Моделирование развития региональной транспортно-логистической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1757 раз

Библиографическое описание:

Афанасьева, В. Г. Моделирование развития региональной транспортно-логистической системы / В. Г. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 514-518. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17656/ (дата обращения: 03.04.2025).

Региональные транспортно-логистические системы отличаются структурной и организационной сложностью. Моделирование РТЛС позволяет с достаточной точностью описать реальную систему, что позволяет конкретизировать и усовершенствовать транспортно-логистические системы. В статье предпринимается попытка построения концептуальной модели РТЛС.

Ключевые слова: региональная экономика, региональная транспортно-логистическая система, моделирование, логистика.

 

Региональные транспортно-логистические системы (РТЛС) отличаются структурной и организационной сложностью, неоднозначностью в практических решениях. В условиях высокой степени неопределенности внешней среды, определенных нюансов по формированию каналов продвижения товаров и услуг, необходимости формирования и учета множества, взаимосвязанных и взаимовлияющих факторов, определяющих направление работы РТЛС, по нашему мнению, лучшим подходом является системная динамика и имитационное моделирование.

Имитационное моделирование еще называют ситуационным моделированием. Это метод, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. С помощью имитационного моделирования возможно постижение сути, не прибегая к экспериментам на реальном объекте.

Три подхода имитационного моделирования представлены на рис.1.

Рис.1. Подходы имитационного моделирования

 

Источник: Свободная энциклопедия Википедия

Нас интересует системная динамика. Динамические модели имитируют поведение системы во времени и позволяют исследовать работу системы в заданном временном диапазоне или прогнозировать ее работу в будущем. Такой вид моделирования помогает понять суть происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

При этом распространенной является следующая схема разработки имитационной модели [1, с. 22]:

-        Формулировка задачи, выбор целевой функции и ограничений системы;

-        Формализация описания системы, определение характеристик элементов и взаимозависимостей;

-        Подготовка исходных данных для модели, включая контрольный пример с известными результатами для верификации работы модели;

-        Разработка модели и ее реализация в виде компьютерной программы — трансляция модели;

-        Планирование машинного эксперимента для определения числа прогонов модели;

-        Проведение моделирования;

-        Анализ полученных результатов, их интерпретация, документирование и реализация в исследуемой системе.

Чтобы сформулировать задачи РТЛС, выбрать целевую функцию и описать ограничения системы, необходимо систематизировать множество параметров внешней среды. На рис.2 изображена блок-схема, с помощью которой возможно систематизация на несколько блоков.

Рис. 2. Систематизация факторов РТЛС

 

Для построения модели нужно следовать определенному алгоритму. На рис. 3 изображен алгоритм построения прототипа модели развития РТЛС. Для упрощения процесса моделирования и понимания этапов и составных частей синтеза РТЛС, проектирование должно осуществляться с разбивкой по блокам, каждый из которых соответствует той или иной ключевой области моделирования в РТЛС, или отражает важнейшие показатели, необходимые для анализа модели. [1, с. 23]

Рис. 3. Алгоритм построения имитационной прототипа модели

 

Стоить модель транспортно-логистической системы наиболее эффективно в разрезе целого региона. Основными параметрами транспортно-логистической системы с точки зрения региона, являются: состояние развития транспортной, складской, дорожной, таможенной, информационной и финансовой инфраструктур. Неравномерность в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры, взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта, перегруженностью основных автомобильных магистралей и городских агломераций сказывается на экономическом развитии региона в целом. Транспортная инфраструктура включает в себя мощности позволяющие осуществлять транспортировку между объектами региона, позволяющими обеспечить движение материальных потоков региона. Складская инфраструктура осуществляет хранение и перевалку грузов, обеспечивает перераспределение материальных потоков между направлениями. Дорожная инфраструктура характеризует пропускную способность региона с точки зрения автомобильных перевозок, а также максимально возможную скорость движения материальных потоков внутри него. Таможенная инфраструктура позволяет обеспечить импорт и экспорт соответствующих материальных потоков региона. Делением по типу материальных потоков, отражением материальных потоков в денежной форме, прибыли, убытки, налоговые и прочие отчисления, пониманием всего это занимается финансовая инфраструктура.

По алгоритму построения имитационной модели (рис.3) попытаемся построить концептуальную модель РТЛС (рис.4).

Рис.4. Концептуальная модель РТЛС

 

Для наиболее эффективного функционирования и конкурентоспособных вариантов инфраструктуры РТЛС, необходимо развивать методологию и организационно-методические подходы. Концептуальная модели РТЛС (рис.4) изображена в общем виде. Важно отметить, что при более развернутом рассмотрение модели ее можно использовать на примере транспортно-логистической инфраструктуры региона.

Одним из важных аспектов транспортно-логистической инфраструктуры является рынок транспортно-логистических услуг. Рынок транспортно-логистических услуг включает в себя множество аспектов, таких как: перевозки; погрузочно-разгрузочные работы; складские операции; транспортно-экспедиционные операции; таможенно-брокерские услуги; комплексные транспортно-логистические услуги; сервис; аренда автотранспорта, лизинг и многое другое. РТЛС отражает взаимоотношения многих субъектов рынка транспортно-логистических услуг. Имитационная модель, описывающая обоснование оптимального количества мест размещения и проектной мощности транспортно-логистических систем и терминальных комплексов изображена на рис.5.

Рис. 5. Обобщенная модель рынка транспортно-логистических услуг

 

Критериальным параметром постановки и реализации комплекса задач является минимизация совокупных транспортно- логистических издержек:

-        производство материально-технических ресурсов (компонентов) — снабжение субъектов транспортного бизнеса

-        оказание комплексных транспортных услуг в унимодальном (мультимодальном) варианте транспортно-логистической системы

-        реализация конечной продукции (товаров).

Основными параметрами модели являются [2, с. 73]:

-        территориальные характеристики спроса на транспортно-логистические услуги;

-        номенклатура транспортно-логистических услуг;

-        регулярность спроса (разовый или стабильный спрос);

-        интенсивность внутренних и транзитных грузопотоков;

-        форма собственности хозяйствующего субъекта (заказчика);

-        характеристика грузов (требования к подвижному составу);

-        финансовая устойчивость (платежеспособность) заказчика и пр.

Сформулированная модель позволяет осуществлять проработку вариантов инвестиционной программы при создании региональной транспортно-логистической системы (с учетом ограниченности земельных и инвестиционных ресурсов). Весьма важным является также то, что одной из основных задач моделируемой транспортно-логистической системы является обеспечение развития региональных экономических связей.

Работа с РТЛС, в составе которой используется имитационный программный комплекс, позволяет создавать и корректировать массивы данных, отражающие возможные варианты организации маршрутов транспортных средств, получать информацию, наиболее адекватную к условиям реального времени. Следующим этапом в трансформации такой модели может стать преобразование в более конкретную систему, предметная область которой была бы ориентирована на развитие экономики определенного региона.

 

Литература:

 

1.                  Клименко В.В, Морозов А. Н., Проценко О. Д. Моделирование логистической инфраструктуры транспортного узла / В. В. Клименко, А. Н. Морозов, О. Д. Проценко// Логистика и управление цепями поставок, 2014, № 1, — с 21–29.

2.                  Григорак М. Ю. Моделирование развития транспортно-логистической инфраструктуры Украины/ М. Ю. Григорак// с 65–73.

Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, концептуальная модель, имитационная модель, транспортно-логистическая система, услуга, внешняя среда, достаточная точность, организационная сложность, реальная система, региональная транспортно-логистическая система.


Ключевые слова

моделирование, региональная экономика, логистика, региональная транспортно-логистическая система

Похожие статьи

Управление транспортно-логистической системой и ее оптимизация

Транспортно-логистическая система (ТЛС) — важная инновация в современном логистическом менеджменте, представляющая собой принципиально новое решение для логистической отрасли за счет интеграции передовых информационных технологий. ТЛС не только позво...

Оценка конкурентоспособности эксклавного региона на основе адаптированной модели ромба конкурентоспособности

В статье предложена адаптация модели ромба конкурентоспособности к специфике эксклавного региона и обоснованы принципиальные изменения, внесённые в классическую модель. Даны рекомендации по применению данного инструмента для оценки конкурентоспособно...

Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы

В статье подчеркивается роль логистики в развитии национальной экономики, отмечается важность формирования специальной правовой базы в этой сфере. На основе научного обзора системы нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в России ...

Моделирование — инструмент апробации реальных систем

В данной статье рассматривается сущность понятия моделирования, его виды и классификация моделей. Моделирование, как метод освоения практических навыков при работе с компьютерной сетью.

Технологическое разделение труда как фактор конкурентоспособности

В статье представлены различные подходы к трактовке конкурентоспособности предприятия и экономики, изучено влияние технологического разделения труда на конкурентоспособность субъектов. Авторами представлены результаты исторического анализа развития с...

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона

Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. В работе авторами рассмотрена региональная транспортная политика, а также транспортно-логистический кластер как интенсивное развитие ры...

Становление педагогической системы современного вуза

В основе функционирования любого вуза заложена его педагогическая система, указывающая на необходимость учета всех аспектов для подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. От того, на сколько продуманна и эффективна будет эта си...

Системно-критериaльный подход к построению региональной модели человеческого капитала как основы формирования инновационно-информационной экономики

Инновационно-информационная модель российской экономики формируется под воздействием серьезных политических и экономических вызовов. Одной из приоритетных задач повышения устойчивости экономической модели России становится создание условий для реализ...

Модель экоиндустриального парка и опыт Вьетнама

В настоящей статье оценивается текущее состояние экоиндустриальных парков в современном мире, анализируется опыт Вьетнама в данной сфере, вносятся предложения, направленные на совершенствование вьетнамской экоиндустриальной системы. Утверждается, что...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Похожие статьи

Управление транспортно-логистической системой и ее оптимизация

Транспортно-логистическая система (ТЛС) — важная инновация в современном логистическом менеджменте, представляющая собой принципиально новое решение для логистической отрасли за счет интеграции передовых информационных технологий. ТЛС не только позво...

Оценка конкурентоспособности эксклавного региона на основе адаптированной модели ромба конкурентоспособности

В статье предложена адаптация модели ромба конкурентоспособности к специфике эксклавного региона и обоснованы принципиальные изменения, внесённые в классическую модель. Даны рекомендации по применению данного инструмента для оценки конкурентоспособно...

Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы

В статье подчеркивается роль логистики в развитии национальной экономики, отмечается важность формирования специальной правовой базы в этой сфере. На основе научного обзора системы нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в России ...

Моделирование — инструмент апробации реальных систем

В данной статье рассматривается сущность понятия моделирования, его виды и классификация моделей. Моделирование, как метод освоения практических навыков при работе с компьютерной сетью.

Технологическое разделение труда как фактор конкурентоспособности

В статье представлены различные подходы к трактовке конкурентоспособности предприятия и экономики, изучено влияние технологического разделения труда на конкурентоспособность субъектов. Авторами представлены результаты исторического анализа развития с...

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона

Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. В работе авторами рассмотрена региональная транспортная политика, а также транспортно-логистический кластер как интенсивное развитие ры...

Становление педагогической системы современного вуза

В основе функционирования любого вуза заложена его педагогическая система, указывающая на необходимость учета всех аспектов для подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. От того, на сколько продуманна и эффективна будет эта си...

Системно-критериaльный подход к построению региональной модели человеческого капитала как основы формирования инновационно-информационной экономики

Инновационно-информационная модель российской экономики формируется под воздействием серьезных политических и экономических вызовов. Одной из приоритетных задач повышения устойчивости экономической модели России становится создание условий для реализ...

Модель экоиндустриального парка и опыт Вьетнама

В настоящей статье оценивается текущее состояние экоиндустриальных парков в современном мире, анализируется опыт Вьетнама в данной сфере, вносятся предложения, направленные на совершенствование вьетнамской экоиндустриальной системы. Утверждается, что...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Задать вопрос