В статье авторами рассматривается доступная среда и ее обеспечение для маломобильных групп населения Пензенской области, к которым на сегодняшний день относятся люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
Ключевые слова:маломобильные группы населения, инвалиды, доступная среда.
С проблемами временного или постоянного нарушения здоровья на протяжении жизни встречается каждый. Сейчас в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Ежегодно количество инвалидов увеличивается, к 2015 году может превысить по прогнозам специалистов 15 миллионов человек. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в общей численности населения.В Пензенской области количество инвалидов составляет 101,7 тысяч человек, что составляет 8 % численности населения, детей-инвалидов — 3,5 тыс. человек, иные маломобильные группы населения — около 217 тысяч человек.
Большие трудности в поиске работы, получении медицинской помощи, образования, проблемы в доступе к объектам социальной защиты населения, культуры и спорта, по сравнению с другими категориями граждан, во многом связаны с трудностями в передвижении и недостаточной доступности общественных и жилых зданий, транспортной инфраструктуры города для маломобильных групп населения.
Но очевидная необходимость оптимизации пространства в Пензенской области до настоящего времени не привлекла должного внимания, есть определенные трудности и если они были бы решены, то социальное пространство Пензы (и области) было бы действительно доступно для всех категорий граждан:
- оборудование тротуаров, пешеходных переходов, пандусов в соответствии с действующими нормативами. В настоящее время даже на вновь сданных объектах не всегда предусмотрена возможность передвижения, например, на инвалидной коляске;
- проведение практических испытаний специальных устройств для спуска/подъема на транспорте, лифтовых устройств, пандусов, тротуаров на предмет их безопасности и доступности;
- освоение технологий и создание универсальной среды, которая была бы удобна для маломобильных групп населения;
- повышение доступности объектов социального назначения за счет преодоления формального подхода к их оборудованию;
- реализация на практике принципа «Ничего для нас — без нас!» при принятии решений в области создания доступной среды для маломобильных групп населения;
- обеспечение доступных и грамотно оборудованных парковочных мест за счет контроля нарушения правил парковки в местах, отведенных для инвалидов, размещения на автотранспорте «знака инвалида», наличия на парковках соответствующей дорожной разметки и знаков;
- организация и повышение доступности системы оплаты службы социального такси [1].
Целевыми показателями долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Пензенской области на 2012- 2015 годы» Пензенской области, разработанные в соответствии с [2] являются: принятие нормативного правового акта о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности МГН в Пензенской области; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Пензенской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Пензенской области; доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Пензенской области; доля инвалидов, занимающихся спортом, в общей численности инвалидов Пензенской области; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Пензенской области; доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования в Пензенской области [3].
Решая проблему создания безбарьерной среды особое внимание надо уделять решению схем организации передвижения маломобильных групп населения в городской инфраструктуре [1]. Доступность транспортной системы города определяется взаимосвязями всех ее элементов в процессе передвижения между пунктами отправления и назначения.
Необходимо использовать все возможные варианты транспортного обслуживания инвалидов в условиях города:
- обеспечение возможности пользования специально приспособленными для них индивидуальными видами транспорта при невозможности использования обычными видами транспорта;
- использование специально приспособленных для инвалидов общественных видов транспорта, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии с жестким расписанием;
- использование подвижного состава, приспособленного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, на обычных маршрутах городского пассажирского транспорта, увеличение доли такого транспорта в общей структуре транспорта;
- развитие специальных транспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных для этого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову.
Рассматривая с точки зрения доступности среды и безопасности передвижения участок улично-дорожной сети, расположенный на улице Кирова от пересечения улиц Кирова-Суворова до пересечения улиц Кирова-Славы, улица Славы, улицы Урицкого на участке от пересечения улиц Урицкого-Славы до примыкания Урицкого-Бакунина. Рассматриваемый участок находится в центральной части города с интенсивным движением транспорта и пешеходов.
Центрами притяжения пешеходных потоков на данном участке являются администрация Железнодорожного района г. Пензы, Инспекция Федеральной налоговой службы Железнодорожному района г. Пензы, Пензенский областной драматический театр им. А. В. Луначарского, культовое сооружения соборной мечети на ул. Бакунина, здание Правительства Пензенской области, центральная площадь Ленина, на которой проводятся многочисленные праздничные и торжественные мероприятия, монумент «Росток» на набережной реки Суры, центральный рынок города, центральный универсальный магазин, главная пешеходная улица города — Московская, расположенная в историческом, административном и торговом центре города.
На рассматриваемом участке находятся два остановочных пункта — «Центральный рынок» и «Площадь Ленина», которые необходимо переоборудовать с учетом нужд маломобильных групп населения: пожилых людей, женщин с детскими колясками, инвалидов с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников (рис.1.).
Остановочные пункты общественного транспорта на рассматриваемом участке улично-дорожной сети должны быть оборудованы хорошо различимыми знаками «Место остановки автобуса, троллейбуса», информацией о расписании движения общественного транспорта, местными повышениями тротуара для облегчения посадки для всех категорий маломобильных групп населения, в том числе для возможности посадки в специализированный низкопольный общественный транспорт и специализированный транспорт с откидным пандусом инвалидов на колясках. В зоне ожидания на остановке должны быть обязательно выделены места для детских и инвалидных колясок.
Регулируемые пешеходные переходы на пересечениях улиц Кирова-Суворова, Кирова-Бакунина, Кирова-Славы, Славы-Урицкого, Урицкого-Бакунина должно быть выполнено обязательное снижение высоты бордюрного камня по краям пешеходных путей с обустройством участков рельефной поверхностью для получения осязательной информации. Регулируемые пешеходные переходы на пересечениях улиц Кирова-Суворова, Славы-Урицкого, Урицкого-Бакунина должны быть оборудованы светофорной сигнализацией со звуковым маяком для повышения безопасности передвижения маломобильных групп населения, особенно пешеходов с дефектами зрения [1].
Рис. 1. Предлагаемая схема организации дорожного движения на рассматриваемом участке (1-место для инвалидной коляски на остановочном пункте,2-повышение уровня тротуара, 3-участки тротуара с рельефным покрытием, 4-светофорный объект со звуковым маяком)
Регулируемые пешеходные переходы на пересечениях улиц Кирова-Суворова, Славы-Урицкого, Урицкого-Бакунина для повышения безопасности движения оснащены табло обратного отсчета времени, индикация оставшегося времени до смены сигнала светофора направлена на предотвращение аварийных ситуаций.
В полной мере использованы на рассматриваемом участке улично-дорожной сети г. Пензы ограничивающие пешеходные ограждения, направленные на предотвращение выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленных местах.
Предлагаемый комплекс мероприятий в схеме организации дорожного движения на рассматриваемом участке в центральной части города позволит повысить доступность среды и безопасность передвижения маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в инфраструктуре города.
Решение проблемы формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения имеет приоритетный характер и требует комплексного похода к ее решению, включающий проектирование и полную реконструкцию сложившейся городской среды, всех ее элементов с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, жесткий контроль за соблюдением нормативных требований к обеспечению доступности существующих и строящихся жилых и общественных зданий и сооружений, транспортной инфраструктуры города.
Литература:
1. Левицкая Л. В., Миненко Е. Ю. Обеспечение доступной среды маломобильных групп населения Пензенской области//Интернет-журнал «Мир науки», 2014 № 4 (6) [Электронный ресурс]-М.: «Мир науки», 2014 -.- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/MN414.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
2. Постановление Правительства Пензенской области от 17 октября 2011 г. № 726-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Пензенской области на 2012- 2015 годы»».
3. Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 гг.