Цель исследования — изучить и проанализировать историю возникновения одной из известнейших библиотек античности, определить цель ее создания. Задачи: рассмотреть историю возникновения и становления библиотеки и изучить ее влияние на историческое развитие.
Ключевые слова: библиотека, музей, книжные рукописные свитки, копии, культура, источники, находки.
Александрийская библиотека — одна из крупнейших и одна из самых известных библиотек древности, существовавшая в античной Александрии при Александрийском мусейоне в III в. до н. э. — IV в. н. э. Ее также называют «великая библиотека», «царская библиотека», «библиотека Мусейона» и т. д. Примечательно, что современное слово «музей» было образовано от слова «мусейон», однако в то время «мусейон» не имел никакого отношения к выставкам, а был исследовательским, учебным и культурным центром эллинистической науки.
К сожалению, какие-либо достоверные сведения о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений Александрийской Библиотеки выделить нельзя, поскольку все они содержатся в разрозненных античных источниках и сильно противоречат друг другу. Однако, некоторые находки позволяют предположить, что книжные рукописные свитки хранились на полках или в специальных ларях, которые располагалась рядами; проходы между рядами обеспечивали доступ к любой единице хранения. Каждый свиток имел некое подобие современной каталожной карточки в виде прикрепленной к нему таблички, на которой указывались авторы (или автор), а также наименования (наименование) их сочинений [1].
Формирование книжного фонда.
Первоначальные принципы формирования книжного фонда также были разработаны Деметрием Фалерским. Из «Письма Аристея» известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача собрать, по возможности, все книги мир. Тогда не было определенного плана по формированию фонда, поэтому этим занимался лично библиотекарь. Деметрий естественным для него образом выделил следующие направления формирования книжного фонда новой библиотеки:
1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;
2. Трагедия и комедия, прежде всего — древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;
3. История, право, ораторское искусство;
4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании — но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т. д. и т. п.
Первоочередной задачей являлось и составление полного канона греческой литературы того времени. Но поскольку тексты Гомера, Эсхила, Софокла и других авторов ходили во множестве списков, прежде требовалось прийти к согласию относительно единого варианта наиболее важных для греческой культуры текстов. Именно поэтому приобретались все доступные варианты наиболее авторитетных произведений, которые хранились во множестве экземпляров в Александрийской библиотеке [2].
Особо следует отметить, что с первых же лет своего существования Александрийская Библиотека проявляла интерес не только к греческой литературе — но и к некоторым книгам других народов. Правда, интерес этот существовал в достаточно узкой области и диктовался только практическими интересами обеспечения эффективного руководства многонациональным государством. Именно необходимость написания универсального законодательства и установления, по возможности, общего уклада жизни, и диктовало интерес к религии, законодательству и истории народов, проживающих на территории Египта. Именно поэтому уже в первое десятилетие существование Библиотеки в Александрии был переведен на греческий Закон иудеев, который стал, по-видимому, первой книгой, переведенной на язык иного народа. Приблизительно в те же годы египетский жрец Манефон пишет по-гречески «Историю Египта» [3].
Совершенно определенно «Письмо Аристея» говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях владельцу книги возвращалась ее копия — тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки.
Однако, попытка собрать все книги мира не оказалась абсолютно успешной. Наиболее существенным и досадным пробелом для Александрийской Библиотеки являлось отсутствие в ее хранилищах подлинников книг Аристотеля; Библиотеке не удалось приобрести их у наследников Нелея, которому книги Аристотеля достались по завещанию Феофраста.
Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки.
Чтобы вместить все книги, постоянно поступавшие в фонд библиотеки, помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н. э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа — Серапейоне.
Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке [4].
Главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами.
1. Библиотекой сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов.
2. Сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста.
3. Значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных текстов.
Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов (например, в различении «смешанных» и «несмешанных» свитков) не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки.
Но если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью — все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала — пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.
Впрочем, известен как минимум один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н. э., когда Цезарь во время Александрийской войны приказал поджечь находящийся в гавани флот.
Долгое время считалось, впрочем, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н. э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии.
Малая «дочерняя» библиотека была уничтожена в 391/392 г. н. э., когда после выхода эдикта императора Феодосия I Великого о запрете языческих культов христиане под предводительством патриарха Феофила разгромили Серапейон, в котором продолжались служения Серапису.
Вероятно, какие-то части книжного собрания Александрийской библиотеки сохранялись вплоть до 7 в. н. э. [3].
Как уже было сказано, известно мало достоверных сведений об истории этой библиотеки. В связи с этим некоторые варианты развития событий в настоящее время приписаны к преданиям. Например: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».
Библиотека Александрина
В 2002 году на предполагаемом месте расположения античной библиотеки была открыта новая библиотека. Идея постройки библиотеки на месте античной Александрийской библиотеки возникла в начале 1970-х годов и принадлежала группе профессоров Александрийского университета. К середине 1980-х годов им удалось убедить президента Египта Мубарака и ЮНЕСКО в необходимости строительства.
Новая библиотека рассчитана на хранение 8 млн книг, главный читальный зал имеет площадь 70 000 м² на 11 каскадных уровнях. Комплекс также включает в себя конференц-центр, специализированные библиотеки для слепых, подростков и детей, три музея, четыре галереи искусств, планетарий, лабораторию по реставрации рукописей.
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что рассмотренные выше библиотеки сыграли важную роль в развитии египетской цивилизации и монополизации мирового знания посредством разных носителей информации. Невежество и безграмотность приводит к упадку государств и уничтожению ценных рукописей и бесценных библиотек.
Литература:
1. http://demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html