Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.
Нейгауз
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «развитие поддержки талантливых детей». Современное общество требует развития таких качеств личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2]. Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство» [2] определяют социальный заказ на творчески развитую личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях, самостоятельно и гибко использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.
В этих условиях в работе образовательной организации на первый план выходит необходимость реализации потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальности. Таким образом, организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Соответственно перед педагогами встает проблема выявления и организации работы с одарёнными детьми?
Но прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми нужно ответить на вопросы: Что такое одарённость и кто такой одарённый ребёнок?
Толковый словарь С.Ожегова трактует одаренность как: «системное, развивающееся в течение жизни качество психики. Это качество определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3 с.751]. Исходя из этого, мы можем сказать, что одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или обладает такими предпосылками в том или ином виде деятельности.
В настоящее время многие психологи утверждают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственных качеств личности и социальной среды. При этом на первое выступает собственная активность ребенка, а также психологические механизмы развития его личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Как правило, одаренные дети обладают хорошей памятью, которая основывается на ранней речи и развитом абстрактном мышлении. «Таких детей отличает способность классифицировать информацию и умение пользоваться приобретенными знаниями в нестандартной ситуации» [4 с. 12] При этом важно учитывать и возрастные особенности детей, так как в процессе возрастного развития формируются или развиваются те или иные способности ребенка.
Рис. 1. Возрастные предпосылки развития способностей
Исходя из нашей многолетней педагогической практики, можно констатировать, что во многом способности учащихся определяются темпом обучения. При этом на первое место выступают принципы личностно-ориентированного обучения, сформулированные российским педагогом И. С. Якиманской. Применительно к работе с одаренными детьми основными являются:
- «реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание системы развивающего и развивающегося образования обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности,
- эффективной реализации познавательных способностей учащихся
- управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся» [5 с.31]
Попытаемся проиллюстрировать эти положения примерами из практики работы нашей образовательной организации.
Так, например, для гармоничного развития ребенка и пробуждения в нем творчества, развития фантазии и воображения для учеников начальной школы регулярно устраиваем вечера стихов и сказок, когда в тематически оформленном кабинете, при свете настольной лампы звучат стихи и сказки и дети смотрят заранее подготовленные инсценировки. Известно, что хорошая сказка — это ведь урок психологии, который доступен детскому восприятию. Так во второй половине дня в здании школы занимается филиал детской школы искусств, воспитанники которого занимаются музыкой, вокалом, танцами. В конце каждой четверти они организуют концерты для всех учащихся школы. На таких концертах присутствуют не только ученики и педагоги, но и родители, и жители городка. В начале каждого учебного года, а также в конце его и в середине каждой четверти организуется «День здоровья», которые стали хорошей традицией нашей образовательной организации. Дети всем классом, с педагогами и родителями отправляется на озеро или реку Киолим, где можно искупаться, посидеть у костра, поиграть в подвижные игры. Зимой организуем лыжные соревнования, штурм снежного городка. После таких дней все полные впечатлений и сил. Проведение таких мероприятий — это не только развлечения и отдых, но и познание природы, и тесное общение с ней. Таким образом, творческая социально-культурная среда, окружающая ребенка играет большую, можно сказать решающую роль в становлении личности.
Раскрытие творческого потенциала учащихся происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Так, например, в образовательном процессе стали традиционными уроки общественной защиты знаний, уроки марафоны, уроки спектакли и путешествия, уроки исследования, где каждый ребенок реализует заложенный в нем творческий потенциал, старается принять активное участие, показать свои знания и умения. Главным становится пробуждение творческого потенциала учащихся и актуализация их способностей. С этой целью вводится раннее изучение иностранного языка, информатики, основ безопасности жизнедеятельности, краеведения, курса экологии в основной ступени образования, пропедевтический курс химии, реализация со 2 класса курса «Проектная деятельность».
Во внеурочной деятельности — это занятия спортивных секций: баскетбола, художественной гимнастики, бодифлекс и оксисайс, клуба «Юных инспекторов дорожного движения», «Дружины юных пожарных», научного общества учащихся. Реализация всего многообразия спектров деятельности возможна только с привлечением социальных партнеров, среди которых нужно назвать: Центральную городскую библиотеку, Дом детского творчества, школу искусств, спортивный клуб «Олимп», Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинск, Челябинское отделение Русского ботанического общества. Ежегодно учащиеся принимают участие во Всероссийской и областной олимпиаде школьников, конкурсе «Я — исследователь», Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева, выставках, конкурсах рисунков, декоративно-прикладного творчества, фестивалях, дистанционных олимпиадах «Олимпикус», «Невский муравей», «Открытой геологической олимпиаде», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Кенгуру». Многие учащиеся становятся победителями, призерами и лауреатами таких мероприятий. Основываясь на своей педагогической практике можно констатировать, что развитие творческого потенциала учащихся возможно лишь при такой организации жизни учащихся, которая создает потребности и имеет возможности реализации детского творчества. Всему этому способствует доброжелательная атмосфера, доверие и уважение со стороны педагогов, предоставление учащимся самостоятельности, внимание к интересам каждого ребенка, к его склонностям и способностям.
Проблемой для нашей образовательной организации является работа службы психолого-педагогического сопровождения учащихся. В силу того, что численность учащихся невелика, штатное расписание организации не позволяет ввести должность педагога-психолога. Эту работу совмещает с основной деятельностью один из учителей начального образования, имеющий психологическое образование. Часть работы возложена на классных руководителей. Среди форм психолого-педагогического сопровождения учащихся нужно назвать диагностические работы, наблюдение, анкетирование, тестирование индивидуальное собеседование с учащимися и консультирование педагогов и родителей. На каждого учащегося классным руководителем ведется «Карта педагогической поддержки», где фиксируются особенности психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических образований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям социума, а также вносятся рекомендации школьного психолога. На основе этих данных разрабатываются рекомендации, как для самого учащегося, так и для родителей и педагогов. Составляется краткосрочный и долгосрочный прогноз формирования способностей или других психологических образований каждого учащегося.
Реализации познавательных способностей учащихся в нашей образовательной организации происходит как через урочную, так и через внеурочную деятельность. На уроках — это использование элементов различных технологий и методов, развивающих познавательную активность. Среди них особо следует назвать включение учебно-исследовательской деятельности в контекст урока, использование инновационных учебно-методических комплексов, постановку демонстрационных опытов и систематические кратковременные лабораторные работы, а так же привлечение цифровых образовательных ресурсов.
Внеурочная деятельность призвана сформировать у учащихся учебную мотивацию, её целью является «создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций» [1, с. 6]
В практике нашей образовательной организации внеурочная деятельность реализуется через такие курсы как: «Академия естественных наук», «Прикладная археология», «Лингвистические сказки», «Необычное в обычном», «Я рисую мир», «Капельки», «Бодифлекс», «Оксисайс», которые предоставляют ребенку не только возможности для удовлетворения его познавательных интересов, но и развивают его коммуникативные компетенции, что в результате способствует личностному росту. Опыт педагогов образовательной организации в данном направлении представлен печатными работами в различных сборниках и методических журналах всероссийского уровня.
Актуальной на сегодняшний день остается проблема управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. Решая эту проблему, мы основной упор в своей деятельности сделали на организационно-управленческие условия и развитие образовательной среды, которая обеспечивает реализацию системы управления развитием интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Данное направление деятельности включает:
- использование различных дидактических и технических средств обучения и методик для развития интеллектуальной активности учащихся;
- организацию выполнения поставленных заданий и задач для каждого учащегося в процессе изучения различных учебных предметов;
- наличие целевой учебно-воспитательной программы образовательной организации;
- коррекцию усвоения знаний и развития интеллектуальных способностей.
Педагогический коллектив в своей учебной и внеурочной деятельности использует различные педагогические технологии, которые позволяют управлять педагогическим процессом и включают в себя организацию и мотивацию интеллектуальной деятельности учащихся, а так же перспективно-ориентирующую, контрольно-корректирующую, коррекционную, эмоционально-регулирующую деятельность педагогов.
Исходя из особенностей нашей образовательной организации и окружающей её социокультурной среды, педагогический коллектив в организации работы с одаренными детьми направил свою деятельность на раскрытие и обеспечение основных принципов личностно-ориентированного обучения. Данная деятельность носит целевой и комплексный характер, объединяя не только учащихся и педагогов, но и родителей и социальных партнеров. В данном направлении образовательная организация имеет значительные положительные результаты, но есть и проблемные точки которые требуют своего решения.
Литература:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС-М.: Просвещение.- 2014.-с.223
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» электронный ресурс http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Словарь русского языка» М.: «Оникс 21 век».- 2004 — с.-1198
4. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь -2002. — с.96
5. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., Просвещение, -2000.- с.-150.