Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются трудности молодых дефектологов, возникающие у них в процессе освоения практических умений при взаимодействии с детьми, их родителями, более старшими и опытными коллегами, администрацией. Намечаются пути преодоления выявленных педагогических трудностей.
Ключевые слова: педагогическая практика, студенты факультетов специальной педагогики, молодые учителя-дефектологи, молодые специалисты системы специального образования.
Деятельность учителя-дефектолога как специалиста системы специального образования являет собой один из примеров наивысшего гуманного педагогического служения, ориентированного на оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и, прежде всего детям, имеющим выраженные отклонения в развитии. Являясь ведущим, т. е. главным специалистом для таких детей, дефектолог призван организовывать и осуществлять многоплановую деятельность, направленную на решение коррекционно-развивающих, учебно-методических, социально-педагогических, реабилитационно-адаптационных, а подчас и психологических задач в процессе взаимодействия как с детским контингентом, так и с семьями детей, специалистами системы сопровождения. Все это требует наличия ряда сформированных компетенций: умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику, организовывать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников и др. [1]. Таким образом, основными видами профессиональной деятельности олигофренопедагога, включающей весь комплекс его профессиональных компетенций, являются коррекционно-развивающая, дидактическая, воспитательная, социально-педагогическая и организационная [2].
. Основы указанных умений и навыков формируются еще на этапе обучения, прежде всего, когда студент — будущий специалист-дефектолог осуществляет первые шаги в деятельности, направленной на перевод имеющихся теоретических знаний в действенные умения, т. е. в процессе педагогической практики.
Следовательно, успешность прохождения практики определяет качество дальнейшей педагогической деятельности в соответствии с уровнем развития базовых профессиональных умений и навыков, формируемых на рассматриваемом этапе обучения будущего специалиста.
В задачи педагогической практики входит формирование навыков организации взаимодействия с детьми, овладение различными формами проведения коррекционно-развивающей, а также учебно-воспитательной работы, организация взаимодействия с семьями детей и др.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе представлен разносторонний анализ рассматриваемой проблемы. Сущность и содержание педагогической профессии изучали А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А.К Маркова, Л. М. Митина, Л. Ф. Обухова, В. В. Рубцов и др. В своих работах они указывали на важность сформированности умений педагога устанавливать психологически целесообразные взаимоотношения с воспитанниками.
В трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и др. отмечается, что психо-эмоциональное состояние и развитие ребенка в большинстве своем определяется тем, насколько умело педагог осуществляет взаимодействие с ребенком.
Проблемы подготовки кадров к коррекционно-воспитательной работе с детьми представлены в трудах В. Д. Бородиной, Е. Д. Волковой, Л. В. Заверткиной, Т. Д. Калистратовой, Т. Ю. Корнийченко, Л. А. Лисуренко, Н. А. Мишиной и др.
К числу наиболее значимых работ по проблеме формирования компетентности педагога можно отнести работы А. А. Деркача, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, Н. М. Назаровой, Л. А. Петровской, И. М. Яковлевой и др. Достаточно широко идеи подготовки компетентного специалиста в ВУЗе отражены в диссертационных исследованиях М. В. Денисовой, М. В. Долгих, Е. Н. Жукатинской, Е. В. Мельник, Е. В. Зволейко, Я. В. Левковской, Т. Б. Руденко Т. Л. Корженевич и др.
Несмотря на имеющиеся разнообразные исследования, молодой специалист неминуемо проходит путь индивидуального становления; деятельность, о которой он много слышал и мечтал, входит в его собственный опыт, интериоризируется.
Первые практические шаги неизбежно сопровождаются возникновением ряда трудностей, ситуаций, требующих самостоятельного и быстрого компетентностного реагирования. В тоже время, период прохождения педагогической практики — это время открытий, волнующих встреч с участниками образовательного процесса, радости педагогического учебно-методического и научного поиска, восторженных первых успехов и профессиональных удач.
На лекционных занятиях студенты много раз слышали о том, как бывает интересно работать с детьми. И вот, первая встреча с ребенком, первые попытки установления продуктивного контакта. Детская непосредственность, открытость, добродушность неизбежно дарят молодому педагогу положительные эмоции и радость от взаимодействия. В тоже время, первые попытки знакомства не всегда успешны: ребенок может не пойти на контакт, испугаться или вообще быть не готовым к полноценному сотрудничеству из-за имеющихся психофизических особенностей. И здесь перед студентом возникает первая профессиональная задача: не растеряться и попытаться наладить взаимодействие с ребенком. Успех в разрешении данной педагогической проблемы будет обусловлен имеющимися у студента личностными качествами — любви к детям, их безусловным принятием, желанием состояться в педагогической профессии, доброте и понимании. И, безусловно, поскольку мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, специалисту необходимо быть хорошо осведомленным как в вопросах особенностей развития той категории детей, среди которых осуществляется практика, так и знать специфику конкретных детей — участников данного педагогического процесса.
Следует отметить, что во время первых дней прохождения педагогической практики, будущие специалисты-дефектологи испытывают стресс, как от смены вида деятельности (переход от теории к практике), так и от знакомства не только с детьми, но и школьной администрацией. Для того, чтобы процесс адаптации проходил более успешно, необходимо, чтобы перед прохождением педагогической практики студенты имели возможность познакомиться с коллективом, а также администрацией образовательного учреждения. Безусловно, такая встреча должна проходить в атмосфере доброжелательности и настроенности на сотрудничество. Чтобы такое взаимодействие было действительно комфортным, представители учреждения должны быть готовы и мотивированы на прием практикантов и работу с ними. От студентов же требуется проявление такта и элементарной вежливости, уважения к труду педагогов и других сотрудников школы, детям и их родителям, знание и соблюдение правил и традиций, установленных в учебном заведении.
Прохождение педагогической практики предполагает обязательное присутствие на уроках, проводимых практикантом, учителей, более старших коллег. Такая ситуация неизбежно вызывает переживание у молодых специалистов, беспокойство в связи с тем, что они оказываются в ситуации оценивания. С целью уменьшения стрессового влияния данного фактора, целесообразно провести некоторый психологический анализ ситуации и посмотреть на нее с конструктивной, положительной стороны. Следует учитывать, что открытый урок является неотъемлемой частью педагогического процесса, и на этапе прохождения практики он выступает как фактор, позволяющий выявить трудности, допускаемые ошибки, неточности в работе, в ходе проведения урока. И этого не нужно бояться — ведь для молодого человека, который учится и делает свои первые практические шаги — это нормально. И, как раз очень важно, чтобы допускаемые недочеты не оставались незамеченными, не игнорировались, а подробно анализировались и разбирались. Такой подход будет способствовать тому, что в дальнейшем специалист сможет состояться в профессии, будет работать качественно и результативно, сформируется как думающий учитель, анализирующий свою деятельность, способный замечать допущенные ошибки и наиболее оптимальным путем исправлять их. Также следует учесть, что опытный педагог, присутствующий на уроке, может выявить не только некие слабые стороны практиканта, но и отметить сильные, подчеркнуть интересные педагогические находки и приемы, которые, возможно, из-за волнения, студенту трудно определить самостоятельно. Подход к открытому занятию именно с позиций объективности и доброжелательности будет способствовать формированию у молодого дефектолога адекватных профессиональных личностно значимых качеств.
Большим ресурсом для обогащения практического опыта дефектологов являются уроки и занятия, проводимые опытными педагогами. И здесь для студента очень важно быть готовым к осознанному и целенаправленному восприятию учебно-практического материала. Эта задача может быть реализована в том случае, если соответствующую разъяснительную работу со студентами провел руководитель практики. Во время присутствия на уроках важно, чтобы студенты подмечали удачную манеру работы педагога с детьми, интересные приемы, в том числе, по разрешению проблемных ситуаций, делали выводы — как правильно организовывать и проводить урок, как вести себя с детьми, где нужно быть построже, а в каких ситуациях, наоборот, вести себя мягко и гибко.
Важным аспектом при работе с детьми является готовность к факту того, что дети, несмотря на имеющиеся особенности познавательной сферы, могут часто задавать вопросы, носящие подчас противоречивый характер. И перед будущим дефектологом в такой момент встает встречный вопрос: как правильно повести себя, если не знаешь ответа? Как подготовить себя к возникновению подобных ситуаций в будущем? Прежде всего, будущий специалист-дефектолог не должен испытывать страх, даже если он не знает ответ на поставленный детьми вопрос, всегда можно с достоинством выйти из ситуации: предложить детям найти ответ вместе или сделать это самостоятельно и сообщить необходимую информацию детям позже. Такой подход позволяет педагогу избежать чувства ожидания возможной неудачи в условиях затруднительной ситуации, а также завоевать уважение детского коллектива за счет умения честно и открыто признавать свои не только сильные, но и слабые стороны и разумно действовать для их преодоления. И, безусловно, такие ситуации — это хороший урок для будущего специалиста, стимулирующий его к нахождению в профессиональном тонусе, к повышению своей компетентности в тех или иных вопросах, к саморазвитию в профессии.
Не менее важно учитывать в педагогической практике и, казалось бы, чисто внешние факторы, которые достаточно интенсивно могут влиять на качество протекания деятельности практиканта. Внешний вид студента, его одежда, косметика — все должно соответствовать месту и характеру выполняемой деятельности. И дело здесь не только в общей культуре педагога и необходимости подавать детям пример, в том числе внешнего вида, но и в выраженности специфики психологии лиц с нарушениями в развитии (повышенная отвлекаемость, расторможенность влечений, нарушение дистанции и т. д.). Например, в начальной школе дети очень бурно реагируют на ярко накрашенные ногти будущего специалиста, если происходит индивидуальная работа и практикант показывает ребенку, что ему нужно записать в тетради или с какой строчки ему нужно начать читать, ребенок отвлекается на ногти и может начать их рассматривать, тем самым нарушая учебный процесс. То же самое касается и увесистой или яркой бижутерии, на нее дети так же обращают внимание. Поэтому к выбору таких, на первый взгляд, мелочей, тоже стоит обращать особое внимание.
Очень важно отметить, что во время прохождения практики каждый будущий специалист-дефектолог чувствует ценность приобретенных теоретических знаний, ведь теперь он может научиться их реальному применению, сделать определенные выводы о той или иной теории, может попробовать определенные техники и формы общения и работы с детьми в естественных условиях урока или занятия.
Ценно также, что во время прохождения практики у будущих специалистов-дефектологов происходит не абстрактное, а действенное формирование представления о своей профессии, что очень важно для становления молодого педагога. Ведь это помогает не только усвоить и развить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей работы, но и понять, что выбранная профессия требует большой отдачи сил, эмоций и времени. А, главное, осознать, что ради результата профессиональной деятельности в виде компенсированных и скорректированных нарушений в развитии ребенка и повышения качества жизни его семьи, стоит прилагать усилия и преодолевать все трудности, как на уровне теории, так и практики, возникающие у молодого учителя — дефектолога на пути к профессиональному мастерству.
Литература:
1. Назарова Н. М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в ВУЗах Российской Федерации/Н. М. Назарова // Специальное образование.-2008.-№ 11.-С.5–11.
2. Соломина Е. Н., Шевырева Т. В. Инновационные пути формирования дидактических компетенций будущих олигофренопедагогов в процессе работы с современными учебными ресурсами для специальной (коррекционной) школы VIII вида/ Соломина Е. Н., Шевырева Т. В.//Преподаватель XXI век. -2012.-№ 2–1 -С.191- 201.