В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских школьников приобретает более широкий размах при условии взаимодействии школы, семьи и общественности и осуществляется в процессе включения учащихся в активный сознательный труд на благо Родины. Привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа-любви к малой Родине, к своим родным местам.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону и праву и правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально — политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса [1, C.33].
В связи с концепцией и технологией развития национальной школы, выдвинутой якутскими педагогами (Е.П.Жирков, В.С.Долгунов, Л.Г.Никифоров) в психолого-педагогических исследованиях ученых республики большое внимание обращается на формирование высокой нравственности подрастающего поколения на основе изучения всего положительного, которое накоплено в культуре родного народа.
О положительном влиянии народной культуры на формирование характера и патриотических убеждений ребенка, на его умственное развитие, на раскрытие его способностей и таланта раскрыто в трудах А.П.Оконешниковой. Она выдвинула психолого-педагогическую программу воспитания подрастающего поколения под названием «Эркээйи». В нем раскрыты несколько основополагающих принципов воспитания, в одном из которых ученый психолог подчеркивает: «Положительные стороны национального характера, добрые традиции и обычаи помогут развивать в детях гордость за свой народ и дадут уверенность в достижении ими цели жизни» [2, C.242].
Доктор педагогических наук А.Г.Корнилова утверждает, что «окружающая школу среда — это социальное пространство, где происходит общение ученика с людьми. Это стихийные и неорганизованные источники воздействия на личность. Главное внимание педагогического процесса необходимо сосредоточить на воспитание поколения на прогрессивных народных традициях» [4,C.24].
Профессор К.Д.Уткин выдвигает концепцию «Утум» (Наследие- Г.В.), в которой говориться: «…в жизни общества приоритетным направлением должно быть развитие его духовности, бережное отношение к культурному наследию предков» [5, C.10].
Таким образом, исследование научно-педагогических работ по патриотическому образованию учащихся раскрывает перед нами большие возможности для изучения учебно-воспитательной работы по данной проблеме в сельских школах Республики Саха (Якутия). Теоретические изыскания позволили нам вести целенаправленную работу по воспитанию патриотических чувств и убеждений у учащихся.
Исходя из всего вышеперечисленного, нами создана программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 8-9 классов МБОУ Жохсогонской средней общеобразовательной школы им. А.Е.Кулаковского Таттинского улуса Республики Саха (Якутия).
На начальном этапе изучался опыт работы анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования, проводилась диагностика ценностных установок гражданско-патриотического воспитания учащихся и их родителей.
Анализ данных исследования выявил следующее: проблема гражданско-патриотического воспитания школьников становится одной из актуальнейших. Об актуальности данной проблемы в среде старшеклассников свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация подростковой среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.
Из этого вытекает необходимость выделения духовно — нравственного, гражданско-патриотического воспитания в среде школьников в особую воспитательную программу, со своей целью, задачами, структурой и способами реализации.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В Программе гражданско-патриотического воспитания школьников «Мы — граждане России» отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы семейного и гражданско-патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ Жохсогонской средней общеобразовательной школы им.А.Е.Кулаковского Таттинского улуса Республики Саха (Якутия).
В ходе проведенной работы нами выявлено, что необходимо наполнить гражданско-патриотическим содержанием все основные школьные мероприятия, активизировать работу родительской общественности в школьной жизни и каждого родителя в собственной семье.
Следовательно, основными направлениями развития системы гражданско-патриотического воспитания школы являются:
- Организация учебно-воспитательного процесса;
- Широкое применение воспитательных технологий — классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ, семинаров, круглых столов, проектной деятельности, бесед, праздников;
- В ходе исследования нами выработаны следующие методические рекомендации:
- Планирование мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию целесообразно организовывать с учётом календаря государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней.
- При проведении торжественных, общественно значимых мероприятий, спортивных соревнований рекомендуется использовать государственную символику и атрибутику.
- Необходимо широко использовать в гражданско-патриотическом воспитании учащихся социокультурную среду (музеи, библиотеки, театры), проводить выездные экскурсии.
- Изучение истории России, Якутии целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных и городских музеев, в которых отражены события реалий прошлого нашего народа.
- В рамках сетевого взаимодействия школьные музеи должны осуществлять взаимопосещение, выходить на сотрудничество с региональными музеями.
- Важной вехой в жизни каждого ребёнка является начало школьной жизни и получение паспорта по достижении 14-летнего возраста. Актуальным является проведение торжественных акций с вручением подарочного комплекта «Моя Родина — Россия» для первоклассников и «Я — гражданин России» для старшеклассников.
- Педагогическим коллективам следует уделить должное внимание организации традиционных в общеобразовательных учреждениях уроков Мужества и мероприятий, посвященных Дню Победы.
- Содержание урока мужества также может быть посвящено локальным войнам (например, войнам в Афганистане, Чечне) и боевым действиям, в которых принимали участие воины российской армии.
§ Методическими условиями успешного проведения занятия являются:
- Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах местных жителей.
- Возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.).
- Приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных воин и других боевых действий.
- Максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметы быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагменты документальных и кинофильмов о войнах.
- Необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к школьным мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев.
- Особое внимание следует уделить повышению эффективности педагогического взаимодействия с родителями.
Литература:
1. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России//Педагогика. 1998. — № 3. — С.30-35.
2. Вяликова Г.С. Формирование у подростков представлений о героизме.-М.: Просвещение, 1973. — 204 с.
3. Концепция патриотического воспитания граждан //Образование и воспитание.-2003.-№ 6.- С.3-4.
4. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. –Я.: Полиграфиздат, 1992. — 120 с.
5. Уткин К.Д. Сахаларга киhи өйдөбүлэ (Представление якутов о человеке). — Я.: Бичик, 1997.