Россия — это огромная лесная держава, она имеет почти четвертую часть всех лесных ресурсов планеты, и до настоящего времени являлась лидером в области охраны и воспроизводства лесов. Россия занимала второе место в мире по производству древесины, обеспечивала занятость около 2.5 млн. человек, вносила существенный вклад в формирование валового национального продукта и экспортных поступлений [1].
В период кризиса производство лесной промышленности в нашей стране упало в 4–5 раза, Россия отошла на второй план по всем показателям.
По использованию населением бумаги и других продуктов, полученных вследствие переработки древесины, Россия также оказалась на одном из последних мест в мире.
В России, можно сказать, достаточно плохо выполняется одна из важных функций леса — это выделение лесной выплаты, которая при таких масштабах лесопромышленных ресурсов играет огромную роль в поддержании национальной экономики страны. Выплаты не играют большой роли в качестве источника получения лесных доходов, огромная часть лесных выплат уходит к частным предпринимателям и в криминальную отрасль [2].
Причиной лесного кризиса в России является некорректная политика в отношении лесного сектора. Государство, не важно, Россия это или США, является собственником лесного хозяйства, оно ответственно за состояние лесного хозяйства и за получение наибольшей прибыли.
К актуальным проблемам лесной промышленности можно отнести лесной экспорт, являющийся основным источником дохода в лесной промышленности. Также можно отнести к числу проблем несогласованность в экспорте продукции, приводящую, в частности, к значительному снижению цены на продукцию. Часть экспортируемой продукции не очень хорошего качества. По этой причине теряются рынки сбыта, падает спрос на лесные товары российского производства. Значительное количество денежных средств, получаемых за лесную промышленность, остается за рубежом.
Обязательные требования развития лесной промышленности заключаются в развитии интеграционных процессов, охране лесной промышленности, помощи федеральных и региональных программ или материальной помощи [3].
Законодательство РФ должно обеспечивать защиту лесов и земель, соблюдать статус лесных земель и государственной собственности на них.
Налоговым законодательством должны быть предусмотрены ограничения на куплю-продажу лесных территорий и земель, выплаты для улучшения экономики в стране. Также, при построении новой финансовой системы в лесной промышленности, возможно выделение финансовой помощи, ориентированной на охрану лесного хозяйства и воспроизводство лесных ресурсов.
Стратегия развития лесной промышленности в РФ предусматривает развитие до 2020 г. [4]. В данную стратегию входят следующие основные положения.
1. Развитие в сфере контроля использования лесов.
2. Развитие в сфере химической и энергетической переработки лесного товара.
3. Восстановление запасов древесного сырья.
4. Повышение уровня государственного контроля лесной промышленности.
5. Повышение уровня точного учета в лесной промышленности.
6. Повышение безопасности лесов от пожаров, вредителей и паразитов.
7. Увеличение лесохозяйственных работ.
8. Борьба с нелегальным оборотом древесины.
9. Приобретение новых модернизированных машин, инструментов и т. д.
10. Повышение количества получаемой продукции.
11. Повышение уровня квалификации сотрудников отрасли.
12. Повышение заработной платы сотрудников.
13. Технологическое обновление.
14. Повышение качества восстановления лесной промышленности.
15. Повышение темпа роста развития лесного хозяйства.
Таким образом, проблема лесной политики играет важную роль не только в лесной промышленности, но и в экономике нашего государства в целом.
К сожалению, у РФ, крупнейшей лесной державы мира, нет ясной, внятно сформулированной, официально принятой национальной лесной политики. Необходимость в стабильной лесной политике обусловлена длительностью жизненного цикла лесных экосистем, измеряемой десятилетиями и столетиями.
По данным 1997 года Российская Федерация являлась лидером в области охраны и воспроизводства лесов, проведения различных научных разработок в деятельности лесного хозяйства. Лесопромышленный комплекс России занимал 2-ое место после Соединенных Штатов Америки по производству древесины, вносился существенный вклад в формирование ВНП и экспорта лесных ресурсов в мире, занятостью обеспечивалось примерно 2 миллиона челoвек [1].
В условиях мирового экономического кризиса объемы лесопромышленного производства в Российской Федерации упали в 3–4 раза и по многим показателям отошли на второй план. Огромный потенциал российских лесов, имеющих экономическое и экологическое значение, используется очень слабо и неэффективно. Лесосека, определяющая допустимый размер неистощительного лесопользования, осваивается в целом не более чем на 30 %.
В государстве плохо выполняется функция собственника леса, т. е. извлечение лесной ренты, которая при огромных масштабах лесных ресурсов играет важнейшую роль в укреплении национальной экономики. Рентные платежи не являются основными источниками лесного дохода, а большая их часть присваивается лесопользователями и представителями криминальных структур.
Актуальной остается проблема усиления государственного регулирования и государственной поддержки деятельности лесопромышленного комплекса. Уничтожение лесопромышленного министерства (комитета), осуществлявшего управление лесозаготовительным производством, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью, а также последующая приватизация подавляющего большинства подведомственных ему предприятий, привели к разрушению прежней системы управления лесопромышленным комплексом на федеральном и региональном уровнях [1].
Следствием технической отсталости лесопромышленного производства является невысокое качество лесобумажной продукции, а соответственно и ее слабая конкурентоспособность на зарубежных рынках, на 30–40 % ниже средних мирoвыx цен на продукцию отечественного производителя. В структуре лесопромышленного производства велик удельный вес продукции первичный обработки древесины. Более 1/3 общей объема производства лесобумажной продукции составляют необработанная древесина и пиломатериалы [1].
К числу актуальных проблем развития лесного сектора можно отнести повышение эффективности лесного экспорта, который является основным источником доходов для предприятий лесной промышленности. Отсутствие согласованной деятельности лесоэкспортеров, неслаженность их взаимодействия на внешних рынках приводит к нежелательной конкуренции и снижению цен на отечественную лесопродукцию. В условиях абсолютной либерализации внешнеэкономической активности, в части экспорта лесобумажной продукции наблюдается снижение качества экспортируемых материалов, теряется рынок сбыта и падает престиж российских лесных товаров, значительная часть валютной выручки оседает за рубежом [3].
В лесном законодательстве переходного периода не найдены удовлетворительные решения по ряду важнейших вопросов, которые связаны с правами собственника на лес, дифференциацией полномочий между РФ и ее субъектами и муниципальными образованиями, дифференциацией функций государственного управления лесами и управлением хозяйственной деятельностью, источниками и конструкцией финансирования лесного хозяйства.
Первым собственником наибольшей части земель лесного фонда РФ в недалеком будущем должно остаться государство. Лесные ресурсы, которые находятся в государственной собственности, должны быть открытыми для коммерческого использования рыночными субъектами, которые могут обезопасить наибольший экономический эффект от эксплуатации этих ресурсов. Механизм эффективного пользования лесных ресурсов, безусловно, должен быть рыночным, но базироваться он должен не на купле-продаже лесов и земель лесного фонда, а на передачу в аренду лесов, сохраняющихся в собственности государства [3].
Вместо делегирования отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лесное законодательство должно содержать четкое распределение полномочий в области регулирования лесных отношений между Федеральным органом государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Баланс интересов в управлении лесами и получении лесного дохода должен основываться не на распределении полномочий, как это сделано в действующем лесном законодательстве, а на разграничении лесов по формам собственности [1].
Научно-технические разработки для государственных нужд, включая проведение фундаментальных исследований, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации других централизованных источников. Финансирование прикладных исследований, ориентированных на конкретных потребителей лесных ресурсов может и должно осуществляться преимущественно за счет их средств. Реформирование системы научных организаций, обеспечивающих научное сопровождение приоритетных направлений развития лесного сектора и организации устойчивого управления лесами на всех уровнях (федеральном, региональном, локальном) должно создавать конкурентную среду в этой сфере деятельности, способствовать конкурсному размещению заказов на разработку научно-технической продукции.
Обязательным условием успешного развития лесного сектора является устранение существующих противоречий между лесным хозяйством и лесной промышленностью, развитие интеграционных процессов в сфере лесозаготовительной деятельности, охраны и воспроизводства лесных ресурсов на базе арендных отношений и взаимных интересов в организации устойчивого лесопользования. Необходима эффективная координация научно-технической и социально-экономической политики лесного хозяйства и лесной промышленности, формирование и реализация взаимоувязанных общеотраслевых федеральных и региональных программ [3].
Лесное хозяйство выступает как важная отрасль народного хозяйства с весьма широкими и многогранными функциями. Весь процесс выращивания и использования лесов технологически расчленяется на два взаимосвязанных производства: лесохозяйственное и лесозаготовительное. Лесохозяйственное производство представляет собою совокупность близко связанных между собою производственных процедур по выращиванию, охране и защите лесов, обеспечивающих получение продуктов из древесины и других продуктов и полезностей леса [2].
Стратегия по развитию лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года должна решить множество актуальных проблем, имеющихся в нашей стране.
Литература:
1. А. С. Исаев, Г. Н. Коровин. Актуальные проблемы национальной лесной политики. — М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/ Центр экологической политики России, 2009. — 108 с.
2. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 69-р.
3. Основные направления развития лесной промышленности, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 1540-р
4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г N 248/482.