Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на составляющие словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров, которые определяют успешность процесса организации. На основе анализа работ направленных на создание модели организации самостоятельной работы выявлена обобщенная логическая модель.
Ключевые слова:педагогическое моделирование, организация самостоятельной работы, бакалавриат, ключевые компетенции.
Для организации системы недостаточно только соединить её части и установить их взаимодействие. Необходимо ещё предвидеть всё многообразие её функционирования.
У. Чёрчмен
В настоящее время происходит реорганизация практически всего учебного процесса. Связанно это не только с присоединением России к Болонскому процессу и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения. Это связанно, скорее, с благим намерением повысить качество образования и наполнить рынок труда профессионалами высокого уровня, которые, отвечая вызовам общества, способны не только самостоятельно грамотно решать возникающие профессиональные задачи, но и саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Огромное внимание, которое уделяется в наши дни организации самостоятельной работы студентов не безосновательно. Нельзя сказать, что идеи организации самостоятельной работы абсолютно новы и ранее не интересовали теоретиков и практиков педагогики высшей школы. Сам норматив — не менее 27 часов в неделю за весь период обучения бакалавра, закрепленный в ФГОС ВПО, говорит о значительном потенциале, ресурсе самостоятельной работы бакалавров на пути становления общекультурных и профессиональных компетенций студента.
Для успешной реорганизации учебного процесса (организации самостоятельной работы бакалавров, в частности) на наш взгляд оптимален метод педагогического моделирования, под которым мы понимаем метод построения и исследования педагогической модели.
Согласимся с точкой зрения О. Ю. Поляничко, согласно которой «конструирование моделей значительно облегчает исследование свойств педагогических систем, способствует повышению качества анализа эффективности их функционирования» [3, с. 150]. Под самой же педагогической моделью мы понимаем обобщенный, абстрактно-логический образ процесса в педагогической системе, содержащий именно существенные структурно-функциональные связи. Следует заметить, что модель можно рассматривать также как гипотезу, выраженную в наглядной форме (схемы, таблицы, графики и диаграммы и т. п.) [2, с. 51].
Именно в данной работе мы будем придерживаться словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», а решение вопроса наглядности модели и наполнение описательным содержанием каждого структурного компонента будет представлено в последующих работах проделанных нами в этом направлении. Сознательно отходим от позиционирования модели как некого идеального, универсального конструкта. В тоже время определенно при построении модели присутствует стремление сделать её более универсальной. Это выражается в том, что корректировка, модернизация и замена определенных структурных компонентов модели не меняя цели, приводит к тому же результату, следовательно, модель может быть использована для организации аналогичных или схожего типа систем.
Определяя методологическую базу моделирования, стоит разделить мнение Т. А. Солостиной [5, c. 136–137] касательно интегративного подхода в процессе моделирования организации самостоятельной работы студентов. Он рационально объединяет продуктивные аспекты различных подходов. В настоящей работе мы учитываем при моделировании положения компетентностного, системного и гуманистического подходов.
Проведенный анализ работ направленных на создание модели организации самостоятельной работы фиксирует различное количество компонентов в моделях, однако как начальный этап можно выделить формирование цели, а конечный — фиксирование результатов процесса организации самостоятельной работы студентов.
М. Федорова и Л. Якушкина [6] выделяют следующие компоненты модели организации внеаудиторной самостоятельной работы: субъективный, мотивационно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулирующий, результативно-оценочный, компонент «условия организации».
Структурно-функциональная модель системы самостоятельной работы студентов в вузе (на примере подготовки студентов по специальности 030601«Журналистика») Т. Б. Исаковой [1] из целевого, структурно-содержательного, оценочного, корригирующего, предметно-рефлексивного.
Т. В. Сидоренко и О. Б. Фофанов [4] при моделировании самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку выделяют модель организации самостоятельной работы «как есть» и «как должно быть», соответственно в модели «как должно быть» подчеркиваются такие компоненты как разработка программы самостоятельной работы студентов, определение форм и видов учебной деятельности, а также дидактического инструментария, разработка учебно-методических материалов, организация взаимодействия субъектов учебного процесса, корректировка цели.
Обобщенно описанные выше позиции можно выразить следующей последовательностью: цель эффективной организации самостоятельной работы студентов >задачи > методы > средства > формы > рефлексия > результат.
Исходя из принципов целостности, динамичности и сложности подобных моделей, на наш взгляд, изначально следует учитывать современные тенденции развития высшего образования. Применительно к процессу организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ» это основные направления развития высшего профессионального управленческого образования. При обобщении идей новой парадигмы образования, следует отметить наиболее существенные из них: гуманизация системы образования, демократизация системы образования, опережающий характер развития системы образования, непрерывность системы образования.
Необходимо подчеркнуть, что нельзя считать успешной организацию самостоятельной работы бакалавров, если в модели данной работы не учитывать нормативно-правовую базу (федеральное законодательство, ФГОС ВПО, Учебный план, Рабочая программа дисциплины, методические пособия по планированию и организации самостоятельной работы), которая очерчивает диапазон возможных взаимодействий участников процесса организации самостоятельной работы бакалавров.
Принимая во внимание положения личностно-ориентированного обучения и реализацию возможности построения индивидуального образовательного маршрута следует учитывать индивидуальные потребности бакалавра. Выбирая задания в ходе самостоятельной работы из совокупности (базы) учебно-методических материалов по направленности, характеру, сложности бакалавр может индивидуализировать процесс обучения в образовательной организации.
Организацию самостоятельной работы бакалавров должны «пронизывать» благоприятные психолого-педагогические условия определяющие успешность процесса организации и результатов. Мы считаем, что при организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», формирование и дальнейшее поддержание высокой учебной мотивации бакалавров позволит достичь более весомых результатов.
Положительная мотивация не возникает сама по себе, её необходимо «культивировать», соответственно формирование положительной мотивации самостоятельной работы — цель в большей степени воспитательная. В этой связи преподаватель при осуществлении им воспитательной деятельности в процессе организации самостоятельной работы бакалавров должен выполнять новые роли тьютора и фасилитатора, которые позволяют сформировать положительную мотивацию.
Нельзя не обращать внимания на этап контроля и фиксирования результатов. В настоящее время популярной в образовательных организациях высшего образования становиться балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. По аналогии с единым государственным экзаменом в школе, когда последние годы в школе уходят на оттачивание успешного написания тестов ЕГЭ, становиться ценностью в высшей школе высокий балл в рейтинге, а не сами знания по себе.
В период времени, когда стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, у «недобросовестных» студентов возникает желание попасть в топ рейтинга и избежать штрафных санкций и здесь считается, что «все средства хороши». Если оценивать положительно самостоятельную работу студентов (а по количеству баллов это как правило соответствует количеству баллов 100 % посещаемости занятий), крайне важно учитывать активность бакалавра на протяжении семестра, для выявления подлинной самостоятельности проделанной работы.
Учет и действие в совокупности вышеописанных позиций как результат при организации самостоятельной работы бакалавров подразумевают формирование определенного уровня профессиональной компетентности. Успешным мы считаем достигнутый уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, отвечающий требованиям ФГОС ВПО.
Литература:
1. Исакова Т. Б. Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе / Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2010. — № 4. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-vuze — (Дата обращения: 14.03.2015).
2. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю. З. Кушнер — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
3. Поляничко О. Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторнои самостоятельной работы студентов педвузов / О. Ю. Поляничко // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2006. — № 6. — С. 149–154.
4. Сидоренко Т. В. Модель организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Т. В. Сидоренко, О. Б. Фофанов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 6. — С. 59–63.
5. Солостина Т. А. Моделирование самостоятельной работы студентов в вузовской системе обеспечения качества образования / Т. А. Солостина // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 3. — С. 136–138.
6. Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якушкина // Высшее образование в России. — 2007. — № 10. — С. 88–90.