Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на духовно-нравственное развитие, становление личностных характеристик выпускника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, креативности, инициативности и т. и.
Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.
Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Рассмотрим примерные перечни основных требований к результатам освоения норм нравственности применительно к младшим школьникам:
От них требуется:
- знать и понимать, что они граждане своей страны — России;
- любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и твёрдо держать своё слово;
- уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры;
- быть принципиальным, требовательным, верным и преданным в дружбе;
- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
- беречь своё человеческое достоинство и честь;
- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твёрдый характер и целеустремлённость, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства;
- помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость к своим близким в семье и к окружающим людям в повседневной жизни.
У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление иметь свою точку зрения по разным вопросам. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости.
У младших школьников развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.), кроме того, возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Именно младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования и нравственных качеств, и положительных черт личности.
И в учебной деятельности, и в процессе игры, и в общении младших школьников развиваются чувства сотрудничества и соперничества, формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «преданность», «сострадание», «отзывчивость», «милосердие», которые постепенно приобретают личностный смысл.
Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует личному развитию.
Вышеперечисленные особенности младшего школьного возраста следует учитывать при организации нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим. Стимулом для дальнейшего нравственного развития и воспитания является их стремление стать школьниками. В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться строить свои нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребёнка этого возраста выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать и жизни класса и школы.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, являются формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Важную роль в нравственном развитии младшего школьника играет эмпатия (сопереживание, эмоциональная отзывчивость на переживания другого). Как свойство личности эмпатия выступает мотивом различных форм поведения.
Для развития эмпатии очень важно учитывать, что младший школьник особенно восприимчив к воздействиям взрослого, а для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребёнка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Нравственное развитие младших школьников своеобразно. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, которые обусловлены требованиями, указаниями и советами учителя. Можно сказать, что они фактически функционируют в форме этих требований. Причём при оценке (например, поведения) дети исходят в основном из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения. Остро реагируя на недочёты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных и некритически относятся к себе.
В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, их оценка ситуаций, событий, поступков часто может быть ситуативна. Стремление к такого рода самостоятельности должно поддерживаться учителем. Он же помогает детям выходить за рамки ситуации при их анализе и нравственной оценке.
Проблему духовно-нравственного развития и воспитания учащихся необходимо решать с учётом единства нравственного и умственного развития в процессе обучения. С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения на основе их единства и тесной взаимосвязи одного и другого. По мнению В. А. Сухомлинского, ещё «в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражаются на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливым детство. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [52].
Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет и не может быть главных и неглавных предметов. Важно помнить о том, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Воспитывает себя и сам ученик, становясь субъектом воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения — вот некоторые показатели овладения младшим школьником собственным поведением.
Для достижения успеха в области нравственного воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Не вызывает сомнения тот факт, что влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет младшего школьника без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже школьника младшего возраста перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.
Школа — это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — эти все качества личность приобретает в начальной школе. Эти качества закрепляются у младшего школьника и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
Одной из актуальных задач начальной школы в области нравственного воспитания учащихся становится следующая: как правильно организовать деятельность ребёнка?
Нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. В силу особенностей возраста учащихся начальных классов в работе с ними требуются специальные приёмы, способствующие тому, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Поэтому важно изучить как общие способы организации нравственного воспитания, так и специальные формы, методы и приёмы работы с младшими школьниками в данном направлении.
Выделены следующие уровни нравственной воспитанности младших школьников (низкий, средний, высокий).
Младшие школьники с низким уровнем нравственной воспитанности не умеют проявлять эмпатию и милосердие (редко проявляют отзывчивость, внимательность, доброту и уважительное отношение к окружающим их людям); не умеют проявлять нравственные чувства и этическое сознание; не относятся творчески к учению и труду, не умеют отвечать за свои поступки и вести себя в соответствии с требованиями к учащимся.
Младшие школьники с средним уровнем нравственной воспитанности не всегда умеют проявлять эмпатию и милосердие, не всегда отзывчивы, внимательны, добры и уважительны к окружающим их людям; не всегда умеют проявлять нравственные чувства и этическое сознание; не всегда творчески относятся к учению и труду, не всегда умеют отвечать за свои поступки и вести себя в соответствии с требованиями к учащимся.
Младшие школьники с высоким уровнем нравственной воспитанности умеют проявлять эмпатию и милосердие, всегда отзывчивы, внимательны, добры и уважительны к окружающим их людям; умеют проявлять нравственные чувства и этическое сознание; всегда творчески относятся к учению и труду, умеют отвечать за свои поступки и вести себя в соответствии с требованиями к учащимся.
Поскольку процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных воспитательных средств необходимо на этом вопросе остановиться подробнее.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нравственная воспитанность младшего школьника является результатом нравственного воспитания; обусловлена содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка и предполагает включенность ученика в данный процесс.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 2007, 17с.
2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 2005.
3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 2008.