическим ресурсом и не предприняты комплексные меры для его стимулирования. Существующая материальная база туристского комплекса республики не соответствует рекреационному потенциалу, к тому же не отвечает международным стандартам. Например, в Иссык-Кульском туристском регионе, где расположены 110 курортно-оздоровительных учреждений, большинство объектов возведены по проектам 60–70-х годов прошлого века, в связи с чем требуется их реконструкция и модернизация. Другим существенным фактором, сдерживающим развитие туризма, является недостаток инвестиций. Именно из-за недостатка инвестиций пока еще практически неосвоенными остаются многие туристские зоны. К тому же на данном этапе лишь незначительная часть учреждений предоставляет услуги круглогодично (10 %). Такая неравномерность загруженности отрасли объективно снижает ее общую экономическую эффективность.
В условиях возрастающей конкуренции на международном рынке туристских услуг все актуальнее становится вопрос продвижения Кыргызстана как страны туризма. К сожалению, до сих пор нет полноценной единой концепции брэндинга туристского Кыргызстана и единого графического дизайна кыргызского туристского продукта.
Современная рыночная стратегия в области туризма должна исходить из того, что рекреационный продукт не идет к покупателю, а покупатель идет к нему, в силу этого ключевое значение имеет проведение маркетинга и рекламы для стимуляции спроса. Например, согласно некоторым опросам, о существовании нашей республики знают всего 5–10 % населения стран Европы. Слабое продвижение Кыргызстана как страны туризма является причиной низкой осведомленности о стране на целевых туристских рынках. Полезно изучение передового мирового опыта в деле эффективной стимуляции туристского спроса.
На данном этапе нужно ориентироваться на развитие таких видов туризма, которые не требуют больших затрат и обеспечивают быструю отдачу от вложенных средств. Например, республика имеет все условия для развития горного туризма: только количество пиков с высотой более 6000 м около 10. Наряду с альпинизмом, спелеотуризмом перспективно развитие горнолыжного туризма. В стране перспективны для освоения такие зоны, как Ноорус, Тогуз-Булак, Туя-Ашуу, Шамси, Чон-Таш, Чункурчак. В этих местах большая продолжительность солнечного сияния, высота снежного покрова, устойчивого в течение 120–140 дней в году, составляет 40–100 см, что должно способствовать высокой рентабельности горнотуристских комплексов и канатных дорог.
Основную массу туристов в страну может привлечь охотничий туризм, который конкурентоспособен на мировом рынке. Площадь земель, пригодных для ведения охоты составляет 14,5 млн. га, из них 1 млн. га — леса. Животный мир характеризуется богатством промысловых видов зверей и птиц. Численность многих видов животных позволяет вести планомерную охоту на них. Например, общая численность архаров Марко Поло в стране более 6,2 тыс. голов. Можно параллельно развивая дичеразведение открыть туры для охотников на архаров с ежегодной квотой 400–500 голов. Согласно нашим расчетам, организация охоты на архаров в пределах квоты 500 голов принесла бы бюджету страны около 15 млн. долларов США при продолжительности туров в одну неделю. Однако этот вид приключенческого туризма можно развивать только при обеспечении эффективного дичеразведения.
В целом маркетинговое изучение показало, что перспективами развития обладают все виды туризма, в особенности спортивного, промыслового, познавательного и религиозного. В санаторно-курортном хозяйстве на данном этапе параллельно с традиционными видами обслуживания актуально развивать такие виды, как спелео-, траво-, соко-, кумысо-, и медолечение. Главной особенностью многих из этих видов рекреационной деятельности является то, что они формируют специфическую кыргызскую нишу на мировом рынке туристских услуг и повышают конкурентноспособность отрасли.
Заключение
В современных условиях в Кыргызстане актуально не только обеспечение эколого-экономической безопасности посредством туризма, но и также актуальны охрана и восстановление окружающей природной среды для развития туризма, самой экологичной и экономически эффективной отрасли экономики.
В деле развития отрасли туризма приоритет должен отдаваться экологическому принципу, основанному на рациональном использовании и постоянном воспроизводстве туристских ресурсов. Предстоит работа по выработке новой системы платежей за использование туристских ресурсов в соответствии с требованиями рыночной экономики и охраны окружающей среды.
Необходимо организовать интенсивную рекламную деятельность и проводить маркетинговую политику в области международного туризма с целью усиления работы по созданию благоприятного образа (имиджа) страны.
Немаловажной целью маркетинговой стратегии должны стать расширение туристского сезона, сглаживание сезонности, что повышает рентабельность объектов рекреации, увеличивает пропускную способность без расширения коечного фонда.
Развитие туристского бизнеса перспективно с эколого-экономической точки зрения и приоритетная поддержка этой отрасли выступает важным инструментом политики в экономико-экологической стабилизации в стране.
Литература:
1. Идинов К. И. Кыргызстан в системе международных экономических отношений. -Бишкек: Кыргызстан, 1997. -188с.
2. Касаткин В. Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. — Москва: ЦРИБ Турист, 1983. -78с.
3. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы //www.gov.kg
4. Бобылев С. Н. Экологизация экономического развития. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -26с.
5. Суеркулов Э. А. Эколого-экономические проблемы природопользования в Кыргызской Республике //Экономический вестник, № 1. -Бишкек, 1998. -53с.
6. Низамиев А. Г. Туризм Кыргызстана: социально-экономические аспекты. -Ош, 2005. С. 155.