В статье изложена работа по исследованию моды и медианы вариационного ряда антропометрического признаков по созданию размерной типологии для промышленного производства формы для учащийся колледжей. Она начинается с выбора размерных признаков, необходимых для конструирования, разработки программы и методики измерений.
Как уже отмечалось выше, помимо средней арифметической величины, средний уровень характеризуют также мода и медиана. Обе эти величины дают известное представление о совокупности в целом.
Модой (Mo) называется наиболее часто встречающаяся величина, а модальным классом вариационного ряда называется такой класс, на который приходится наибольшее число случаев.
Так, если обратиться к вариационному ряду длин тела (см. табл. 3.2), то модальным классом будет класс в пределах от 156 см до 161,9 см, так как численность в этом классе будет наибольшей (п = 12).
Важность этого показателя состоит в том, что он характеризует типичную часть совокупности.
Медианой (Me) называется такое значение признака, которое делит всю группу (данную совокупность) на две равные части (50 % группы имеет значение признака меньшее, чем медиана, 50 % — большее) и представляет собой центральную величину [1].
Чтобы определить медиану, нужно все величины расположить в порядке возрастания. В этом случае, если набор чисел состоит из нечетного количества чисел, и все они являются целыми (как в нашем примере), медиана будет также выражена целым числом. Когда же количество чисел четное, то центральной величины нет. В этом случае медиана определяется как средняя арифметическая величина для центральной пары чисел.
Следовательно, медиана предназначена не просто для того, чтобы фиксировать величину, характеризующую совокупность, но также и для того, чтобы установить грань между меньшими и большими величинами.
Для вариационного ряда, имеющего большое число классов, медиану вычисляют по формуле
где l0 — начальное значение классового интервала, в котором находится медиана;
i — величина классового интервала;
% общего числа случаев;
n0 — сумма частот от начала ряда до начала класса, в котором находится медиана;
nl — число случаев в классе, где находится медиана.
1. Для вариационного ряда длин тела медиану вычисляют следующим образом. Имея ряд, сгруппированный по классам, вычисляют ряд накопленных частот: в первом классе число накопленных частот равно 1, во втором — 1+1 = 2, в третьем — 2 + 3=5 и т. д. Ряд накопленных частот носит название ранжированного ряда. Сумма частот от начала ряда до медианы (50 % всех случаев) равна: 30 / 2 = 15, следовательно, медиана лежит в 6-м классе. Начальное значение класса, в котором находится медиана, l0= 157 см, сумма частот до класса, в котором находится медиана, n0,= 4; число случаев в том классе, в котором находится медиана, nl =5. Подставляя все значения в формулу для расчета Ме, получают
Следовательно, для вариационного ряда длин тела в нашем примере медиана равна 157,5 см.
2. Для вариационного ряда высота линии талии
Следовательно, для вариационного ряда высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 103,1 см.
3. Для вариационного ряда обхват шеи
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 29,7 см.
4. Для вариационного ряда обхват груди 3.
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 85,9 см.
5. Для вариационного ряда обхват талии.
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 67 см.
6. Для вариационного ряда обхват бедер с учетом выступа живота.
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 90 см.
7. Для вариационного ряда ширины груди.
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 35,2 см.
8. Для вариационного ряда ширины спины
Следовательно, для вариационного ряда обхват шеи высота линии талии тела в нашем примере медиана равна 35 см [2].
Таким образом, в результате проведенных антропометрических исследований телосложения учащейся профессиональных колледжей в Навоийской и Бухарской областях выявлены значительные различия от стандартных значений основных размерных признаков, определяющие качество проектирования и изготовления швейных изделий. Дальнейшие исследования будут направлены разработке шкалы процентного распределения типовых фигур для данного региона, рекомендаций для предприятий, занимающейся проектированием и изготовлением изделий для повышения удовлетворенности на данном виде изделий.
Литература:
1. Дунаевская Т. Н. и др. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии человека. М., 1980.
2. Т. С. Кочеткова, В. М. Ключникова. Антропологические и биомеханические основы конструирования изделий из кожи. М., 1991.