В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены результаты констатирующего эксперимента по реализации модели дистанционного обучения, ориентированной на повышение качества подготовки специалистов инженеров строителей.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, дистанционная обучения, модели дистанционного обучения, образовательные ресурсы, электронные учебники, компьютерные обучающие программы, имитационные методы.
Современное образование в Узбекистане неразрывно связаны с дистанционного образования (ДО). В основу ДО положена, наряду с традиционными образовательными технологиями, самостоятельная работа студента со специально разработанными электронными учебными материалами, пособиями, аудио и видео ресурсами в рамках виртуального информационно-образовательного пространства.
Основной целью создания и развития ДО является:
- создание механизма устойчивого развития системы образования в целом, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства;
- повышение качества образования за счет более активного использования современных телекоммуникационных и компьютерных технологий;
- предоставление широкому кругу населения возможность получения качественного как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью;
- выявление и популяризация лучших образовательных ресурсов Интернета, способствующих развитию отечественного образования в области информационно-коммуникационных технологий, и внедрение этих ресурсов в учебный процесс в общем, профессиональном и дополнительном образовании;
- поддержка информационных технологий, способствующих развитию открытого образования;
- стимулирование и поддержка деятельности профессиональных образовательных Интернет-сообществ;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных кадрах.
Развитие современного общества характеризуется рядом особенностей, связанных с широким использованием информационного ресурса глобального масштаба, потребностью в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей, которые побуждают каждого человека к определенной активизации его жизнедеятельности в области владения информационными и коммуникационными технологиями. Практика использования учебными заведениями таких технологий определила два типа их применения [3].
Первый — это повышение эффективности и качества обучения в рамках традиционных моделей за счет актуализации дидактических продуктов, повышения информативности и наглядности учебных материалов, использования эффективных методов обучения.
Второй тип предполагает создание иных обучающих моделей для решения социально-дидактических проблем по предоставлению образовательных услуг широким слоям населения в Узбекистане с помощью специализированной информационно-образовательной среды учебного заведения. Процесс обучения на основе такого подхода состоит из следующих этапов: селекции и систематизации знаний, формализации знаний, доставки знаний обучающимся, усвоение знаний, тренинг и мониторинг знаний. Подобная организация учебного процесса и получила название «дистанционное обучение». Отличительной чертой дидактической системы ДО становится технология обучения, в основу которой положена, прежде всего, самостоятельная работа обучающегося со специально разработанными учебными пособиями и литературой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами, обеспечивающими создание специфических организационных условий, которые влияют на модернизацию учебного процесса, обеспечивают его функционирование как целостного и завершенного процесса.
Анализ особенностей организации процесса ДО показывает, что в этом виде обучения изменяется сущность и содержание традиционных элементов педагогической системы: цели и содержание обучения и воспитания, обучающиеся, дидактические процессы, организационные формы, преподаватель.
В ходе исследования проблем реализации дистанционного обучения нами определены подходы к выбору методов обучения и разработки специальных дидактических средств. Обучение, осуществляемое на основе дистанционных технологий, подразумевает, что в образовательном процессе предпочтение должно быть отдано эффективным методам обучения, а это значит, что должны преобладать и новые формы организации обучения — диалоговые формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой связи между преподавателем и обучающимся. Эффективные методы обучения можно подразделить на имитационные и неимитационные. Имитационные методы обучения в свою очередь включают: игровые (деловые, организационно-деятельные и ролевые игры) и неигровые (ситуационный анализ, ситуация-проблема, ситуация-оценка, кейс-стади, профессиональный тренинг). Неимитационные методы объединяют: проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, мозговой штурм, работа в микрогруппах, занятия-практикумы в компьютерном классе.
Дидактические средства дистанционного обучения активно свойствам активно воздействует на все компоненты системы обучения и позволяет ставить и решать более сложные и актуальные задачи. К средствам ДО относятся: специально разработанные учебные пособия, электронные учебники, компьютерные обучающие программы (в том числе имитационные и моделирующие), тренажеры, лабораторные дистанционные практикумы, аудио- видеоматериалы, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки, виртуальная реальность и др. Использование таких средств предполагает наличие соответствующей инфраструктуры преимущественно в виде локальных вычислительных сетей, которые выступают основой единого информационно-образовательного пространства (ЕИОП) учебного заведения.
Рассматривая развитие дистанционного обучения в техническом ВУЗе, мы констатируем, что необходимые условия для внедрения ДО были сформированы еще до вступления в эксперимент. Являясь одним из лидеров в области использования информационных технологий среди региональных ВУЗов, Самаркандский государственный университет создал собственную технологическую базу единого информационного пространства. Такое пространство обеспечивало решение задач, связанных с совершенствованием форм, методов и средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий; техническую поддержку и многоканальное расширение доступа к специализированным образовательным ресурсам университета всех студентов и преподавателей; постоянное соединение с глобальными информационными сетями (Интернет) для обеспечения информацией удаленных пользователей, включая филиалы в гг. Акташ, Каттакурган (Самаркандская область, Узбекистан), а также пополнения внутренних информационных ресурсов.
Главная задача, которую, с нашей точки зрения, необходимо решить при создании ЕИОП в целом и дистанционного обучения, в частности, — это организовать учебный процесс таким образом, чтобы донести до каждого студента, вне зависимости от его местонахождения и технического обеспечения, весь объем учебного материала, обеспечить возможность оперативной обратной связи с образовательным учреждением — преподавателями (тьюторами) и организаторами процесса дистанционного обучения.
Как отмечают ряд исследователей Узбекистана (У.Бегимкулов, Н. Тайлаков, М. Цой, Р. Джураев) одним из перспективных направлений создания информационно-образовательного пространства учебного заведения является взаимопроникновение новых информационных и педагогических технологий, обеспечивая тем самым интегрирование дидактических основ обучения в дистанционное образование [1,2,4,5].
В нашем исследовании определено, что главной педагогической проблемой в ДО является корректировка традиционной модели обучения, которая характеризовалась тем, что:
- в центре технологии обучения — преподаватель;
- между учащимися идет негласное соревнование;
- учащиеся играют пассивную роль на занятиях;
- суть обучения — передача знаний (фактов).
На смену этой модели обучения приходит новая, основанная на следующих положениях:
- в центре технологии обучения — обучающиеся;
- в основе учебной деятельности — сотрудничество;
- обучаемые играют активную роль в обучении;
- суть технологии — развитие способности к самообучению.
Проектирование модели, приемлемой для любой образовательной системы или учреждения профессионального образования является чрезвычайно важной задачей, поскольку ее решение — это сформированная оптимальная модель процесса обучения, выбранные формы и методы обучения. Аналитическое историко-педагогическое исследование научных публикаций и трудов показало, что построению моделей дистанционного обучения уделяют внимание многие специалистов. В частности, нами выделено несколько принципиально разных моделей организации ДО, отличающихся образовательными целями, характером взаимодействия с преподавателем, функциями тьютора и др.
На основе анализа зарубежного опыта организации дистанционного образования была выбрана инвариантная модель (рис.1.), под которой понимается модель организации дистанционного обучения, основанная на инварианте организационных форм и образовательных технологий.
Важными и необходимыми элементами инвариантной модели выступают:
- специальное учебно-методическое обеспечение, необходимое для самостоятельной работы обучающихся, в виде комплектов учебно-методических пособий: рабочих тетрадей, сборников заданий и контрольных работ, аудио- и видеокассет, обучающих программ, справочно-информационных компьютерных гипертекстовых пособий;
- постоянная двусторонняя связь между педагогами образовательного учреждения и обучающимися с использованием различных доступных обеим сторонам средств коммуникации, и на этой основе — оперативная текущая аттестация, консультации и другие формы поддержки студентов;
- систематические групповые занятия в виде интенсивных практикумов (тьюториалов);
- приоритет накопительного (рейтингового) принципа аттестации обучающихся;
- система мониторинга качества образования на всех его этапах.
Главная цель исследования заключалась в выявлении особенностей организации и эффективности применения инвариантной модели дистанционного обучения на основе качественной оценки уровня подготовки специалистов в архитектурно-строительном институте в ходе констатирующего эксперимента.
Рис.1. Структура инвариантной модели дистанционного обучения
Опытно-экспериментальная работа по реализации на практике инвариантной модели дистанционного обучения состояла из трех этапов. На первом этапе осуществлена разработка учебно-программных документов, обеспечивающих необходимые условия для реализации инвариантной модели дистанционного обучения. Такими учебно-программными документами являются:
- рабочие учебные планы, разработанные в соответствии с государственными требованиями по специальностям 5580400-«Строительство инженерных коммуникации»(рис.2);
- учебные программы дисциплин;
- учебный материал, предназначенный для самостоятельного обучения.
На втором этапе решалась задача создания учебно-методического оснащения учебного процесса, включающая: обеспечение условий, обусловленных изменением традиционной структуры образовательного процесса в соответствии с реализуемой инвариантной моделью дистанционного обучения; определение видов учебной деятельности; создание программно-информационных ресурсов для обучения студентов.
Для реализации поставленных целей мы приняли групповую форму организации процесса дистанционного обучения, что предполагает установление определенных временных рамок для освоения профессиональной образовательной программы.
Рис. 2. Образовательный портал ДО. Рабочие учебные планы по специальности 5580400-«Строительство инженерных коммуникации»
В процессе дистанционного обучения нами применялись следующие виды учебной деятельности: самостотельное изучение учебного материала, презентация, тьюториалы, интенсивная школа, консультации, текущая и промежуточная аттестации, курсовые работы, производственная практика, итоговая государственная аттестация.
Важную составляющую учебного процесса в рассматриваемой модели дистанционного обучения образуют организация и проведение тьюториалов, основной целью которых является следущее:
- определение уровня и полноты знаний у студентов, полученных в результате самостоятельного освоения учебного материала (мультидисциплинарного комплекса);
- формирование и развитие умений применять имеющиеся теоретические знания при решении определенных практических задач, отражающих специфику профессиональной деятельности;
- корректирование навыков самостоятельной работы с учебными, нормативными и практическими материалами;
- освоение и развитие навыков коллективной работы, приемов и методов обмена опытом, информацией, прежде всего с использованием современных информационных и телекоммуникаций средств.
Литература:
1. Бегимкулов У. Ш. Об организации дистанционного повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений. Педагогическая образования, ТГПУ № 1, 2006 год, С. 15–18.
2. Цой М. Н., Джураев Р. Х., Тайлаков Н. И. Создание электронных учебников: теория и практика. Монография. Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси». — Т.: 2007. -192 с.
3. Спицын В. А. Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов// Инновационные процессы подготовки специалистов (менеджеров) в высшем учебном заведении. Материалы докладов всероссийской научно-методической конференции (12–14 ноября 2003 г.) — Часть 1. — Волгоград: ВГАФК, 2003. — С. 75–82.