Роль железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 27.04.2015

Статья просмотрена: 23478 раз

Библиографическое описание:

Полулех, С. С. Роль железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории / С. С. Полулех, С. И. Архипова, О. В. Хмелевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 689-691. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17758/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье обосновывается влияние транспортной системы на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, рассматривается роль железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, организация территории, урбанизация, социально-экономическое развитие, рыночная инфраструктура.

 

Железнодорожный транспорт, имеющий огромное значение в освоении и организации территорий, становлении экономики, а также жизнеобеспечении сети населенных пунктов, является одним из важнейших видов транспорта в России. В связи с этим на сегодняшний день ему уделяется пристальное внимание.

За последние десятилетия заметно возросла роль рационализации транспорта. С одной стороны, уровень эффективности работы предприятий во многом зависит от транспортного фактора, что в условиях современного рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что невозможно без транспорта, следовательно, невозможно приемлемое функционирование и самого рынка. Исходя их вышесказанного, можно утверждать, что транспорт — это важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры [3].

Эффективное функционирование железных дорог Российской Федерации, занимающих второе место в транспортной системе мира, играет исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, а также способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития регионов и страны в целом, защита национального суверенитета и безопасности напрямую зависят от качества работы железнодорожного транспорта [1].

Развитие транспорта является необходимым условием экономического развития территории, эффективного использования ее природных, трудовых и производственных ресурсов. Он — центральное звено, без которого немыслимо слаженное функционирование на территории всех компонентов хозяйственной деятельности.

Помимо организационно-хозяйственных функций, транспорт имеет влияние на сферы государственного управления, обороны и здравоохранения. Следует упомянуть еще одну функцию — социальную, по словам Роднаева Б. Л. (1996), заключающуюся в том, что транспорт используется для самоорганизации и развития общества и его взаимодействия с окружающей природной средой

Опираясь на функционально-экономические показатели железнодорожный транспорт можно разделить на производственную и социальную инфраструктуры, т. е. оказываются услуги отраслям экономики и населению соответственно (рис.1) [2].

Рис. 1. Система инфраструктуры железнодорожного транспорта

 

Например, на железнодорожный транспорт Дальнего Востока и Байкальского региона, как на основной вид магистрального транспорта, приходится более 82 % грузооборота и порядка 40 % внутреннего пассажирооборота. Его удельный вес в ВРП в данном регионе составляет 11 %, причем в Хабаровском крае, Амурской области этот показатель превышает 14 %, а в Байкальском регионе — 20 %. Железная дорога дала мощный импульс развитию данной территории: поскольку при строительстве и эксплуатации дороги не было разделения объектов по назначению (производственные, социальные), одновременно с обустройством станций возводились жилые дома для рабочих и служащих дороги.

Таким образом, развивались города, образовывались новые поселения, начали осваиваться плодородные земли, создавались линии связи, открывались метеорологические станции, велись широкомасштабные геологические изыскания, открывались мастерские, заводы, возводились школы, больницы, строилось жилье [3].

На примере Вологодской области можно говорить о том, что железная дорога оказала влияние на соотношение городского и сельского населения и долю населения, проживающего в населенных пунктах с численностью более 500 человек, т. е. строительство железной дороги стало одним из факторов урбанизации населения и укрупнения населённых пунктов [4].

Учитывая вышесказанное целесообразно сделать следующие выводы о роли железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории (рис. 2).

Рис. 2. Роль железнодорожного транспорта в освоении и организации территории

 

Транспортная система обеспечивает формирование структуры хозяйства отдельных регионов и страны в целом: определяет доступность территории, является основным ресурсом социально-экономического развития, способствует территориальной организации производства, а также углублению специализации и комплексному развитию экономических районов, оптимизации внутренних и внешних хозяйственных связей, повышению территориальной и социальной мобильности населения [3].

 

Литература:

 

1.                  Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. // Рос. газ. — 2008.

2.                  Белаш, Т.А., Уздин, А. М. Железнодорожные здания для районов с особыми природно-климатическими условиями и техногенными воздействиями: [Текст]: учебник / Т. А. Белаш, А. М. Уздин. — М.: ГОУ «Учебный методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. — 372 с.

3.                  Тюкавкина-Плотникова С. Б. Роль транспорта в территориальной организации хозяйства (на примере Читинской области): диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. Российская академия наук Сибирское отделение Институт географии, Иркутск, 2003.

4.                  Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учеб. пособ. / науч. ред. И. В. Белова, Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. — М.: УМК МПС России, 2011. — 998 с.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, организация территории, Байкальский регион, дорога, рыночная инфраструктура, создание условий, социально-экономическое развитие, Транспортная система.


Похожие статьи

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Особенности развития социальной инфраструктуры

В статье рассматриваются закономерности и принципы, лежащие в основе развития и размещения социальной инфраструктуры; систематизированы факторы, определяющие формирование, использование и развитие социальной инфраструктуры на государственном и регион...

Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов

Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств ...

К вопросу об осуществлении градостроительной деятельности

В работе анализируются особенности осуществления градостроительной деятельности с учетом современных потребностей и нужд, вызванных демографическими, социальными и экономическими изменениями в жизнедеятельности населения страны.

Влияние туризма на социально-экономическую жизнь общества

В статье рассматривается роль туризма в развитии страны, а также его воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Модель логистической системы общественного пассажирского транспорта

В статье представлены результаты моделирования логистической системы общественного пассажирского транспорта. Отражены ее структурные составляющие и принцип их взаимодействия между собой. Выделены логистические потоки в системе и цели их формирования....

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Похожие статьи

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Особенности развития социальной инфраструктуры

В статье рассматриваются закономерности и принципы, лежащие в основе развития и размещения социальной инфраструктуры; систематизированы факторы, определяющие формирование, использование и развитие социальной инфраструктуры на государственном и регион...

Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов

Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств ...

К вопросу об осуществлении градостроительной деятельности

В работе анализируются особенности осуществления градостроительной деятельности с учетом современных потребностей и нужд, вызванных демографическими, социальными и экономическими изменениями в жизнедеятельности населения страны.

Влияние туризма на социально-экономическую жизнь общества

В статье рассматривается роль туризма в развитии страны, а также его воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Модель логистической системы общественного пассажирского транспорта

В статье представлены результаты моделирования логистической системы общественного пассажирского транспорта. Отражены ее структурные составляющие и принцип их взаимодействия между собой. Выделены логистические потоки в системе и цели их формирования....

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Задать вопрос