Маркетинговые исследования позволяют выявить максимально возможное количество средств, воздействующих в той или иной степени на покупательский спрос, ставят производство швейных изделий в функциональную зависимость от запросов и требуют производить продукцию в ассортименте и объеме, нужном потребителю. В качестве ведущих признаков формы для девочек — учащихся профессиональных колледжей отобраны следующие: стиль, вид одежды, длина, цвет. Выделенные признаки положены в основу составления анкеты для маркетинговых исследований.
Целью маркетинговых исследований было определение потребительских требований по формированию формы для девочек — учащихся профессиональных колледжей. Маркетинговые исследования проводились по ранее разработанной в МГУДТ методике и включали в себя 4 этапа:
- определение цели и выбор методов маркетинговых исследований;
- определение объема выборки;
- сбор информации;
- формирование рекомендаций по разработке формы для девочек профессиональных колледжей.
В качестве объекта исследования выбран ассортимент существующих видов одежды для девочек –учащихся профессиональных колледжей: пиджак с юбкой, платье, сарафан и жакет. Опрос проведен в январе 2015 года среди учащихся профессиональных колледжей. Опросом была охвачено 300 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Рис. 1. Предпочитаемые стили одежды: 1-классический; 2- романтический; 3- спортивный; 4- авангард
Рис. 2. Предпочитаемая длина: 1- на уровне линии колен; 2- выше линии колен на 5 см; 3- выше линии колен на 10 см; 4- ниже линии колен; 5- ниже линии колен на 5 см
Рис. 3. Предпочитаемые виды формы для девочек 1-пиджак, блуза и юбка; 2- платье; 3- сарафан и жакет; 4- жакет и юбка
Рис. 4. Предпочитаемая цветовая гамма формы для девочек: 1- серебристо-голубая; 2- бирюзовая; 3- коричневая; 4-комбинированная
Анализ результатов опроса респондентов показал, что большинство опрашиваемых предпочтение отдают классическому стилю в одежде -38,6 %; романтический стиль (утонченный, женственный) предпочитают -32,6 %; спортивный — 11,3 %; авангард — 17,3 %.
По вопросу о цветовой гамме формы для девочек большинство респондентов отдали предпочитаемые насыщенным, спокойным цветам и сочетаниям. Выбор цветовой гаммы был связан с конкретным видом одежды, возрастной группой респондента и назначением изделий.
В цветовой гамме лидируют четыре цвета: серебристо-голубой (29,3 %), бирюзовый (28,6 %), коричневый (24,6 %), комбинированный (17,5 %).
Следует отметить, что большинство опрошенных, предпочитают блузу, жакет и юбку (28,6 %). Это подтверждается и данными по анализу ситуаций потребления одежды, связанных с учёбой. Учащиеся предпочитают костюм, блузу и юбку, хорошо сочетающиеся с двух предметными костюмами: юбка-жакет, жакет-брюки, которые можно комбинировать друг с другом.
Сумма баллов взаимосвязи для каждого фактора является числовым выражением общей дисперсии результативного признака, объясняемой данным фактором.
Таким образом, в результате маркетинговых исследований установлено следующее:
- форма для девочек- учащихся профессиональных колледжей должна быть в виде пиджака, блузы и юбки;
- при моделировании формы для девочек целесообразным является использование классического стиля;
- — потребительские предпочтения на основные художественно-конструктивные признаки: длина- на 5 см выше колен, силуэт- полуприлегающий, цвет- серибристо-голубой и бирюзовый.
Проведенные маркетинговые исследования позволили выявить наиболее предпочтительные конструктивные элементы формы для девочек-учащихся профессиональных колледжей и явились фундаментом при разработке новых моделей. Рекомендации по подбору тканей послужили исходной информацией для выбора формы для девочек, её пропорций, фактуры и других стилевых признаков. Особое значение при создании эскизов моделей уделялось обеспечению соответствия эстетических признаковсовременным тенденциям моды и результатам маркетинговых исследований.
Литература:
1. Мартынова А. И., Андреева Е. Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 2002, 214 с.
2. Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Конструирование и моделирование детской одежды. Елабуга, 2012, 92 с.
3. A.Тихомиров. Теория планирования эксперимента. M., 1985, с.154–178.