Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнение ряда понятий, связанных с инновационными процессами, до конца не разработаны сущностные особенности инновационности в обучении студентов, требует изучения проблема моделирования процесса формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности.
В статье определены аспекты проблемы состояния сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности, определены критерии и компоненты готовности дизайнера к инновационной профессиональной деятельности. Доказано, что состояние сформированности готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности — это комплексная работа по формированию мотивационно-ценностной составляющей готовности будущего дизайнера к инновациям в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, готовность к инновациям, компоненты деятельности, дизайн.
Постановка проблемы. Профессия дизайнера в современном обществе получила широкое распространение. Современная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование профессионала, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными формами, методами и технологиями творческого процесса. Инновации являются необходимым условием развития современных ВУЗов. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой, неся в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, инновации закладывают основы социальных преобразований. В контексте сказанного основной задачей современной высшей школы является формирование специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности [7, с. 49].
Формулировка цели статьи. Выявить, теоретически обосновать основы уровней сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки.
Анализ исследований и публикаций. Теоретический анализ проблемы показал, что вопросам инновационных процессов в обществе и образовании в последние годы уделяется большое внимание. Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Ковешниковой, В. П. Климова, Е. Э. Павловской, Л. Б. Переверзева, И. В. Приваловой. Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л. Ю. Анцукова, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Вальковой, И. Ф. Волкова, Н. В. Воронова, Т. М. Журавской. Условия, средства и методы активизации творческого начала личности обоснованы в исследованиях Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, В. В. Давыдова.
Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности исследованы в трудах В. С. Мерлина, Е. А. Климова, А. К. Байметова. Исследования Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенина, В. Ф. Худякова, Е. М. Чибиревой раскрывают структуру и логику формирования творческого стиля деятельности специалиста.
Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких, как Н. В. Воронов, В. П. Зинченко, В. Ф. Сидоренко, Н. К. Соловьев, С. О. Хан-Магомедов.
В настоящее время в научных исследованиях наступает качественно новый этап, характеризующийся более глубоким анализом педагогических явлений, требующих применения методов, обладающих как прогнозирующими возможностями, так и возможностями гарантировать результат обучения художественным дисциплинам [4, с. 97].
Изложение основного материала. Инновационная деятельность будущего дизайнера формируется на основе использования в образовательном процессе современных технологий, средств, методов и форм организации, отраженных в инновационной инфраструктуре вуза.
Готовность будущего дизайнера к инновационной деятельности — совокупность взаимосвязанных индивидуально-психологических особенностей личности, профессиональных и специальных знаний и умений в сфере инноваций, определяющих стремление к обучению новым способам и приемам выполнения деятельности, определенных компетенций, соответствующих данному виду деятельности [1, с. 207].
Процесс формирования готовности студентов-дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется последовательно, поэтапно: основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков студентов [5, с. 208]. Формирование готовности студентов-дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется главным образом через формирование готовности к восприятию, освоению творческих разработок; переносу инновационного опыта других дизайнеров и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств, передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению творческих экспериментов.
Под готовностью к инновациям в профессиональной деятельности понимаются целостная готовность субъекта к восприятию, освоению, осуществлению инноваций в профессиональной деятельности; наличие умения эффективно применять современные инновационные методы и технологии; способность осваивать, реализовывать новшества, потребность в постоянном саморазвитии [6, с. 58].
Критерии готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности включают в себя личностные и деятельностные компоненты. Личностные критерии определяют сформированность ценностных ориентации и мотивов инновационной деятельности, а также выраженность профессионально-значимых качеств. Деятельностные критерии — это сформированность системы знаний и умений, обеспечивающих возможность выполнения инновационной профессиональной деятельности [8, с. 16].
Структуру готовности к инновационной профессиональной деятельности рассматривают как совокупность мотивационного, личностного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловленные и связаны между собой.
Мотивационный компонент выражает осознанное отношение студента-дизайнера к инновациям и их роли в решении актуальных проблем дизайнерского образования. Мотивационная готовность, восприимчивость к творческим нововведениям является важным качеством дизайнера, поскольку лишь адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечивает эффективную деятельность и самораскрытие личности.
Личностный компонент включает в себя сформированную внутреннюю установку на инновационную деятельность, способность к результативному творческому труду, поисковую активность и инициативность, способность ориентироваться и адаптироваться в инновационном образовательном пространстве, лидерские качества.
Когнитивный компонент объединяет совокупность знаний о сути и специфике инноваций, а также комплекс умений и навыков по применению инноваций в структуре собственной профессиональной деятельности. Этот компонент является результатом познавательной деятельности. Его характеризуют объем знаний (ширина, глубина, системность), стиль мышления, сформированность умений и навыков.
Креативный компонент реализуется в оригинальном решении творческих задач, в импровизации, экспромте. Его важность порождена творческим характером инновационной деятельности. Признаками креативности является способность к созданию нового, нетрадиционный подход к организации творческого процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы.
Рефлексивный компонент характеризует познания и анализ явлений собственного сознания и деятельности. Реализуется этот компонент через такие рефлексивные процессы, как самопонимания и понимания другого, самооценки и оценки другого, самоинтерпретация и интерпретация другого [2, с. 58].
Критерии готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности и показатели их сформированности способствуют самопознанию и позволяют будущему специалисту совершенствовать профессиональную компетентность [3, с. 210].
Выводы. Состояние сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности — особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у дизайнера мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения творческих целей, способности к творчеству и рефлексии. Оно является основой активной профессиональной позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности. Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию будущего дизайнера.
Дальнейшие перспективы исследования видим в выявлении основных тенденций и возможных путей повышения потенциала будущих дизайнеров в сфере инновационной деятельности, которая является существенным компонентом профессиональной подготовки современного дизайнера.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. –М.: Мысль, 1979. — 271 с.
2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. — науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
3. Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л.Глазычев. –М.: Искусство, — 1970. — 192 с.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –М.: ИНТОР, 1996. –188 с.
5. Лесняк В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. –М.:ИндексМаркет, –2011, — С. 208
6. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. — Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 205 с.
7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А Сластенин, Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.
8. Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников: автореф. дис. кандидата пед.наук: 13.00.08 / Е. М. Чибирева. — Казань,1998. — 16 с.