Человек, живущий в мире, познающий его — не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека [7]. Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, особенно если это касается детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает [2]. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. (Е. Е. Дмитриева 1989). Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е. Н. Васильева (1994), Г. Н. Ефремова (1997)). При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я«. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей.
Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам. [4]
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи. [3]
В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арт-терапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. [5].
Нашу работу мы посвятили детальному изучению самостоятельной творческой деятельности детей, а именно: изобразительная и конструктивная деятельность, как ведущий способ формирования эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Изобразительная и конструктивная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.
Цель нашего исследования составило научное обоснование и экспериментальная проверка программы по формированию эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ ЦРР д/с № 101 г. Калининграда. В эксперименте участвовало 20 детей с общим недоразвитием речи, возраст 6–7 лет — 12 мальчиков, 8 девочек. Длительность эксперимента декабрь 2014 — май 2015 г.г. Экспериментальную группу составила группа детей, в количестве 10 человек: 3 девочек, 7 мальчиков; Контрольную группу составила группа детей, в количестве 10 человек: 5 девочек, 5 мальчиков.
Задачами основного этапа исследования стали — разработка программы «В мире эмоций» для формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и ее экспериментальной проверки. Программа состоит из двух разделов: диагностического и развивающего.
Составленная нами программа называется «В мире эмоций» и предполагает работу по формированию эмоциональной сферы детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность.
На итоговом этапе исследования нами была проведена экспериментальная проверка результативности представленной программы. Использование программы способствовало развитию эмоционально-личностной сферы, снижению уровня агрессивности, тревожности, застенчивости детей с общим недоразвитием речи.
Мы хотели отметить, что проведенное нами исследование достигло поставленной цели, посредством решения всех поставленных задач. Мы доказали, что изобразительная и конструктивная деятельность является одним из ведущих способов формирования эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Наша программа «В мире эмоций» может быть использована педагогами в дошкольных образовательных учреждениях любого типа.
Также к разработанной нами программе прилагаются методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений:
Для того чтобы уровень активности ребёнка с общим недоразвитием речи не снижался, педагог может использовать различные виды деятельности, методы и приёмы.
Результативно будет чередовать виды занятий: рисование красками, фломастерами, конструктор «лего-дупло», лепка и пр., так же полезно сочетать занятия с физическими упражнениями в игровой форме, для того, чтобы ребёнок не утомлялся, занятия с сюжетной игрой.
Для мотивации к деятельности, следует использовать сверхценные интересы ребёнка, но это не означает, что изобразительная, конструктивная и игровая деятельность ребёнка должна ограничиваться только работой с образами, которые вызывают повешенный интерес ребёнка.
Важным элементом занятий является создание положительной эмоциональной атмосферы.
Любое творчество ребёнка — большое процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше осознаёт себя, радуется общению с педагогом, начинает больше доверять себе и окружающим.
В процессе развивающих занятий необходимо поддерживать и поощрять похвалой ребёнка, развивать его самостоятельность, это способствует достижению красивых и достойных результатов. Для ребёнка очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим.
По окончанию реализации данной программы дети научаться находить гармоническое отношение во всём, создавать положительную атмосферу вокруг себя. Предполагаемая программа является примерной, следственно, что педагог может уменьшить или увеличить количество занятий, внести коррекции в содержании программы.
Литература:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М-Воронеж, 1995.
2. Вертонян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. — Л., 1989. — с.7–19.
3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — М., 2003. — № 2.
4. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. — СПб., 2004. — 250с.
5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Медицина, 2006. — 723 с.
6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. — М., 2000.
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М.: Академия. 2009.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: Владос, 2008. — 477 с. — ISBN 5–305–00050–4.
9. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — С-Пб., 1999.
10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С-Пб., 1997
11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академический проект, 2007
12. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М: Институт Психотерапии, 2001–240с.
13. Хрестоматия Дети с ограниченными возможностями. М. «Издательство ГНОМ и Д».2005 г.
14. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — Уфа: БИРО, 2005.