Свободное время человека по праву считается богатством. Однако действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Лишь в этом случае общество умножает свой духовный потенциал, получает неповторимую личность, способную внести свой индивидуальный вклад в развитие всей страны. [1, c.4]
Сущностью свободного времени, по мнению большинства его исследователей, является свободная деятельность. Чаще всего свобода проявляется в выборе деятельности или отказе от нее.
Вследствие этого значение свободного времени в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, совершенствования личности, а может служить и базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие на развитие человека. Эту особенность необходимо учитывать прежде всего в работе с подростками, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний. [2, c.6]
Свободное время школьников — это часть их внеучебного времени, которая остается после удовлетворения естественных и физиологически необходимых потребностей (сон, прием пищи, уход за собой, затраты времени на дорогу и др.). Оно используется учащимися, как правило, для участия в общественной деятельности, духовного и физического совершенствования (потребление духовных ценностей), активного отдыха (рекреационные формы). [3, c.17]
Интересы и способности школьников так или иначе проявляются во всей жизнедеятельности группы.
Но, пожалуй, наиболее ярко они выражаются и развиваются в свободное время, главным образом после самоподготовки, когда организуются чтение книг, просмотр телепередач, кинофильмов и обсуждение их, подвижные и спортивные игры, работа в библиотеке; проводятся музыкальные занятия и занятия изобразительным творчеством, хореографией, техническим конструированием; ведется шефская работа с малышами, подготовка и проведение праздников в группе и школе.
Перед педагогами, воспитателями групп продленного дня особенно остро встает такая задача, как формирование у учащихся умений и навыков плодотворно (т. е. так, чтобы удовлетворялись имеющиеся и создавались новые духовные потребности, постоянно шло развитие и совершенствование личности, поддерживался эмоциональный комфорт) организовывать свое свободное время.
Возникает вопрос: должны ли взрослые, педагоги вторгаться в сферу свободного времени учащихся? Педагог, исследователь проблемы свободного времени школьников М. Г. Бушканец отвечает на этот вопрос положительно. Для того чтобы обеспечить развитие духовного мира человека, необходимо научить его использовать свободное время с пользой для себя и для окружающих, сформировать навыки культуры проведения свободного времени, смоделировать структуру свободного времени для человека в будущем [4, c. 20]. Речь, видимо, здесь должна идти о непосредственном и опосредованном влиянии педагогов, в том числе и воспитателей групп продленного дня, на организацию деятельности школьников в свободное время.
Одна из главных задач воспитателя группы, думается, оберегая сущность свободного времени, стараясь не наполнять его обязательными для школьников занятиями, сохранять свободу выбора видов деятельности, совместно с ребятами планировать, чем им лучше всего заниматься, ориентируясь на желания, интересы, стремления школьников, предоставлять им для выбора несколько видов деятельности, стимулирующей развитие личности учащегося.
В группе продленного дня свободное «Время школьника, как отмечалось выше, складывается из пребывания на воздухе (до и после обеда) и свободного времени, которое чаще всего проводится в помещении (в классе, рекреации, библиотеке, спортивном зале, внешкольном учреждении), иногда до, а чаще всего после подготовки домашних заданий. Безусловно, перед воспитателями групп продленного дня стоит сложная задача — организовать в это время деятельность так, чтобы максимально обеспечить разностороннее развитие личности каждого подростка. [5, c.25]
Почти в любой деятельности проявляют себя дети, испытывающие к ней особенный интерес, зачастую обладающие соответствующими знаниями, владеющие некоторыми умениями и навыками. Проявленные подростками склонности — вот первые ориентиры, сигналы педагогам для организации объединений по интересам непосредственно в группе или включения школьников в кружки, работающие в школе, во внешкольном культурно-просветительном учреждении, спортивном комплексе.
Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. В то же время кружки — одна из педагогически целесообразных форм организации свободного времени учащихся.
Кружковая деятельность рассматривается как преимущественный вид занятий в свободное время в группах продленного дня.
К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах, спортивных секциях и других объединениях по интересам. Кроме того, кружковой работой, думается, можно считать углубленное изучение и приобщение подростков к какому-либо определенному виду деятельности: краеведению, филателии, декоративно-прикладному искусству, шахматной игре, художественной гимнастике и т. п., когда учащиеся в составе всей группы продленного дня начинают заниматься одним видом деятельности [2, c.10].
Задача кружков — углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному, производительному труду. Педагогическая эффективность их работы зависит от того, насколько разнообразие профилей кружков удовлетворяет потребности детей в приобщении их к науке, политике, искусству, физической культуре.
По разным поводам приходят подростки в тот или иной кружок. На вопрос, почему они выбрали кружок определенного профиля, следуют далеко не одинаковые ответы. Одни пришли сюда из-за друга, другие — из-за руководителя, третьи — потому что почувствовали интерес к профилю кружка. Мотивы, приведшие учащихся в кружок, пока еще временные, неустойчивые. Для того чтобы судить о соответствии интересов способностям учащихся, нужно время для осознания, удовлетворяются ли духовные потребности в выбранном виде деятельности, нужен опыт конкретной деятельности.
Прошел проверку временем опыт выявления интересов детей в колонии имени Горького, в коммуне имени Дзержинского, где ребята, сообразуясь со своими желаниями, выбирали кружок, который в действительности соответствовал их вкусам, способностям и другим личным данным.
В современных условиях групп продленного дня обоснованную помощь в выборе объединения по интересам может оказать подросткам воспитатель группы. Прежде всего за необходимыми советами педагог обращается к родственникам учащихся и учителям. В личных беседах выясняется, чем любят заниматься школьники дома, какому виду деятельности отдают предпочтение вне учебы. На основе ответов выявляются духовные потребности школьников. Изучение школьной документации, которая показывает успешность или неуспешность в овладении учебными предметами, отчасти дает информацию о некоторых врожденных способностях. Успехи в соревнованиях, смотрах, конференциях подтверждают ее или вызывают сомнения. Сопоставление полученных сведений, проведение специального анкетирования позволяют воспитателю аргументированно говорить с подростком и его родителями о его способностях, о возможном направлении выбора жизненного пути.
И педагогам, и самим школьникам в определении интересов и способностей, в выборе занятий по интересам может помочь методика «двойного отбора», вопросы к составлению плана работы группы, сочинения «Кем бы ты хотел стать», введение «Творческой книжки школьника». [3, c.15]
Для проведения методики «двойного отбора» для каждого воспитанника группы подготавливается конверт (на нем указана фамилия) с вложенным листком бумаги. На листке — перечень названий возможных занятий в группе, в школе, во внешкольных учреждениях, учебных предметов. Подростки выписывают (подчеркивают на листке) те из них, которые привлекают их больше других. Листки вкладываются обратно в конверты. Через некоторое время (месяц, четверть, важно только, чтобы школьник занимался выбранным делом) повторно на этих же листках подчеркиваются любимые занятия или вписываются новые. В результате происходит более четкое осознание и определение самими школьниками их интересов.
Полученная информация соотносится с ответами родителей, учителей в беседах с ними об увлечениях воспитанников группы. Сопоставление полученных данных корректирует мнение об интересах и способностях учащихся.
Педагогическому коллективу школ с продленным днем, кружководам внешкольных учреждений в изучении интересов и способностей школьников и развитии их существенную помощь оказывает журнал воспитательной работы в группе, на последней странице которого фиксируются сведения о том, какое объединение по интересам, где и когда посещает воспитанник. Чаще всего эта запись делается в сентябре — октябре. Если через некоторое время внести уточняющие сведения о перемене кружка, секции или, наоборот, о продолжении занятий в них, то это даст материал для раздумий и педагогам, и самим подросткам о правильности выбора профиля кружка. Посещение занятий в кружке воспитателем группы, знакомство с работой школьников, их отношением к занятиям, беседа с руководителем кружка, анализ причин ухода или пропуска занятий позволяют аргументировать совет воспитаннику о выборе объединения по интересам. Записи в журнале представляют динамику развития интересов и делают более обоснованным суждение о способностях школьника. [4, c.17]
В целом такого рода систематическая работа довольно успешно помогает практически реализовать требования школьной реформы о необходимости «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников... выявление их интересов и склонностей.».. [1, c.10], наполнить содержание работы школ и групп продленного дня занятиями по интересам [2, c.25].
Успехи в развитии интересов и способностей во многом зависят от подхода к организации работы кружка. Цель может быть отдаленная: для одних — это подготовка к будущей профессии, для других— приобретение знаний, умений в данной области, приобщение к культуре. Такая цель постоянно присутствует в сознании кружковцев, но руководят ими в действительности другие целевые установки. Как правило, это стремление к ближней, конкретной цели деятельности: подготовить подарки своим подшефным, шефам, родителям, учителям, приготовиться к соревнованиям, чтобы добиться победы, отрепетировать номера для концерта и т. п. Ближняя цель работы кружка тесно связана с перспективой творческого отчета, возможностью самовыражения, ожидание оценки результатов творческой работы.
Литература:
1. Абакумова Л. Н. Организация свободного времени детей и подростков в семье. В сб.: Воспитание и развитие школьников в процессе обучения и внеклассной работы. M., 1971
2. Абакумова Л. Н. Педагогическое руководство свободным временем школьников-подростков. В сб.: Педагогический ВУЗ и школа. М., 1973
3. Байкова В. Г., Дучал A. C., Земцов.А. А. Свободное время и.всестороннее развитие личности. М.: Мысль, 1965.
4. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978
5. Вопросы психологии развития личности подростка и юноши: Сб. статей (Ученые записки/Тюмен.гос.пед.ин-т: Сб.43. Вып.10).1. Тюмень, 1969
6. Сариенко В. К. Познавательная активность как единство репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Рад. школа, 1980
7. Семакин Н. К. Работа с астрономическим кружком. М.: Учпедгиз, 1953.
8. Терский В. Н. Клубные занятия и игры в практике A. C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959
9. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.