Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения.
Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом языковой подготовки в системе образования. Образование, как и любая другая сфера человеческой деятельности, подвержена серьезным изменениям. Приоритетной задачей преподавателя иностранного языка является поиск эффективных форм, методов и приёмов введения нового материала и закрепления ранее изученного в иноязычном процессе обучения.
Пробуждение интереса к изучению иностранного языка (в частности английского) и к иноязычной коммуникативной деятельности является весьма сложной педагогической задачей [3, c.41]. Вызвать интерес к овладению иноязычным средством коммуникации у обучающегося может какой-либо мотивационный фактор.
Общепризнанным является тот факт, что мотивация играет немаловажную роль в процессе изучения иностранного языка.
Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность. Именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка. Педагогическое мастерство, профессионализм, опыт, компетентность и творческий подход преподавателя к образовательной деятельности может сделать когнитивный процесс интересным, увлекательным и достаточно результативным.
Умение убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать обучающихся к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.
Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить обучающегося в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [5].
В современном образовательном процессе особое место отводится игре. Использование разнообразных обучающих игр и воображаемых ситуаций общения способствует формированию положительных взаимоотношений между иноязычным средством коммуникации и теми, кто этот язык изучает. Помимо этого, игровая форма организации занятия играет роль сильного мотивационного фактора в развитии умений устной и письменной речевой деятельности; позволяет успешно привлекать и эффективно удерживать внимание обучающихся; развивает творческое воображение студентов и дает возможность обогатить их социальный опыт.
Использование игровых приемов на занятии можно применять для решения разнообразных задач и достижения различных педагогических целей. Посредством игры можно не только развивать различные компетенций у обучающихся, но и облегчать учебный процесс, делать более эффективным усвоение материала. Игровой форме деятельности отводится большая роль при изучении иностранных языков.
Значимость игровой деятельности в обучении иностранным языкам отмечалась многими специалистами.
Так Д. Б. Элькониным обозначены следующие важные функции игры:
- средство развития мотивационно-потребностной сферы;
- средство познания;
- средство развития умственных способностей обучающихся;
- средство развития произвольного поведения [6].
Известный методист Е. И. Пассов в игровой деятельности, как в средстве обучения, отмечает следующие черты:
- мотивированность;
- отсутствия принуждения;
- индивидуализированная личная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и посредством коллектива;
- развитие психических функций и способностей обучающихся;
- обучение с увлечением [4].
Игры способствуют выполнению ряда важных методических задач, среди которых следует отметить
- создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися языкового материала;
- тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта.
Среди основных целей использования игр на занятиях по иностранному языку можно выделить следующие:
1. Формирование навыков
2. Развитие речевых умений
3. Обучение умению ведения коммуникативного процесса
4. Развитие необходимых способностей и психических функций
5. Языковое познание (язык как средство коммуникации)
6. Запоминание речевого материала.
Игровая деятельность влияет на развитие у обучающихся внимания, памяти, мышления, воображения и других когнитивных процессов.
В методической литературе существует достаточно большое количество классификаций игровой деятельности по тому или иному классификационному критерию. Так, например, исследователь данного вопроса А. А. Деркач говорит о том, что каждая из игр на иностранном языке характеризуется
- определенными учебными целями и задачами;
- формой проведения;
- продолжительностью проведения;
- способом организации;
- степенью сложности
- количественным составом участников.
По количеству обучающихся, задействованных в игровой форме деятельности, игры можно подразделить на индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
По степени сложности сюжета игры можно дифференцировать на простые, сложные, моноситуационные и полиситуационные.
По способу организации игры бывают компьютерные, письменные, на досках и другие.
По времени, отводимому на проведение, игры можно подразделить на продолжительные и не продолжительные.
По способу, характеру и форме проведения, игры можно классифицировать на письменные, устные, предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые игры-соревнования, интеллектуальные (загадки, тесты, ребусы, кроссворды.), игры-взаимодействия (коммуникативные), комплексные и другие.
По цели и содержанию игры подразделяются на языковые, речевые и игры для общения. Целью языковых игр является помощь в усвоении различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики и стилистики).
Языковые игры делятся на
- фонетические
- лексические
- грамматические
- стилистические
Фонетические игры призваны обеспечить постановку или коррекцию произношения, тренировку произношения звуков в отдельно-взятых словах, фразах, предложениях, отработку правильной интонации в предложении и текстах.
Успех использования фонетических игр на занятии обуславливается регулярностью их применения, особенно на начальном этапе обучения, как элемент вводно-коррективного курса в техническом вузе, поскольку иногда студентам, имеющим недостаточно высокий уровень владения иностранным языком, сложность в произношении некоторых звуков и интонаций в английском языке, может сыграть некую роль в формировании языкового барьера. Использование преподавателем принципа «от простого к сложному» в обучении иностранному языку (от отдельных слов и предложений — к рифмовкам, скороговоркам, стихам и песням), позволяет студентам приобрести определенный опыт в играх данного вида и использовать его в дальнейшем на занятиях.
Лексические игры позволяют сосредоточить внимание обучающихся исключительно на лексическом материале и позволяют студенту помочь расширить словарный запас, проиллюстрировать и отработать употребление слов, предложений в ситуациях общения.
Грамматические игры обеспечивают умение обучающихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать мыслительную деятельность студентов, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных коммуникативных ситуациях общения.
Стилистические игры направлены на обучение студентов умению различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в разных коммуникативных ситуациях.
Речевые игры позволяют обучающимся использовать языковые средства в процессе коммуникативного акта и отталкиваться от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия [1].
Таким образом, использование игровой формы обучения на занятиях по иностранному языку, помогает преподавателю снять усталость и напряжение у студентов, создать доброжелательную, коммуникативно-ориентированную обстановку в аудитории, убрать языковой (или минимизировать его негативное воздействие) и психологический барьеры, повысить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка, раскрыть творческие способности каждого студента и сделать образовательный процесс по дисциплине «Иностранный язык (английский) увлекательным, познавательным и динамичным на всех этапах вузовского обучения.
Литература:
1. Деркач А. А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку) М., 1991
2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.
3. Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в русском языке // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 40–42.
4. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.
5. Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. [Электронный ресурс] — URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM (дата обращения: 10.04.2015).