Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 22.04.2015

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Маврин, С. А. Профилактика конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании / С. А. Маврин, Е. Р. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1121-1123. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17686/ (дата обращения: 18.12.2024).

В настоящее время в культурных, экономических и социальных сферах глубоко укоренилась глобальная проблема — жестокого обращения по отношению к детям. Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: насилие над детьми (англ. abuse — насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment -плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В своей работе Е.Н Волкова приводит данные демографической статистики, характеризируют «социальное здоровье» детей и подростков:

около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40 % всей «несовершеннолетней преступности); более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (95 % из них — это социальные сироты). Эти и многие другие явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребенок [3].

В Омской области в течение 2010 года в ходе проведения профилактических мероприятий сотрудниками УВД поставлено на учет 2525 неблагополучных родителей. В связи с угрозой жизни и здоровью ребенка из семей изъято 411 детей, в отношении 89 родителей возбуждено уголовное преследование, из них: 35 чел. — за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением (ст.156 УК); 33 чел. — за нанесение побоев (ст.116 УК РФ); 10 чел. — за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью ребенка (ст.119 УК РФ); 5 чел. — за преступления против половой неприкосновенности (ст.ст.130,131,132 УК РФ); 3 чел. — за причинение детям тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ); 2 чел. — за истязание ребенка (ст.117 УК РФ); 1 чел.– за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ) [4].

В России единого похода к определению понятий «жестокое обращение» и «насилие» не существует, порой одну проблему определяют разными понятиями. В СССР вплоть до середины 80-х годов XX в. врачи придерживались мнения, что проблемы жестокого обращения в семье не существует. Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1986 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Педагогический энциклопедический словарь определяет жестокое обращения с детьми как «умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка» [2, с. 84]. Согласно «Словарю русского языка» С.И Ожегова термин «насилие» может быть истолкован как: 1) принуждение, понуждение, притеснение давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие [6].

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С. А. Беличева, Е. Н. Волкова, Е. М. Вроно, И. Н. Григович и др.).

Научные труды Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. В. Лодкиной, А. А. Реаном, обращены к проблеме жестокого обращения с детьми в социальной педагогике, а так же возрастной психологии. Многие вопросы семейного воспитания вслед за А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. А. Сухомлинским рассматрели В. М. Коротов, Н. Н. Монахов, А. О. Пинт и др. Сущность профилактики домашнего насилия над детьми, технологии её осуществления раскрываются в трудах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, М. Ф. Черкасовой.

Ежегодно на планете погибает более 500 тыс. человек, и еще большее число получает телесные повреждения без латентного исхода в результате коллективных межличностных конфликтов. Жестокое обращение может быть двух типов: явное и скрытое (косвенное). Все виды жестокого обращения с детьми наносят глубокие шрамы. Некоторые из этих шрамов могут быть физическими, но эмоциональные травмы не менее важны, они имеют долгосрочные последствия, влияют на всю оставшуюся жизнь, нарушают душевное здоровье ребенка, искажают самосознание, подавляют способность иметь здоровые отношения с другими людьми, способность нормально функционировать дома, в школе. Последствия жестокого обращения различны. Они могут проявляться в отсутствии доверия окружающим, в этом случаи возникают трудности построения отношений с окружающими. Трудности порождают межличностные конфликты. Особо ярко они проявляются в школе.

Наше исследование проходило на базе БОУ «Школы — интернат среднего общего образования № 9» г. Омска, в ней обучаются исключительно мальчики окончившие 1 ступень обучения (начальную школу). Участники программы являются дети из многодетных и малообеспеченных семей, проживающие и обучающиеся на территории Советского административного округа города Омска.

Программа предполагает социально — педагогическую профилактику конфликтов между школьниками подросткового возраста из семей, находящихся в социальном обслуживании. Основное внимание в данной программе, направленной на снижения уровня агрессии. Цель заключается в снижение уровня агрессии в ситуациях связанных с проблемами межличностного общения. Задачи:сформировать негативное мнение у учащихся ко всем формам межличностных конфликтов; создать условия для психологической, педагогической социальной и поддержки обучающихся; осуществлять консультативно-профилактическую работу с учащимися, педагогами и родителями, педагогических работников, родителей; способствовать формированию устойчивых взглядов учащихся на конструктивное разрешение конфликтов в семье и школе.

Основными направлениями деятельности выступают: ознакомление учащихся с формами бесконфликтного общения и его последствиями; профилактика адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях; пропаганда здорового образа жизни.

Программа социально-педагогической профилактики конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста рассчитана на три календарных месяца, в течение учебного полугодия занятия проводятся в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом. Для осуществления программы необходимо материальное обеспечение. Технические средства такие как компьютер, фотоаппарат, штатив, проектор, фильмы, презентации, а так же тематические анкеты, тесты, методические материалы (игры, тренинги, практические упражнения).

Прежде решения проблемы ребенка, начинается с диагностирования проблемы. Первичной и контрольной диагностики выделены два занятия. Они позволяют отследить отношение участников к данной проблеме.

Программа состоит из теоретической части, занятия которой дают возможность познакомиться участникам между собой, прослушать лекции. Практической части занятия дают возможность участникам получить практические навыки по сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия; занятия способствуют формированию нравственных качеств детей, включению их в ситуации позитивного межличностного взаимодействия.

Занятия проводятся как в индивидуальной, так и групповой форме в форме лекций, тренинга. В беседах участвует социальный педагог, педагог-психолог.

Ожидаемый результат: уменьшение количества конфликтов между детьми; увеличение количества детей, получивших достоверную информации о путях конструктивного разрешения конфликтов; формирование негативного общественного мнения по отношению к межличностным конфликтам; формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Таким образом, можно заключить, что программа социально-педагогической профилактики конфликтов между школьниками младшего подросткового возраста, нуждающихся в социальном обслуживании структурно может быть представлена совокупностью таких компонентов, как целеполагание, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный. Ее содержание предполагает диагностику, воспитание и просвещение.

 

Литература:

 

1.         Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005. — 256 с.

2.         Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.

3.         Волкова Е. Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления // Под. ред. Е. Н. Волковой. — Спб.: Питер, 2008. — 240 с.

4.         Жестокое обращение с детьми [Электронный ресурс] // Правовой портал для подростков и молодежи, для педагогов и родителей. URL: http://www.scdk.ru/index.php?id=316&option=com_content&view=article (дата обращения 13.03.2015)

5.         Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

6.         Термины на букву «Н» [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=15969 (дата обращения 13.03.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, УК РФ, здоровье ребенка, конструктивное разрешение конфликтов, младший подростковый возраст, Россия, социально-педагогическая профилактика конфликтов, социальное обслуживание, тяжкий вред.


Похожие статьи

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Похожие статьи

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Задать вопрос