История юридического порядка деятельности биржи в независимой Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Акаева, М. А. История юридического порядка деятельности биржи в независимой Республике Узбекистан / М. А. Акаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 811-813. — URL: https://moluch.ru/archive/89/15670/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В мировой практике фондовые биржи организуются на основе различных организационно-правовых норм, связанных с законодательством страны. Самыми распространенными при этом являются биржи, организуемые акционерными обществами. Они имеют свой орган управления.

Организация, осуществление деятельности и приостановление деятельности бирж в Узбекистане регулируется законами «Биржи и деятельность бирж» (29 августа 2001 г.) и «О ценных бумагах и фондовых биржах» (2 сентября 1993 г.).

Началом деятельности биржи и ее развитие в Узбекистане исчисляется с марта месяца 1991 года открытием республиканской универсальной товарно-фондовой биржи «Ташкент» в виде открытого акционерного общества.

С этого времени во всех областях во многих министерствах и ведомствах были открыты 36 товарно-сырьевые биржи. К сожалению, отсутствие законодательной, нормативно-правовой базы, опыта практической работы о деятельности биржи, а также механизма взаимосвязи внешнеэкономической организации, дающей лицензии для экспорта товаров бирж, и между таможенной службы, налоговых и финансовых учреждений изначально понятия такие как «биржа», «брокер» и своеобразные ситуации, связные с деятельностью бирж, потеряли свой авторитет.

В июне месяце 1992 г. Олий Кенгеш Республики Узбекистан принял закон Республики Узбекистан «О биржах и деятельность бирж».

Этим законом определяются основные положения биржи, товары бирж и деятельность бирж. Биржевыми товарами являются все виды имущества, в том числе недвижимость, оказание транспортных услуг для перевозки продукции, составление договоров, интеллектуальная собственность, ценные бумаги, валютные средства и другие товары в обороте граждан. Земля, полезные ископаемые богатства, вода, другие природные ресурсы, национальные, культурные и исторические ценности, а также другие виды богатства, определенные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, не могут быть товарами биржи.

Бирже законом запрещается непосредственно заниматься товарами, товарно-посреднической деятельностью, биржа не имеют право инвестировать, получать доход, приобретать акции, она не может быть учреждением, предприятием и организацией (если она не связана непосредственно с деятельностью биржи).

Биржа имеет право требовать применения правил купли-продажи и исполнения от участников купли-продажи биржи на основе своего устава и действующего закона, правопорядка.

Основные задачи биржи: создание условий для проведения биржевой купли-продажи; упорядочение биржевых операций; осуществление ценовой котировки товаров на основе соотношения требований и предложений к товарам; оказание организационных и других видов услуг членам и участникам биржи; своевременное объявление (не менее один раз в неделю) сведений анализа котировки цен, изучение индексов, время продаж, объем товаров и соглашений, суммы контрактов и других показателей, состояние рынка товаров и перспективы развития биржи.

Деятельность биржи осуществляется установленным законом и следующими основными правилами: путем предварительного определения места и времени для обеспечения эффективности биржевых продаж; формирование рынка товаров биржи; создание свободных рыночных цен; проведение открытых и массовых продаж; создание свободных правил утверждения контрактов биржи и регистрация этих контрактов; проведение котировки цен товаров биржи и объявление сведений об этом; соблюдение закона о монополии.

Указ Президента Республики Узбекистан «Об углублении экономических реформ, обеспечения гарантии частной собственности и развития предпринимательства», принятый 21 января 1994 г., создал еще более благоприятные условия для развития биржи. 11 часть данного Указа имеет особое значение, в нем предусматривается использование на практике организации и проведения оптовой ярмарки для продажи товаров и остатков продукции в хозяйствах и предприятиях с участием товарно-сырьевой биржи.

Указ Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 1994 г. об учреждении объединения «Узулгиржибиржасавдо» и о создании в составе объединения Республиканской акционерной сырьевой биржи имеет огромное значение.

Во исполнение вышеуказанного Указа Президента Республики Узбекистан 25 марта 1994 г. Кабинет Министров принял решение номер 163 «Об упорядочении операций внешнеторговых мероприятий» и решение номер 216 от 19 апреля 1994 г. «Об организации и проведении Республиканской ярмарки по продаже товаров и сырья» и в итоге был утвержден «Временный порядок о вывозе продукции, приобретенной в Республиканских товарно-сырьевых биржах и в республиканских ярмарках».

Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» Олий Кенгеша Республики Узбекистан, Указы Президента Республики Узбекистан и решения Кабинета Министров создали законодательный фундамент для существования и развития биржи в республике.

Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» и Указы Президента Республики Узбекистан от 21 января 1994 г., а также создание комплекса правовых и нормативных документов для дальнейшего развития указов, усилило заинтересованность предприятий, хозяйств, предпринимательской системы, частных фирм и хозяйств с различными формами собственности, а также юридических лиц, в том числе зарубежных предпринимателей, продавать свою продукцию через биржевые торги.

Этому в первую очередь помогли определенные льготы при вывозе продукции без таможенного налога и лицензии, приобретенные в бирже, за пределы республики.

На современном этапе развития товарно-сырьевой биржи Республики Узбекистан упомянутые два документа намного расширили круг его действия, а также повысили его авторитет в экономическом развитии Узбекистана. Несомненно, биржи как самое основное средство механизма рынка, послужили обеспечению первоочередными и необходимыми товарами рынка республики, а также способствовали продаже своей продукции хозяйствам и предприятиям с различной формой собственности, содействуя установлению связей между странами СНГ и зарубежными государствами, обеспечивая продуктами первостепенной важности, и восстанавливая соглашения с предприятиями по аналогичному производству, тем самым укрепляя и развивая их.

9 февраля 1995 г. было принято постановление № 42 Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению первостепенным необходимым товаром потребительский рынок в 1995 г.» и согласно данному постановлению во всех областных центрах республики, а также в Республике Каракалпакстан были открыты товарно-сырьевые биржи Узбекистана.

Необходимо отметить тот факт, что одним из первых был принят закон «О ценных бумагах и фондовой бирже», и это обстоятельство было не случайным. Организацию фондовых бирж и фондовых рынков открыто рассматривать нельзя, поскольку они являются одной частью реформируемой экономической системы. Банки, специальные кредитные заведения и фондовые биржи при помощи рынка ценных бумаг собирают денежные средства государства, а также юридических и физических лиц, обеспечивая им максимально эффективное применение.

Фондовый рынок в настоящее время, сохраняя условия для естественного развития согласно законам рынка, сможет собрать прибыль только тогда, когда сможет тщательно отладить механизм действия. Для успешного и устойчивого функционирования система должна самостоятельно развиваться. При этом кажется естественным тот факт, что на первом этапе правительство Узбекистана приняло на себя основные функции по организации рынка ценных бумаг, но впоследствии излишняя опека со стороны государства недопустима. Как показывает мировой опыт, одним из основных средств деятельности самостоятельного фондового рынка должна быть дальнейшая самоорганизующаяся коммерческая система – фондовая биржа.

Реформы, проводимые правительством Узбекистана, требуют установления и соблюдения соответствующего правового порядка. Непосредственные участники должны знать основные положения купли-продажи акций приватизированных предприятий, следить за изменениями в законодательных актах, т.к. законодательная политика государства в области фондового рынка, безусловно, должна и будет совершенствоваться.

 

Литература:

1.                    Конституция Республики Узбекистан. 2014 г.

2.                    Гражданский кодекс Республики Узбекистан. Т. 1996 г.

3.                    Закон Республики Узбекистан «Об ипотеке». Т. 2006 г.

4.                    Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности». Т. 2001 г.

5.                    Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг». Т. 2008 г.

6.                    Закон Республики Узбекистан «Об информации». Т. 2003 г.

7.                    Закон Республики Узбекистан «Об электронных цифрах». Т. 2003 г.

8.                    Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции». Т. 2004 г.

9.                    Свод законов Республики Узбекистан. Т. 2009 г.

10.                Мансуров С. М. Биржа и участие в них предпринимателей. Т.: ДТЮИ. 2008 г. Ziyonet uz/

11.                Зокиров И. Гражданское право. Часть 1. — Т.: ТДЮИ.2009. С. 348.

12.                Хозяйственное (предпринимательское) право. Под ред. Отаханова Ф. Х. — Т.: ТДЮИ. 2003г. С. 235.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, биржа, Указ Президента Республики, деятельность биржи, вывоз продукции, деятельность бирж, правительство Узбекистана, различная форма собственности, фондовая биржа, фондовый рынок.


Похожие статьи

Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане

Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан

Основные составляющие электронной коммерции в условиях развития экономики Узбекистана

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

История развития правового регулирования имущественных отношений супругов в России

Достижения электроэнергетики Туркменистана за годы независимости

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

История развития международного коммерческого арбитража в России

Похожие статьи

Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане

Современные тенденции управления фирмой в условиях модернизации и диверсификации экономики Республики Узбекистан

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан

Основные составляющие электронной коммерции в условиях развития экономики Узбекистана

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

История развития правового регулирования имущественных отношений супругов в России

Достижения электроэнергетики Туркменистана за годы независимости

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

История развития международного коммерческого арбитража в России

Задать вопрос