В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера ответственности государства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальные проект, сфера образования, бизнес-структура.
Государство в современной экономике несёт ответственность перед различными социальными структурами общества за обеспечение социально-значимыми общественными благами, чем и объясняется тенденция к сохранению хозяйствующих субъектов в государственной собственности. Но в рамках государственной собственности часть прав делегируется частному сектору, который привносит частные товары и услуги (private goods) и создает условия для эффективного функционирования и управления, рационального управления использования ресурсов.
В связи с этим возникает задача, связанная с необходимостью эффективного привлечения государства для участия в развитии механизма рыночной экономики — государственно-частного партнёрства (ГЧП) или Public- Private Partnership (РРР).
В современных международных документах сущность государственно-частного партнёрства определяется как сотрудничество между государством и бизнесом, основой целью которого является совместное финансирование, сооружение, реконструкция, управление и содержание объектов инфраструктуры социально значимых услуг] или как партнерство с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором. Это позволяет определить государство в рамках данного партнёрства как «обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления — республиканский и местный, и реализующий властные полномочия. С целью привлечения бизнеса к участию в долгосрочном контракте финансирования, планирования, исполнения и эксплуатации объектов, производства и предоставления услуг государственным сектором [1, с.121].
В результате изучения трактовок государственно- частного партнёрства, можно выделить его отличительные черты:
- длительные сроки действия соглашений о партнерстве;
- смешанное финансирования проектов (частный инвестиции, дополненные государственные финансовые ресурсы или же совместное инвестирование нескольких участников);
- конкуренция между участниками потенциального проекта;
- распределение ответственности и рисков между партнерами в соответствии с их целями (со стороны государства — целеполагание проекта; определение стоимости и качества, мониторинг производства и реализации общественно значимых товаров и услуг; частный партнерразработка, строительство и эксплуатация, управление объектами ГЧП с целью максимизации выгоды.);
- соблюдение собственных интересов участниками при заключении соглашения;
- соблюдение принципа пропорционального наделения доходами в зависимости от объёма инвестиций и принятия рисков;
- официальное оформление условий соглашения о партнёрстве;
- государство осуществляет патерналистский подход к принадлежащим ему предприятиям в области занятости и социального обеспечения, а так же требований к предотвращению их несостоятельности и банкротства;
- интересы предприятия продиктованы общественными интересами, частные выгоды подчинены общественным [2, с. 45].
Возникающие в рамках проектов ГЧП риски частного сектора можно разделить на следующие группы: административные риски; бизнес-риски проектов ГЧП; риски, связанные с отрицательным мнением общественных и международных организаций.
Данное обстоятельство является сдерживающим фактором на пути привлечения частного капитала к финансированию объектов социальной инфраструктуры, в том числе в сфере образования:
- недостаточно чётко сформулированные образовательные стандарты и национальная система квалификации, которые должны учитывать требования к квалификации и компетенциям по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда;
- низкая эффективность участия бизнеса в управлении профессиональными образовательными учреждениями начального, среднего и высшего образования, образовательных центров, что не позволяет определить полезность конкретных учебных заведений для работодателей;
Определение государственно-частного партнёрства с позиций риск — менеджмента позволяет рассматривать его как общественно значимое соглашение о распределении рисков, предусматривающее, что оба сектора сотрудничают с целью — строительства и содержания объектов и оказания общественных услуг. По сути, это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, создаваемый на определенный срок для осуществления конкретного проекта и прекращающий свое существование после его реализации
ГЧП в профессиональном образовании понимается как система долгосрочных отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе добровольного объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
При этом реализация государственно-частного партнёрства в сфере профессионального образования возможно при выполнении следующих условий:
- сохранение социальной значимости сферы профессионального образования: обеспечение своевременного, адекватного, качественного и доступного образования;
- целостность ГЧП проектов;
- определение взаимных интересов и управление рисками ГЧП;
- контроль за использованием доходов и расходов, получаемых при реализации ГЧП;
- предоставление полной информации о процессе реализации партнерской деятельности;
- определение условий и порядка расформирования партнерства.
Качество организации партнёрства в сфере образования определяется балансом экономических интересов участников, заинтересованных в повышении качества жизни населения при применении рыночных механизмов в предоставлении социально значимых общественных благ. В частности, для образовательных учреждений трансформация проявляется в изменении структуры и содержания процесса финансирования в результате оказания дополнительных услуг для получения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Для частного сектора трансформация проявляется в участии в процессе предоставления частных благ, имеющих социальное значение и возможности привлечения знаний как неосязаемого актива в рассрочку, когда возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений с учётом оговорённого ранее процента.
На сегодняшний день в Казахстане имеется успешный опыт реализации 3 проектов, которые, согласно Закону «О концессиях», соответствуют одной из форм государственно-частного партнерства. В республике Беларусь планируется начать реализацию двух пилотных проектов с использованием инструмента государственно-частного партнерства при технической помощи ООН в ближайшее время. В России сейчас реализуется около 300 проектов в сфере ГЧП.
Взаимодействие в рамках ЕАЭС направлено на экономическое развитие стран-участниц. В рамках ЕАЭС перспективной формой государственно-частного партнерства видится институциональное ГЧП. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.
С точки зрения конкурентоспособности, необходимо отметить, что в России и Белоруссии имеются отрасли производств, которые в Казахстане находятся еще на этапе инициации. Так, сеть конструкторских бюро России обеспечивает разработку и производство IT-товаров, которые успешно эксплуатируются населением и учреждениями России. Одним из примеров может служить производство электронных средств контроля за осужденными. Таким образом, создание совместных предприятий может решить некоторые ключевые задачи Казахстана, обозначенные Государственной программой индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР), такие как форсированное развитие обрабатывающей промышленности, стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности.
Утвержденная государственная программа индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015–2019 годы определила приоритетные отраслевые секторы и предприятия, инструменты и меры поддержки индустриального развития экономики. В ГП ФИИР государственно-частное партнерство определено одним из механизмов ускоренной индустриализации при создании и развитии инфраструктуры.
Согласно статье 27 Договора о Евразийском Экономическом Союзе, подписанного в Астане 29 мая 2014 года, для привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры и в иных целях на территориях государств-членов создаются и функционируют свободные (специальные, особые) экономические зоны и свободные склады. Финансирование современной логистической инфраструктуры, социальной инфраструктуры по энергоснабжению и водоснабжению специальных экономических зон может осуществляться с использованием механизма ГЧП. Положительными факторами создания ЕАЭС для проектов ГЧП является расширение возможности финансирования синдикатами банков стран-участниц.
Анализ банковской системы Казахстана, России, Белоруссии свидетельствует о том, что капитализация российских банков в разы превышает капиталы казахстанских и белорусских банков. Суммарные активы российских банков составляют 57,4 трлн. рублей или около 287 000 млрд. тенге. В Казахстане на сегодняшний день функционирует 38 банков с суммарной стоимостью активов около 12 780,7 млрд.тенге. В Белоруссии на конец 2012 года функционировал 31 банк с суммарными активами 320 трлн. белорусских рублей или около 5 536,0 млрд. тенге. Статистика свидетельствует о финансовой возможности участия России в привлекательных проектах ГЧП в Казахстане [3].
Одновременно необходимо помнить, что приоритетным для развития экономики Казахстана является участие и финансирование стабильных и доходных проектов казахстанскими банками. Поэтому целесообразно предусмотреть законодательством РК приоритетное право на участие в проектах ГЧП резидентов Казахстана, что окажет положительное влияние на социально-экономические показатели государства. Увеличение налоговых поступлений, рост занятых и создание продуктивных рабочих мест, а также обеспечение внутреннего потребления натуральными и экологически чистыми продуктами собственного производства станет результатом этого процесса.
Литература:
1. Варнавский В. Г., Клименко A. B., Королёв В. А. Государственно- частное партнёрство: теория и практика / Г. В. Варнавский, A. B. Клименко, В. А. Королёв. — М: Изд. дом. ГУ ВШЭ — 2010. — 287 с.
2. Государственно-частное партнёрство в инновационных системах / под ред. Сильвестрова С. Н.-М.: Научная книга. — 2008. — 204 с.
3. Перспективы развития ГЧП в Казахстане, России, Белоруссии в рамках евразийской интеграции. http://www.inform.kz.