Бухара издревле является родиной золотошвейного искусства. Бухарские золотошвейные изделия славятся на весь мир. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан очень интересуются бухарскими золотошвейными изделиями. Кроме этого, за годы независимости по мере возрастания национальных ценностей, спрос на золотошвейные изделия возрос и на внутреннем рынке.
В связи с этим, объектом наших исследований явилось изучение разновидностей золотошвейных узоров и их символическое значение. Бухарское золотошвейное искусство имеет очень долгую и интересную историю. Из исторических источников известно, что орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами, плоды, фрукты. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включались миндаль, гранат, черешня, виноград.
У бухарских вышивальщиков золотом существует своя своеобразная и детально разработанная терминология, как для обозначения различных моментов процессов шитья, так и для определения названий отдельных элементов узоров, являющаяся результатом длительного развития этого искусства. Для определения названий цветочных мотивов узора вообще употреблялся термин «гуль»— цветок, а для лиственных «барг»— лист. Но помимо этих обобщающих групповых названий, для каждого вида цветочного и лиственного узора существовали собственные, только данному виду присущие названия.
Орнамент, который называют «бодом», «калампур», «восточный огурец», считается божественным благоволением, оберегом от болезней -это космический символ возрождения, мироздания. Тюльпан ассоциировался с символами пробуждающейся природы, со встречей Навруза, он был символом красоты, любви, невинности. Зерно — символ плодородия, начало и зарождение новых всходов.
Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога «тагаляк», по всей вероятности, оказал воздействие на элементы растительного узора. В результате один из видов побега приобрел вместе с новым названием и соответствующие формы стилизации, в некоторых случаях действительно напоминая схематичное изображение бараньего рога. В золотом шитье этот орнаментальный мотив («тагаляк») употреблялся для заполнения свободных промежутков фона вышивки.
Такие названия цветочных узоров, как «гули-чинни» — «хризантема» и «гули-кашкари» — «кашгарский цветок» говорят о их заимствовании. Образцом для заимствования послужили, по-видимому, рисунки китайского фарфора, который издавна завозился в Среднюю Азию и высоко ценился здесь, а в XIX—XX вв. был широко распространен среди зажиточных слоев городского населения Бухары.
Монументальные памятники архитектуры с их пышным декоративным убранством из многоцветной мозаики, тонкой рельефной майолики дали также богатый материал для творческой фантазии создателей орнаментальных форм для золотого шитья. К этой категории узоров относятся: «мехраб» — ниша в мечети, показывающая молящимся направление на Мекку, которая оформлялась обычно в виде стрельчатой арки, «китеба» — орнамент, повторяющий форму горизонтальных картушей с надписями, помещавшимися в верхней части стены, под карнизом в жилых домах, мечетях, в кельях медресе. Древние архитектурные памятники Бухары дали также материал для появления узора «кошин» и ряда других узоров.
В таблице № 1 приведены разновидности золотошвейных узоров и их символическое значение.
Таблица 1
Название национальных узоров и их значение
№ |
Название узора |
Символическое значение |
Рисунок |
1 |
Tумор |
Оберёг семьи от злых глаз и нечистой силы |
|
2 |
Нож |
Оберёг семьи от тёмной нечистой силы |
|
3 |
Бутон цветка |
Мечта создания новой семьи |
|
4 |
Птицы |
Спокойная и мирная жизнь |
|
5 |
Гранат |
Многодетность и благополучие в семье |
|
6 |
Круг |
Свет и теплые отношения в семье |
|
7 |
Миндаль |
Многодетность и благополучие в семье |
|
8 |
Красный перц |
Оберёг от злых глаз и нечистой силы |
Выводы
Изучение национальных золотошвейных узоров позволило выявить наиболее часто встречаемые узоры, их название и значение, откуда они заимствованы. Изучение национальных узоров имеет большое значение для воспитания молодёжи. Через изучение значения национальных узоров молодёжь знакомится с историей своего народа и своей страны, с его традициями. Это, в свою очередь, помогает воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, любви к своей родине и своему народу, прививает чувство уважения к старшим.
Литература:
1. П. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.94–68.
2. Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Журнал «Проблемы текстиля», № 2/2005.
3. Л. Ш. Шамухитдинова. Особенности создания новых ткацких рисунков для жаккардовых полуфабрикатов галстуков на основе абровых композиций. Журнал «Проблемы текстиля»,№ 3/2005.