В статье перечислены и обоснованы причины необходимости формирования у руководителей школ готовности к использованию Интернет технологий в управленческой деятельности. Раскрыта сущность понятия Ин-готовность. Сформулированы составляющие Ин-готовности руководителя общеобразовательного учебного заведения, а также представлены отдельные результаты проведенного эксперимента по формированию Ин-готовности у руководителей школ Львовской области.
Ключевые слова: интернет-технологии, интернет-сервисы, Ин-готовность, руководители школ.
Глобализация общества, ускорение всех жизненных процессов заставляют образовательную систему любой страны мира быстро реагировать на происходящие изменения, четко определять цели и разрабатывать стратегические планы усовершенствования собственной системы образования. Информационные технологии призваны облегчить данный процесс, создать комфортную среду для реализации самых амбициозных учебных и организационных идей и целей. Наиболее доступными и универсальными, с этой точки зрения, в педагогике стали Интернет сервисы Веб 2.0, которые активно используются педагогами в разных странах мира.
Различные аспекты внедрения ИКТ и Интернет технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных учреждений, проблема информатизации системы образования, формирования соответствующих компетентностей у педагогов и у руководителей школ в частности в процессе повышения квалификации в течение длительного времени остаются актуальными для научных исследований. Проблема подготовки педагогов к использованию ИКТ и социальных Интернет сервисов исследовалась украинскими и зарубежными учеными: В. Кухаренко, В. Олийником, В. Осадчим, Н. Морзе, Е. Ельниковой, С. Литвиновой, А. Уваровым, А. Семеновым, Е. Патаракиным, И. Роберт, М. Лебедевой и др. Проблеме информационной компетентности руководителей школ, информационному менеджменту посвятили свои научные исследования В. Быков, Ю. Дорошенко, Л. Калинина, В. Маслов, Н. Морзе, В. Лунячек, Л. Забродская.
Одной из актуальных проблем для исследования, с нашей точки зрения, является проблема подготовки руководителей общеобразовательных учебных учреждений к использованию Интернет сервисов в управленческой деятельности, формировании у них готовности в активному изучению и использованию современных Интернет технологий, их педагогических и менеджерских возможностей (далее Ин-готовности). Статья посвящена анализу некоторых аспектов данной научной проблемы.
В. Кухаренко высказал довольно скептическое отношение к перспективам использования Веб 2.0 школах, отмечая, что «Большинство Веб 2.0-сообщества не заинтересованы в реформировании образования. Веб 2.0 не вызывает особого интереса у представителей … педагогической общественности. …Учителя не видят смысла для того, чтобы тратить время на освоение сервисов, которые изменяются так быстро, и разработку на их основе педагогических технологий, которые завтра могут оказаться ненужными. Существует очень мало серьезных научных и методических материалов с использованием инструментов Веб 2.0» [1, С. 93–94]. Позволим себе согласиться только с последним утверждением ученого. Действительно, прикладных исследований о целесообразности использования сервисов Веб 2.0 як педагогического инструментария очень мало. Не проводятся исследования о возможностях использования сервисов Веб 2.0 в педагогическом менеджменте. А они очень актуальны, в первую очередь, из-за того, что учителя массово начали использовать технологии веб 2.0 в своей работе, для освоения учителями принципов работы в среде Веб 2.0 разработаны и проводятся разнообразные очные и дистанционные тренинги, в свободном доступе достаточное количество обучающего видео, инструкций и т. п. А для руководителей школ учебных программ недостаточно, они реализуются в отдельных регионах и не популяризуются также активно как учительские курсы. В большинстве своем руководителям предоставлена возможность самообразования в данном направлении и, в основном, полное отсутствие какой бы то ни было методической и организационной поддержки извне. Недостаточное внимание к подготовке руководителей общеобразовательных учреждений в данном направлении усугубляет развитие процесса информатизации школ и, в определенной степени, его тормозит. Таким образом создается перекос, когда часть педагогического коллектива активно использует Интернет технологии на практике, а администрация школы не может адекватно оценить их опыт, предотвратить угрозы некачественного и неэффективного электронного контента и популяризировать опыт, достойный внимания и распространения. Также, в большинстве своем, школьная администрация не знает про возможности эффективного использования Интернет технологий в управлении школой, собственного тайм менеджмента, в организации работы с родителями и местной общественностью и пр.
На данный момент науке не известны законы, которые могли бы заставить использовать ИКТ или Интернет-ресурсы для формирования и развития личности, его профессиональных и личностных качеств. Поэтому основополагающей движущей силой необходимых перемен является мотивационная составляющая (внешняя и внутренняя мотивация), а также личностные качества руководителя школы, как организатора инновационной деятельности учебного заведения. Именно руководитель школы в результате комплекса мероприятий (тематического обучения, практического знакомства с позитивными примерами использования Интернет технологий в управленческой деятельности, возможности обсуждения и активного консультирования в заинтересовавших его вопросах и т. д.) должен ощутить профессиональную необходимость использования современных Интернет-ресурсов и технологий в школе, которой он руководит. Это важно не только для личностного роста самого руководителя, а, впоследствии, и педагогического коллектива, совместно с которым, при условии правильного и вдумчивого внедрения полученных знаний и опыта, значительно активизируется процесс создания и(или) развития информационной учебной среды школы.
Для решения данной проблемы наиболее приемлемой является система последипломного педагогического образования, которая, по своей сути и задачам способна быстро адаптироваться к общественным изменениям и обеспечивать процесс обучения современным педагогическим технологиям при помощи актуальных инструментов, к которым относятся Интернет сервисы. Важно, чтобы это были курсы, которые помогали бы руководителям школы понять, принять и научиться использовать Интернет и его возможности для решения разных профессиональных задач и построению в учебном заведении реального эффективного учебного пространства — среды для обучения, методического и профессионального развития и общения всех участников учебно-воспитательного процесса. Именно в результате такого обучения будет формироваться осознанная потребность в саморазвитии ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности директора школы, которые являются составляющими его Ин-готовности, а в последствии, он сможет стимулировать такой же процесс у учителей.
Отметим, что ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентности руководителя учебного заведения напрямую связана с внедрением соответствующих изменений в собственной профессиональной деятельности и функционировании школы, которой он руководит, хотя формирование ИКТ-компетентности не обязательно сопровождается формированием такой готовности.
Исходя из сказанного, можно сформулировать составляющие Ин-готовности руководителя общеобразовательного учебного учреждения, которые должны формироваться или развиваться в процессе обучения на тематических курсах и тренингах: мотивационная составляющая (психологический компонент, который предусматривает осознанную потребность в освоении и внедрении лучшего управленческого и педагогического опыта); содержательно-процессуальная составляющая (теоретический компонент, который предусматривает психолого-педагогические знания о месте Интернет технологий в системе управления школой, информатизации учебно-воспитательного процесса и учебного заведения в целом, умения определить и обосновать целесообразность использования ИКТ и Интернет технологий на разных этапах управления учебным заведением и обеспечения качества учебного процесса); конструктивная составляющая (практический компонент, который предусматривает умение использовать ИКТ и Интернет-ресурсы в управлении, обучении и самосовершенствовании и пр.)
В 2012–2014 годах на базе Львовского областного института последипломного педагогического образования проводился эксперимент по формированию Ин-готовности руководителей школ. Был разработан 36-часовой очно-дистанционный курс, а также проводилось двухуровневое (самооценивание и экспертное оценивание) диагностирование степени сформированности Ин-готовности руководителей перед и после обучения. В эксперименте приняли участие 390 респондентов из 718 руководителей общеобразовательных заведений, которые закончили обучение на курсе, что составляет 54,32 %. 46,2 % респондентов руководят малокомплектными школами и сельскими учебно-воспитательными комплексами и только 15,9 % живут и работают в областном центре, 20 % участников эксперимента работают в районных центрах, 17,9 % — в городках или селах городского типа. У подавляющего большинства респондентов 99,74 % в школах есть компьютерная техника, у 76,56 % респондентов школы подключены в Интернету. Более 95 % респондентов подтвердили необходимость повышения их квалификации в области ИКТ и Интернет технологий. Результаты обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов по уровням сформированности Ин-готовности в результате экспертного оценивания, %
Уровень сформированности |
Коэффициент сформированности Ин-готовности (перед обучением) |
Коэффициент сформированности Ин-готовности (после обучения) |
Прирост |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Неудовлетворительный |
1 |
0,26 |
0 |
0 |
-1 |
-0,26 |
Низкий |
34 |
8,72 |
2 |
0,51 |
-32 |
-8,21 |
Удовлетворительный |
236 |
60,51 |
70 |
17,95 |
-166 |
-42,56 |
Достаточный |
105 |
26,92 |
246 |
63,08 |
141 |
36,15 |
Высокий |
14 |
3,59 |
72 |
18,46 |
58 |
14,87 |
В результате проведенного эксперимента, можем утверждать, что процесс формирования, отсутствующий компетенций, в случае недостаточной сформированности ИКТ-грамотности и отсутствии определенных знаний, умений и навыков, формирующие ИКТ-компетентность, у руководителя школы, который имеет высокий показатель готовности к внедрению изменений, происходит значительно быстрее и легче, чем у руководителей, которые не готовы к переменам, но при этом имеют достаточный уровень ИКТ-грамотности. В процессе наблюдения за результатами поэтапного обучения руководителей, а также экспертного оценивания выявлено, что пробелы в технологических знаниях и навыках устранялись быстрее у мотивированных руководителей и носило формальный характер у тех руководителей, которые не понимали преимуществ использования Интернет сервисов в своей работе. Аналогичная картина наблюдалась в формировании ИКТ-компетентности.
В результате обучения, не зависимо от стартового уровня сформированности ИКТ-компетентности, возраста и обеспеченности учебного заведения компьютерной техникой, лучшие результаты показали именно те руководители школ, которые обучались осознанно и знали, как и для чего будут использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Таким образом подтвердилась наша гипотеза, что Ин-готовность руководителя школы есть производная от сформированной у него ИКТ-компетентности и готовности (осознанной мотивации) к осуществлению процесса внедрения Интернет технологий в роботу школы с последующим созданием учебной информационной среды.
Литература:
1. Кухаренко В. М. Сучасні технології дистанційного навчання / В. М. Кухаренко // Інноваційні педагогічні технології у вищій школі: зб. наук.-метод. праць / за ред. О. Г. Романовського, Ю.І. Панфілова. — Харків: НТУ «ХПІ», 2010. — С. 91–103.