Инновационные технологии на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 3490 раз

Библиографическое описание:

Бесбай, Айнур. Инновационные технологии на уроках русского языка / Айнур Бесбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8.1 (88.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17635/ (дата обращения: 18.12.2024).

В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

И, конечно, учитель русского языка и литературы сам в первую очередь должен обладать коммуникативными способностями.

Задачи учебной дисциплины «Русский язык в казахской школе» состоит прежде всего, в том, чтобы приобщить учащихся к другой системе передачи информации, к новому способу речевой деятельности.Поэтому овладение языковым материалом важно не само по себе: оно служит лишь средством получить информацию с помощью языкового кода, и для данного предмета следует говорить об усвоении основ лингвистики, а также о нормах речевой деятельности на русском языке и литературе. Для этого необходимо применение педагогических инновационных технологии. Их применение в образовательном процессе обеспечивает возможность целенаправленного, интерактивного достижения прогнозированного конечного результата – образованности.

Обучая русскому языку, помню о связи правописания с произносительной стороной речи, об опоре его на словообразовательные элементы слов, о важности учета морфологического принципа, обеспечивающего осмысленное отношение, как к письменной речи, так и к устной.

Технология дает ответ на вопрос о том, как наилучшим образом достичь целей образования, при котором достижение этих целей образования обусловлено управлением. Таким образом, образовательная технология – это выявления принципов, разработка путей совершенствования образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.

До последних лет « дать знания» понималось как « обучать» и шло в одном направлении при отсутствии « обратной связи». Учитель сам обучал, сам же проверял, контролировал. Это привело к проявлениям пассивности, безыницативности, неспособности к мобильности.

Основными же принципами обучения по новой технологии являются доверительные отношения учителя и учащегося, создание проблемной ситуации и пути ее решения, многоуровневые задания, самоконтроль, взаимоконтроль.Каждый урок по новой технологии должен носить исследовательский, творческий характер.

Обучая русскому языку, помню освязи правописания с произносительной стороной речи, об опоре его на словообразовательные элементы слов, о важности учета, морфологического принципа, обеспечивающего осмысленное отношение, как к письменной речи, так и к устной.

Когда речь идет об орфографии, обычно, конечно же, имеют в виду систему правил. В современной орфографии принято выделять пять разделов:

1.    правила обозначения эвуков буквами;

2.    правила применения слитных, полуслитных(дефисных) и раздельных написании;

3.    правила употребления прописных и строчных букв;

4.    правила употребления сокращении слов;

5.    правила переноса слов;

Так, в 5 классе выделяю три этапа: первый – этап развития навыков ориентировки в правильном и неправильном написании; второй – этап совершествования навыков правописания гласных и согласных в корнях слов; третий этап – закрепления навыков правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.

В процессе работы над орфографии обращаюсь к интерактивному обучению. Еще Конфуций утверждал: « Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Почти на каждом уроке ученики выполняют индивидуальные задания: изучают и осваивают конспект параграфа учебника, продумывают вопросы к дискусии по актуальной теме;работают в парах.Часто задание остается то же, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общего решения. Такая работа в микрогруппах особенно эффективна.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей (1).

На уроках русского языка в школе с казахским языком обучения наиболее приемлемыми являются технологии разноуровневого, интерактивного обучения.

Технология разноуровневого обучения ставит перед собой задачу дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Данная технология предпологает 4 уровня эаданий:

1 уровень – реподуктивный.Это обязательный минимум знаний,заучивание правил,определений.

2 уровень – алгоритмический. Это задания,требующие систематизации,направленные на развитие логического мышления.

3 уровень – эвристический,т.е. задания, несущие поисковый характер, составление ребусов, тестов,кроссвордов, опорных схем,решение проблемных ситуаций.

4 уровень – творческий.Это задания повышенной сложности,олимпиадные вопросы.

Каждый учащийся обязан выполнить задания 1 уровня и вправе решить задания 2,3,4 уровней.Особенность этой технологии – обучение по рейтинговой системе.

1 уровень

1. Спиши,разбери слово по составу слова: зима,зимовка,зимний.

2. Подбери к данным словам однокоренные:Дом,школа,рука.

3. Спиши,вставляя пропущенные однокоренные слова.

Мы ходили в лес.В... много ягод и грибов. ... жители подают голоса.

2 уровень

1. Напиши данные однокоренные слова в три столбика: сущ., прилаг., гл.,: Золото, золотой, красивый, позолотить, родной.

2. Подбери к данным слвам однокоренные существительные – проверочные слова, подчеркивая безударную гласную в корне.

М...рской,...сенний,сп...ртивный,л..нивый,к...смический

3 уровень

1.Найди лишнее слово в каждом ряду:

- Гореть, сгореть, горевать.

- Пахать, пахнет,запах.

- Вода,водитель, водный.

4 уровень

Подбери к слову «дом» однокоренные слова.Составь и запиши 5-6 предложений с этим словами так, чтобы получился рассказ, озаглавь его.

Любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному анализу текста без предварительного изучения таких литературных теоретических понятий, как « литературное направление», « идея», «тема», « структура», «средства выразительности», «образ» и другие.Как же достигнуть качественного обучения теории и успеть показать практическое применение полученных знаний при ограниченности времени? .Из современных технологий контроля и оценки применяю тестирование.Использую и разрабатываю тесты по всей программе.Тестирование провожу по всему курсу русского языка и литературы.На этапе проверки знаний по предмету использую игровые технологии,также позволяющие разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся.

Интерактивные формы и методы все больше использую на уроках, как русского языка, так и литературы.Нестандартные уроки, необычные по замыслу,организации,методике проведения,конечно же,у детей находят заинтересованный отклик и обеспечивает активную работу.   

Ни для кого секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они вкючены в игровую ситуацию.В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры При их использовании решаются и воспитательные задачи – развитие терпения и терпимости, формирование аккуратности, умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретение навыков, публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, обьяснения орфограмм. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами..Приведем пример, какие дидактические игры – упражнения можно использовать при изучении темы «Лексика».

Покажу на своем опыте оганизации практического курса русского языка, как можно реализовать на занятиях интерактивные приемы обучения.

Современный человек должен быть предприимчивым, уметь постоять не только за себя, но и за свое дело.Чтобы формировать такого человека,необходимо пересмотреть методику преподования, сделать занятия эффективными, моделируя действительность. Это предусмотрено и типовой программой по русскому языку.

«Дополни пословицу»

1.    Больше думай ... (меньше говори)

2.    Большому уму и ...(маленькой) голове не тесно

3.    Будет день – будет и ... (ночь)

4.    Будет зима – будет и ... (лето)

5.    Горькая правда лучше ... (сладкой) лжи. (3 )

 

Литература:

1.      // Русский язык и литература в казахской школе. – 2010. - № 4.

2.      // Русский язык и литература в казахской школе. – 2005. - № 6.

3.      // Русский язык в казахстанской школе. – 2009. - № 6.

4.      // Русский язык в казахстанской школе. – 2009. - № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, урок, уровень, задание, слово, интерактивное обучение, морфологический принцип, образовательный процесс, общее решение, письменная речь.


Задать вопрос