Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Макеева, Е. А. Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи / Е. А. Макеева, Д. Р. Жанабергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 824-827. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17603/ (дата обращения: 16.11.2024).

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе. Студенчество как в фокусе вбирает в себя наиболее значимые социальные характеристики молодежи.

К социально-психологическим характеристикам студенчества можно отнести следующие: активность жизненной позиции студента, ее самостоятельность и высокая степень ее проявления в практически созидательной либо преобразовательной деятельности; открытость инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям при высокой ценности инициативности и свободы выбора; высокая степень готовности студенческой макрогруппы к плюрализму мнений и способность к признанию разных точек зрения при наличии индивидуально-своеобразного видения мира составляет специфику молодежно-студенческого сознания; умение отчуждать неприемлемые для себя ориентиры, подвергать их критическому осмыслению; незначительный багаж личного и социального опыта в структуре личности молодого человека формируют в сознании студенчества обостренное чувство социальной справедливости, веру в регулируемость и предсказуемость социальных процессов; стремление к социальному престижу.

Формой реализации молодежной активности и участия молодежи в общественной, социально-политической, экономической и иной деятельности выступают молодежные общественные объединения. Такие объединения помогают молодым людям решать собственные проблемы, содействуют их развитию, самореализации и социализации, включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодежные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Молодежные объединения выступают также как элемент социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей молодежи в решении самых разнообразных проблем. Сфера деятельности молодежных объединений охватывает получение образования, трудоустройство, досуг, политику, культуру, спорт, социальную поддержку и многие другие области.

Социальная среда является одним из важнейших факторов, прогрессирующих или регрессирующих процесс самореализации личности. Поэтому создаются общественные объединения, которые играют большую роль в преодолении проблем сложившиеся у молодежи. Они выдвигают на первый план необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности, так как ценностно-смысловая позиция по отношению к своему существованию, социальному становлению, профессиональному развитию существенным образом обусловлена региональными, демографическими, социальными, политическими факторами, которые определяют реальность жизненной ситуации человека. Наличие в структуре общества молодежных объединений, развивающих личностный потенциал его членов, обеспечивает, в свою очередь, обогащение самого общества совокупностью неповторимых личностей.

Молодежные общественные организации помогают молодому поколению становиться более независимыми, сохраняя свое собственное мнение. Индивид становится более цельным, более действенным, более зрелым, более творчески сориентированным.

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровень ее осуществления, может стать критериально значимым показателем, состоявшегося, последовательно реализуемого самоопределения.

Важно подчеркнуть, что самоопределение — это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Молодежные общественные объединения осуществляет решение задач, не всегда посильных для молодого поколения, предоставляя поле реальной жизнедеятельности молодому человеку.

Молодежь — это социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирования мировоззрения, духовного облика, становление характера. Качество, присущее молодому поколению, — предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.

Что нужно выпускнику вуза, чтобы найти хорошую работу? Сейчас одного диплома об окончании вуза мало. Работодатели считают, что многие специалисты с дипломами не умеют работать в коллективе, планировать свое время. Действительно, экзамены сдаются индивидуально. А уж как студенты «от сессии до сессии живут весело», а потом перед экзаменом не спят ночами, всем известно.

Где в таком случае можно научиться работать в коллективе, организовывать себя и других? Один из вариантов — участие в студенческом отряде. Здесь работают в группе, и причем задания выполняют очень ответственные. Каким образом студентов готовят к этому? Как связано участие в таком коллективе с дальнейшим трудоустройством. Были случаи, когда в штаб обращались с просьбой, дать рекомендацию. Когда студент идет на первое рабочее место, кто его может рекомендовать? А в штабе этого человека знают на деле и могут его охарактеризовать.

Отряды существуют круглогодично, хотя практическая деятельность идет в основном летом. Зимой подбирают кандидатов, помогают им адаптироваться, обучают. Подготовка очень серьезная. В педагогических отрядах специальное обучение проходят все участники, занятия идут в течение всего учебного года. Сейчас педагогические отряды нарасхват. Поступает очень много заявок в детские лагеря с участием педотрядов. Это означает, что качество подготовки очень хорошее.

Одним из наиболее известных проектов, выражающих инновационный материал, раскрытия способностей и характера молодых людей, является возрождение студенческих отрядов. Студенты, входящие в отряды, называются бойцами. Это не просто общественная организация, а целый мир людей. Которые знают, чего хотят и с помощью своей деятельности учатся достигать желаемого. Бойцы не только состоят в отряде, но и выполняют общественно-полезные работы.

Студенческий отряд Колорит — сегодня это имя известно каждому бойцу студотрядовского движения Пензенской области, но при этом Отряд совсем недавно отпраздновал своё 5-летие. Для ветеранов отряда это целая жизнь — яркая, фееричная, полная запоминающихся событий, так давайте же вспомним как все начиналось.

Идея создания самостоятельного отряда на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства существовала давно, ежегодно студенты университета во время летних каникул работали в детских лагерях Краснодарского края, но ездили они в составе множества других отрядов нашей области.

За всю историю существования отряда бойцы работали и во многих лагерях, санаториях Краснодарского края, среди которых «Юный Нефтяник», «Эллада» «Дюна», «Жемчужина России», «Уральские Самоцветы», «Вита», «Буревестник», «Прометей».

Помимо традиционных отрядных слетов Колорит зачастую участвует в областных мероприятиях, таких как «Хорошие люди», открытый студенческий слет, поисково-спасательные работы на скалодроме «Барсук» (г. Самара), ежегодные областные слеты в «Орленке» по итогам летнего трудового семестра, где занимает призовые места в личных и командных соревнованиях. Большую роль во внутренней жизни отряда играют занятия спортом. Зимой это лыжи, летом — ролики, бассейн и коньки — круглый год.

Сегодня Студенческий отряд Колорит это мощная общественная организация, со своей структурой руководства, множеством традиций, отрядной символикой, но разумеется главной ценностью остаются бойцы отряда. Колорит всегда рад новым лицам, здесь вы найдете друзей, откроете новые яркие стороны жизни, раскроете себя, а кому-то подарите свое жизнелюбие и улыбку.

И в результате в феврале 2008 года на базе университета начали проводиться курсы по подготовке специалистов для нового молодого отряда.

Союз добровольцев России (СДР) возник, как объединение нескольких групп добровольцев из разных регионов нашей родины. Некоторые из них уже входили в какие-то общественные организации, другие предлагали свою помощь лично. Но нас объединяла одна цель — мы все хотели сделать мир хоть чуточку лучше. И поняли, что первый шаг, который мы должно были совершить для достижения нашей цели — объединиться.

В 2012 году СДР провел свою официальную учредительную Конференцию, на которой представители более 45 регионов приняли решение объединить свои усилия и более активно обмениваться опытом.

В сентябре 2013 года состоялся первый в истории страны Всероссийский Съезд добровольцев, организованный Всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России», который прошел во Владимирской области.

Союз добровольцев России открыт к сотрудничеству с самыми разными общественными и политическими организациями, органами власти и ответственным бизнесом. В подобном сотрудничестве мы осуществляем множество важных и полезных проектов, но мы никогда не используем Союз для пиара каких-то политических партий, коммерческих структур и т. п.

Сейчас Союз объединяет добровольцев почти со всей России. Мы считаем, что каждый из нас серьезно относится к тому, чтобы посвящать свое время служению обществу и людям!

В январе 2014 года состоялось 14-е выездное заседание Межфракционной депутатской рабочей группы Государственной Думы по вопросам профилактики и комплексной реабилитации наркомании, ВИЧ-инфекций и других социально значимых заболеваний под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Железняка.

Заседание посвящено формированию национальной комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические психотропные вещества в немедицинских целях, правовым основам и направлениям совершенствования.

В ноябре 2014 года на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства ребятами, являющимися членами Пензенского отделения Союза добровольцев России, был создан Доброцентр. Ребятами Доброцентра реализовано в вузе много мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни, развитием патриотического воспитания.

1 декабря 2014 года во Всемирный День борьбы со СПИДом добровольцы Пензенского отделения Союза добровольцев России приняли участие в организации просветительской акции на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В этот день активисты напомнили студентам о существующей проблеме, раздав листовки с информацией, которые напомнили молодым людям об этом заболевании. Студенты и преподаватели были искренне благодарны добровольцам.

Регулярно в вузе проводятся мероприятия, направленные на профилактику негативного социального поведения: организуются круглые столы, просмотры фильмов, конкурсы плакатов о здоровом образе жизни, активной гражданской позиции.

Ребята нашего университета посещают ветеранов и детей Великой Отечественной войны. Для подрастающего поколения они являются образцами мудрости, жизнелюбия и храбрости. Первым «Ребёнком войны», которого навестили наши добровольцы стал Виктор Титович Москалец. На встрече с добровольцами Виктор Титович поделился воспоминаниями о своей жизни, а также устроил небольшую экскурсию по своей мастерской.

Ребята побывали в гостях у Нины Егоровны Шибановой. В годы Великой Отечественной войны в детском возрасте вместе с семьёй Нина Егоровна пережила ужасы немецкой оккупации, концлагерей. Награждена медалями, в их числе медаль Центрального совета Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей «Непокорённые».

Процессы, происходящие в ценностном сознании молодежи, представляют огромный научный и практический интерес — достоверное знание того, каким ценностям следует молодежь, позволяет прогнозировать перспективы развития российского общества. Знание тенденций в изменении ценностного сознания молодого поколения открывает на всех уровнях — местном, региональном и федеральном возможности для соответствующей корректировки молодежной политики.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, объединение, отряд, Пензенский государственный университет, Студенческий отряд, Великая Отечественная война, Государственная Дума, здоровый образ жизни, Краснодарский край, Пензенское отделение Союза добровольцев России.


Похожие статьи

Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности

Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования

Молодежные организации в истории советского общества

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Развитие личности в современном образовательном пространстве

Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи

Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Неформальные молодежные объединения как социальное явление

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Похожие статьи

Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности

Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования

Молодежные организации в истории советского общества

Возможности социализации и самореализации молодежи в спорте и модели формирования культуры самостоятельной работы

Развитие личности в современном образовательном пространстве

Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи

Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Неформальные молодежные объединения как социальное явление

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Задать вопрос