Товары Гиффена (эффект Гиффена) и их роль в современной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 9756 раз

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Товары Гиффена (эффект Гиффена) и их роль в современной экономике / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17567/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье дано описание классического эффекта Гиффена и его место в современной экономике. Автор приводит теоретическое обоснование эффекта и его практическое существование на современном этапе развития экономик.

Ключевые слова: эффект Гиффена, товары Гиффена, низшие товары, кризисные явления, товары-заменители, изменение цены, закон спроса.

 

Эффект Гиффена или парадокс Гиффена заключается в прямопропорциональной зависимости между изменением цены и спроса на некоторые виды товаров. Так, например, следом за снижением цены на определенные товары спрос на них тоже падает или, наоборот, если складывается ситуация, при которой на те же товары цена растет, то и спрос на них будет увеличиваться.

Парадокс Гиффена является отражением реакции потенциальных покупателей на ситуацию, сложившуюся в национальной экономике под влиянием экономических, политических и социальных факторов. Товары, которые принимают на себя такого рода реакцию, как правило, относятся к категории первой необходимости. Исходя из рассмотрения данного эффекта, связанного с поведением покупателей по отношению к товарам, можно классифицировать товары по двум основным группам: обычные товары и «товары Гиффена».

Товар Гиффена — это товар, вследствие повышения цены которого, при прочих равных условиях увеличивается и его потребление. Такие товары уникальны, потому что вся остальная масса товаров теряет потенциальных покупателей из-за повышения цен на них. Классическим примером товара Гиффена принято считать картофель, ведь данный парадокс был обнаружен Робертом Гиффеном во время его изучения голода в Ирландии (1845–1849). В этот период ирландцы активно закупали картофель, несмотря на буквально ежедневное увеличение цены на него из-за предшествующего неурожая. Похожая ситуация наблюдается на протяжении долгого времени в Китае с рисом и макаронами — они также являются товарами Гиффена. В странах с высокой степенью автомобилизации также присутствует эффект Гиффена. Например, в Соединенных Штатах заметна тенденция, заключающаяся в увеличении потребления бензинного топлива после повышения цен на него. Однако заметна одна особенность — расходы на другие виды автомобильных затрат сокращаются. Банковские кредиты также считают товаром Гиффена, так как увеличение процентной ставки по кредиту приводит к росту доли расходов, которые приходятся на обслуживание банковского кредита.

Как упоминалось ранее, типичными продуктами, которые считаются товарами Гиффена, являются картофель, рис и макароны, этот список можно дополнить другими товарами первой необходимости, например, хлебом. Среди характеристик товаров Гиффена можно выделить следующие: товары отличаются невысокой себестоимостью; им отводится важное место в потребительском бюджете; для них нет на данный момент равноценного товара-заменителя; потенциальными покупателями товара являются потребители со средним заработком или достатком ниже среднего.

Противоречивость эффекта, не подчиняющегося основному закону спроса и предложения, согласно которому рост цены ведет к уменьшению спроса и наоборот — его важная характеристика. Тем не менее, явление, описанное Робертом Гиффеном, не является исключением из правил экономической теории. Причиной этому служит основа для существования данного эффекта — изменение внешних факторов и наступление ухудшенных условий для экономики страны. Поведение людей, которые начинают скупать товары, несмотря на их растущую стоимость, объясняется тем, что при наступлении неблагоприятных экономических условий люди ожидают дальнейшего подорожания на товары, которые считают наиболее необходимыми для того, чтобы ими запастись сейчас. Для того чтобы покупатель смог приобрести достаточное по его мнению количество определенного товара, он сокращает расходы на менее необходимые и более дорогие товары и услуги. К примеру, предпочтение отдается хлебным и макаронным изделиям вместо мяса и фруктов. Другими словами, происходит эффект замещения одних видов товаров другими. «Эффект Гиффена» — это понятие, которое до сих пор используется и среди экономистов, и среди маркетологов для объяснения поведения покупателей в разных странах.

На сегодняшний день данная теория все же подвергается сомнению, так как невозможно изучить все условия, которые создают почву для изменения привычного поведения покупателей. Та сфера, в которой правило работает практически без исключений — это кризисные явления, нестабильные доходы населения и резкие институциональные изменения. [1]

Как утверждают многие ученые экономическое поведение людей — это сложное понятие, которое требует изучения всех ситуаций и всех факторов, в которых возникают различные нетипичные виды поведений покупателей и продавцов. Среди факторов могут быть как исторический период, так и культура и даже природные условия. По этой причине экономические исследования не могут сводиться к каким-либо обобщениям, так как все происходящее в хозяйстве каждой страны — это уникальное явление, которое проистекает определенным образом благодаря поведению каждого субъекта отношений и факторам, относящимся к объекту этих экономических отношений. Отношения между людьми могут развиваться в двух направлениях. Во-первых, нетипичное поведение одного члена общества (или нескольких, во всяком случае, здесь подразумевается небольшое количество потенциальных покупателей) может быть сглажено остальным обществом и никак не повлиять на спрос. Во-вторых, поведение все того же единичного покупателя повлияет на группу людей и распространится по обществу, произведя эффект на отрасль или даже экономику. [2]

Проблема экономических исследований заключается в сильном упрощении изучаемых моделей, на основе которых позже формируется экономическая политика. Не учитывая факты, а включая в исследование исключительно теоретические предположения, невозможно создать наиболее точную схему действий в любой национальной экономике. Тем не менее, найти связь между фактами, а также причину их проявления также непросто.

Нередко синонимом товара Гиффена является так называемый «низший товар». Это объясняется наличием еще одной обязательной характеристики товаров Гиффена, кроме низкой цены, которая начинает расти — это низкое качество. Критика данного эффекта часто опирается на то, что на практике очень сложно найти товар, который обладал бы обоими свойствами. К тому же, как правило, товары с низким качеством имеют достаточное количество заменителей, которые предотвратят рост спроса на изначальный товар или услугу, так как низкое качество — показатель наличия большого количества однородных продуктов такого же качества и ценовой категории. Товары Гриффена на данный момент не всегда занимают внушительную часть потребительской корзины современного покупателя. [3]

Возвращаясь к классификации товаров, можно выделить следующее:

1)        Нормальные товары, которые не подвержены эффекту Гиффена, соответствуют закону спроса и не отклоняются от него. Другими словами, снижение цены на обычный товар приводит к росту спроса на этот товар. Справедливо и обратное — росту цены сопутствует снижение спроса на товар.

2)        Низшие блага или товары Гиффена подчиняются закону спроса, однако, теоретически и иногда практически могут вести себя иначе.

Такое деление довольно условно, но имеет место в экономической науке, так как реальные примеры всегда можно найти, однако, не всегда можно доказать их эффектом Гиффена. Отсюда его парадоксальность. Тем не менее, такие товары важны для потребителей с малыми доходами и большой долей низших товаров в своем бюджете. Такие потребители могут быть причиной отклонения от привычного поведения спроса и цены. Парадокс особенно актуален в рассмотрении экономик, находящихся в кризисном состоянии, поэтому изучение данного эффекта вместе с реальными фактами и условиями без упрощенных моделей, позволит найти актуальные решения для национальных экономик.

 

Литература:

 

1.         Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — портал «Записки маркетолога» — http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/je/paradox-giffen-effect/index.php

2.         «Лучшие экономические теории редко работают на практике» — статья журнала Forbes от 10 сентября 2013 года — http://forbes.ua/magazine/forbes/1357170-luchshie-ekonomicheskie-teorii-redko-rabotayut-na-praktike

3.         В. В. Гальперин, Вадим Максович Гальперин. 50 лекций по микроэкономике: Лекция 16 [Электронный ресурс] // URL: http://50.economicus.ru/index.php (Дата обращения: 12.04.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): товар, эффект, вид товаров, изменение цены, национальная экономика, повышение цен, рост спроса, рост цены, снижение цены, спрос.


Ключевые слова

эффект Гиффена, товары Гиффена, низшие товары, кризисные явления, товары-заменители, изменение цены, закон спроса., закон спроса

Похожие статьи

Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке

В статье раскрывается содержание понятия «цена». Описаны и проанализированы существующие методы ценообразования в условиях конкурентного рынка. Показано, что, цена товара не всегда совпадает с его стоимостью, так как кроме затрат на производство, на ...

Расчёт инфляции в России: проблема соотношения официальных данных с располагаемыми доходами населения

В данной статье рассматривается понятие инфляции, её виды, а также исторические факты, связанные с этим экономическим явлением. Авторы предприняли попытку анализа расчета инфляции в России в целях выявления особенностей, используемой методологии.

Реализация Л. Эрхардом концепции социального рыночного хозяйства: сравнительно-исторический анализ

В статье представлен сравнительно-исторический анализ концепции «социального рыночного хозяйства» теоретически изложенной немецким политиком и общественным деятелем Л. Эрхардом. Особое внимание уделено рассмотрению практической реализации данной конц...

Глобализация и оффшоринг — факторы экономического успеха Китая

В статье проводится анализ влияния глобализации и оффшоринга на экономическое развитие Китая. Показываются причины и выгоды переноса звеньев цепи производства в другие страны. Приведены некоторые моменты истории успеха китайской экономики во взаимосв...

Роль информационных технологий в развитии современной экономики

В статье выделена сущность информационных технологий в экономике, проведен анализ влияния технологических изменений в производстве и их последствий для общества, а также рассмотрена сущность цифровой экономики. Исследование теоретических источников п...

Траектории неравенства: экономические и социальные последствия

В данной статье рассматривается вопрос о траекториях неравенства, их экономических и социальных последствиях для общества. Анализируются долгосрочные тенденции неравенства в доходах и богатстве, а также воздействие этих тенденций на социальную структ...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Модели экономического роста

В статье рассматриваются вопросы экономического роста и модели, с помощью которых они описываются. Выделяются основные модели кейнсианского типа, отражающие основную идею регулируемого экономического роста, возможности влияния политики накопления и и...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Сущность и особенности глобализации на современном этапе развития экономики

На современном этапе развития экономики происходит углубление и усложнение международных экономических отношений под влиянием динамичных процессов глобализации. В статье рассматриваются понятие процесса глобализации в экономике, различные подходы к в...

Похожие статьи

Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке

В статье раскрывается содержание понятия «цена». Описаны и проанализированы существующие методы ценообразования в условиях конкурентного рынка. Показано, что, цена товара не всегда совпадает с его стоимостью, так как кроме затрат на производство, на ...

Расчёт инфляции в России: проблема соотношения официальных данных с располагаемыми доходами населения

В данной статье рассматривается понятие инфляции, её виды, а также исторические факты, связанные с этим экономическим явлением. Авторы предприняли попытку анализа расчета инфляции в России в целях выявления особенностей, используемой методологии.

Реализация Л. Эрхардом концепции социального рыночного хозяйства: сравнительно-исторический анализ

В статье представлен сравнительно-исторический анализ концепции «социального рыночного хозяйства» теоретически изложенной немецким политиком и общественным деятелем Л. Эрхардом. Особое внимание уделено рассмотрению практической реализации данной конц...

Глобализация и оффшоринг — факторы экономического успеха Китая

В статье проводится анализ влияния глобализации и оффшоринга на экономическое развитие Китая. Показываются причины и выгоды переноса звеньев цепи производства в другие страны. Приведены некоторые моменты истории успеха китайской экономики во взаимосв...

Роль информационных технологий в развитии современной экономики

В статье выделена сущность информационных технологий в экономике, проведен анализ влияния технологических изменений в производстве и их последствий для общества, а также рассмотрена сущность цифровой экономики. Исследование теоретических источников п...

Траектории неравенства: экономические и социальные последствия

В данной статье рассматривается вопрос о траекториях неравенства, их экономических и социальных последствиях для общества. Анализируются долгосрочные тенденции неравенства в доходах и богатстве, а также воздействие этих тенденций на социальную структ...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Модели экономического роста

В статье рассматриваются вопросы экономического роста и модели, с помощью которых они описываются. Выделяются основные модели кейнсианского типа, отражающие основную идею регулируемого экономического роста, возможности влияния политики накопления и и...

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспекти...

Сущность и особенности глобализации на современном этапе развития экономики

На современном этапе развития экономики происходит углубление и усложнение международных экономических отношений под влиянием динамичных процессов глобализации. В статье рассматриваются понятие процесса глобализации в экономике, различные подходы к в...

Задать вопрос