«Этнический ренессанс» конца ХХ в.: шорский опыт этнического возрождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 28.04.2015

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Кошелева, Е. Ю. «Этнический ренессанс» конца ХХ в.: шорский опыт этнического возрождения / Е. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 930-934. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17832/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются вопросы возрождения национального самосознания и шорского народа в начале 1990-х годов. Показано, что комплекс социо-культурных факторов, сложившихся в стране в это время, способствовал формированию национально-культурных объединений, представляющих и защищающих интересы малочисленного шорского народа на разных уровнях региональной и федеральной власти, а также организации фольклорных коллективов и кружков по изучению шорского языка.

Ключевые слова:этнический ренессанс, этническое возрождение, шорцы, национально-культурные объединения

 

Шорцы, коренной малочисленный народ Севера, насчитывают согласно переписи населения 2010 г. около 13 тыс. человек, проживают в Кемеровской области, республиках Алтай и Хакасия.

Шорцы традиционно проживают в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г.Мыски Кемровской области, все более оседая в крупных населенных пунктах, постепенно превращаясь в обычных горожан со своими специфическими проблемами (72 % всех шорцев). Только в трех национальных сельсоветах — Усть-Анзасском, Чилису-Анзасском и Чувашенском они составляют ощутимое большинство и имеют перспективы национального развития.

В конце ХХ в. народы России пережили «этнический ренессанс», для которого характерен рост этнического самосознания и обостренное внимание к сохранению и ревитализации элементов традиционной культуры, являющихся репрезентативными атрибутами этничности [1, С.3]. Данное явление возникло как противовес размыванию объективных основ этничности (территория, культура, язык) и затронуло большинство народов, проживавших в СССР.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов становления национально-культурного движения шорцев в конце XX в.

С середины 1980-х годов в шорской среде начинает расти интерес к национальной культуре и традициям своего народа. Создаются фольклорные коллективы с целью сохранения культурного наследия шорцев в гг. Таштаголе, Мысках, Новокузнецке, Междуреченске. Так, например, представителями шорской интеллигенции — Ю. Токмашевым, В. Курдаковой был организован фольклорно-этнографический ансамбль «Чылтыс» (Звезда) в г.Таштагол в феврале 1985 г. Этот самодеятельный коллектив одним из первых национально-культурным центров таштагольских шорцев, «освещая путь» национального возрождения. В июле этого же, 1985 г., ансамбль провел первый шорский национальный праздник «Ольгудек-пайрам», ставший с тех пор традиционным [3, С. 147].

В апреле 1986 г. отделом культуры Таштагольского горисполкома по инициативе Ю. К. Токмашева и этнографов КемГУ проводится Первая научно-практическая конференция, посвященная 60-летию образования Горно-Шорского района. На конференции была принята программа комплексных научных исследований шорцев как малочисленного народа Сибири. Летом 1986 года благодаря шорскому ученому-фольклористу А. И. Чудоякову самодеятельные артисты из п.Чувашка инсценировали для местного телевидения старинный шорский праздник «пайрам».

Межнациональную идиллию нарушил юрист В. И. Ачелов, написавший и отправивший в июне 1988 г. вместе с Н. А. Шихалевой и А. И. Чудояковым письмо в ЦК КПСС о бедственном положении своих земляков и высказавший предложение восстановить Горно-Шорский национальный район, существовавший с 12 апреля 1926г. по 22 июня 1939г. [5, С.54–56.].

Для проверки письма, Кемеровский обком КПСС и облисполком в июле 1988 г. в организовали комиссию в Горную Шорию, включив в ее состав ученых КемГУ и Новокузнецкого Государственного Педагогического Института. По результатам работы комиссией были предложены такие меры, как: восстановление Горно-Шорского района в границах Таштагольского, создание национальных сельсоветов в местах компактною проживания шорцев. Была намечена широкая образовательная программа — издание букваря, словарей, учебных пособий, книг по краеведению. Предлагалось ввести льготы шорской молодежи при поступлении в вузы, а также улучшить работу учреждений культуры. Все государственные учреждения и организации на местах получили от властей указания способствовать возрождению экономики и культуры шорского народа.

Кемеровский облисполком 5 сентября 1988 г. принимает Решение № 298 «О создании Шорского национального парка» общей площадью 596858 га с целью «сохранения уникальных природных комплексов Горной Шории …представляющих собой огромное экологическое, историческое, эстетическое и рекреационное значение и используя их в качестве заповедных территорий, а также для проведения научно-исследовательских работ, спортивно–оздоровительных мероприятий, организованного отдыха и ограниченной регламентированной хозяйственной деятельности» [9, С.58.].

В сентябре 1988 г. состоялась встреча председателя Кемеровского облисполкома А. Ф. Лютенко с шорской общественностью г.Таштагол. На встрече ставились вопросы по укреплению здоровья шорского этноса, преподаванию родного языка в школах, восстановления национальных праздников, созданию национальных предприятий и т. д. По итогам встречи А.Лютенко дал поручения различным управлениям и ведомствам по выполнению рекомендаций сентябрьской встречи. В документе, в частности, говорилось о восстановлении школ в шорских поселках, организации факультативных занятий по шорскому языку в домах пионеров и школах, изданию учебников шорского языка, диспансеризации шорцев отдаленных поселков, оказании помощи национальным кооперативам, приеме на учебу в вузы Кемеровской области шорцев на льготных условиях с 1989 г., регулярном проведении шорских национальных праздников [7, С.59–60].

Осенью 1988 г. для координации действий была создана специальная комиссия облисполкома, куда включили представителей шорской интеллигенции. По предложению комиссии, 21 ноября 1988 г. было принято первое за полвека специальное решение облисполкома № 392 по национальному вопросу — «О дополнительных мерах по возрождению шорской народности».

В ноябре 1988г. в г.Мыски состоялась встреча шорской общественности в помещении горисполкома. Основные предложения, выработанные на встрече, дублировали предложения жителей Таштагола: создание Горно-шорского национального округа, введение обучения на шорском языке, оказание администрацией помощи в возрождении культуры шорцев и т. д.

Решением исполкома Кемеровского областного Совета народных депутатов № 302 от 21.11.88 г. Новокузнецкий государственный педагогический институт был утвержден научно-методическим центром по изучению проблем Горной Шории, возрождения национального языка шорцев, письменности и культуры. Введение в школе шорского языка предполагалось осуществлять поэтапно: первый этап — организация кружков по изучению шорского языка; второй — введение шорского языка как предмета в младших классах; третий — введение в школе на средней и старшей ступенях факультатива по шорскому языку.

Для выполнения данного решения в декабре 1988 г. в Новокузнецком Государственном Педагогическом Институте была создана на общественных началах научно-методическая лаборатория из числа дипломированных специалистов и сотрудников института, ведущих исследования по шорскому языку. С 6 июня 1988 года началась подготовка руководителей кружков шорского языка, с 1989–90 учебного года планировалось начать прием 25 студентов на первый курс факультета русского языка и литературы по специальности «учитель русского языка и литературы» с дополнительной специальностью «учитель шорского языка».

Представители шорского народа, обеспокоенные проблемами выживания своего этноса, проявили в 1988–1989 гг. большую активность. Поверив в то, что проблема выживания малочисленного народа действительно интересует властные структуры, шорцы пишут письма в различные инстанции. Лейтмотивом посланий является мысль о необходимости скорейшего создания национального округа. Особенно поддерживал эту идею юрисконсульт разреза «Талдинский» В. И. Ачелов, у которого была разработана своя программа — обоснование восстановления Горно-шорского национального района [8, С.79–82]. Однако не все разделяли эту идею. Так, Л. И. Истигешев в письме заместителю председателя Кемеровского облисполкома Г. В. Корницкому от 7 декабря 1988 г. пишет: «Переименование Таштагольского района в Горно-Шорский национальный район, это, на мой взгляд, только смена «вывески»... Я сказал, что я шорец, но я категорически против ворошить прошлое, создавать район... Нет, бюрократии больше развивать не надо, хватит подтасовки, надо жить и работать как можно больше и улучшать жизнь всего населения юга области» [4, С.70–72.].

В 1989 г. к национальному движению активно подключаются представители шорской общественности гг. Новокузнецка, Мыски, Междуреченска. 4 февраля 1989 г. проходит первое заседание Координационного совета различных общественно-политических групп шорцев.

С апреля 1989г. М. Л. Судочаков начал вести в таштагольской районной газете «Красная Шория» рубрику на шорском языке.

Стремясь сохранить первенство в опеке национального движения, в июле 1989 г. Таштагольский горком КПСС, горисполком совместно с КемГУ провели Вторую научно-практическую конференцию «Проблемы социально-экономического и национально-культурного развития Горной Шории». На ней были приняты рекомендации, направленные на решение основных вопросов развития шорского народа: численное сохранение и развитие народа; прекращение процесса оттока с мест традиционного проживания шорцев, особенно в сельской местности, создание там необходимых социальных условий, развитой инфраструктуры; сохранение языка, письменности, традиционной культуры; развитие традиционных форм хозяйственной деятельности.

В рекомендациях была отмечена также важность улучшения экологической обстановки в регионе и экономического положения шорских поселков. В документе предлагалось создать Шорский национальный парк и прекратить вырубку леса, молевого сплава и разработки Белкинского фосфоритного месторождения; восстановить памятники историко-культурного наследия Горной Шории и начать строительство экомузея «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района; создать кооперативы по переработке продуктов тайги, продолжить комплексное исследование Горной Шории.

Сентябрь 1989 г. стал временем создания национального культурного шорского центра в г.Таштагол, директором которого был избран В. И. Ачелов. Инициатором создания центра выступило коренное население Таштагольского района, учредителем — Кемеровское отделение Советского фонда культуры. Основной задачей центра стало возрождение культуры шорского народа. Силами центра начал проводиться ежегодный праздник «Ольгудек-пайрам», различные вечера для молодежи с приглашением на них фольклорных коллективов из Шории и Хакассии, конкурсы на национальную тематику, выставки самодеятельных художников в городском музее (Я. Д. Пепелова, В.Бекренева, В. Барбачакова и др.)

Создание автономного шорского округа первоначально поддержали не только представители научной интеллигенции, но и властные структуры и партийные органы. Так, на сессии Таштагольского городского Совета народных депутатов, прошедшей 29 сентября 1989г., из предложенных форм было принято решение выбрать автономный округ в границах существующего Таштагольского района.

С целью изучения общественного мнения по поводу восстановления национальной государственности шорского народа в конце 1989г. в Таштагольском районе прошло несколько сходов граждан. Результаты оказались отрицательными — большая часть населения эту идею не поддерживала. В интервью корреспонденту газеты «Новости Кузбасса», Г. Г. Челбогашев, ставший с марта 1990 г. председателем Ассоциации шорского народа, так прокомментировал этот неуспех: «Многие восприняли идею автономии как стремление шорцев занять привилегированное положение. А такие аргументы, что автономия позволит населению Горной Шории и местной власти в большей степени быть хозяевами на всей территории; иметь больше прав в распределении богатейших природных ресурсов края; успешнее противостоять диктату ведомств, оказались не услышанными. Да и тревожная обстановка в стране, межнациональные распри в республиках во многом предопределили настороженное отношение к этому вопросу» [10, С.2.].

На I съезде шорского народа, состоявшемся 17–18 марта 1990 г. в г. Новокузнецке, была создана Ассоциация шорского народа, объединившая в единое целое разрозненные общества с одинаковым названием «Шория», существовавшие в Междуреченске, Мысках, Новокузнецке, Осинниках и Таштагольский национально-культурный центр.

Съезд при общем ликовании принял резолюцию «О восстановлении национальной государственности», как основное направление дальнейшей стратегии. На съезде была принята также резолюция «О сохранении природы Горной Шории». Сохранение природы рассматривалось как первоочередная задача, направленная на спасение среды обитания этноса.

Новым в решениях съезда являлось требование отнести шорцев к числу малочисленных народов Севера, остальное — издание национальной и учебной литературы, подготовка национальных кадров, охрана природы и т. д. — повторяло, в определенной мере, рекомендации научно-практических конференций в г.Таштагол и решения исполнительных органов власти.

В октябре 1990 г. в г. Кемерово прошла конференция национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса, организованная комиссией по национальным вопросам и управлением культуры облисполкома совместно с национальным центром и ассоциациями. На конференции представители руководства Ассоциации шорского народа высказали очередное оригинальное предложение о создании в отдаленных таежных шорских деревнях Усть-Анзасского и Чилису-Анзасского сельсоветов-резерваций, куда должен быть ограничен доступ лиц не шорской национальности. Данная идея не прошла незамеченной в области. В местной печати появляются статьи, в которых выражается беспокойство «грубой национализацией проблемы шорцев» [6, С.1–2].

В дальнейшем шорское национальное движение окончательно принимает политическую окраску в реализации главной цели — создании автономного округа. Стремясь как-то погасить национальный запал, облисполком еще 28 сентября 1990 г. принимает решение № 101 «О первоочередных мерах по возрождению шорского народа», где, кроме прочих мероприятий по возрождению экономики и культуры шорцев, намечалось разработать концепцию восстановления национально-территориальной автономии шорского народа и создать первоначально ряд национальных сельсоветов.

Требования шорских съездов не остались без внимания в Администрации Кемеровской области. Комитетом по культуре была разработана и стала осуществляться программа «Межнациональное культурное сотрудничество». В конце 1991 г. в Администрации создается Комитет по национальным вопросам в составе А. Я. Кузьминского (председателя) и Л. И. Лиходед. Комитет координировал подготовку и выпуск учебно-методической литературы, выполнение многих решений социально-экономического плана в местах компактного проживания тюркоязычных народов Кузбасса, обеспечивал льготный прием абитуриентов из числа шорцев, татар и телеутов в вузы.

Власти Кемеровской области, не желая перерастания общественного движения шорского народа в националистическое, приняли в 1992г. несколько важных нормативных актов, которые способствовали нормализации обстановки в регионе. К ним, в частности, относится решение № 7 Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов «Об отнесении Чувашкинского сельсовета к категории национальных сельсоветов» от 28 февраля 1992г. и ряд других. Начинают регулярно появляться материалы по истории и культуре шорцев в региональной печати, создается Шорский национальный природный парк с целью сохранения уникального природного комплекса Горной Шории и создания условий для экотуризма, открыт экомузей «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района и т. д..

Процессы возрождения языка и культуры шорцев интенсифицировались с начала 1990-х годов. Появились факультативные занятия по изучению шорского языка в домах творчества и школах в гг.Таштаголе, Мысках, пос. Спасске. В конце 1990 г. вышел в свет шорский букварь, подготовленный доктором педагогических наук, шоркой по национальности, Н. Н. Курпешко-Таннагашевой. Было организовано несколько шорских фольклорных коллективов.

Следует отметить, что причинами появления национально-культурного движения в шорской среде была совокупность экономических, политических, социальных факторов, сложившихся в СССР к середине 1980-х годов [2, С.10].

Возрождение национального самосознания, «этнический ренессанс» шорского народа в начале 1990-х годов способствовал формированию национально-культурных объединений, представляющих и защищающих интересы малочисленного народа на разных уровнях региональной и федеральной власти, а также фольклорных коллективов и кружков по изучению шорского языка.

 

Литература:

 

1.      Борина Л. С. Формирование этнического самосознания шорцев (вторая половина XIX — XX вв): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.07 <Этнография, этнология и антропология> / Борина Любовь Степановна; [Том. гос. ун-т]. — Томск, 2003. — 22 с. С.3.

2.      Кошелева Е. Ю. Этнические движения коренных малочисленных народов Севера на рубеже XX-XXI веков (западносибирский регион): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.07 <Этнография, этнология и антропология> / Кошелева Елена Юрьевна; — [Том. гос. ун-т]. — Томск, 2003. — 22 с.

3.      Кошелева Е. Ю. Е. Ю. Этнические движения коренных малочисленных народов Севера на рубеже XX-XXI веков (западносибирский регион): Дис. канд. ист. наук. Томск, 2003. — 264 с.

4.      Письмо ветерана войны и труда Л. И. Истигешева заместителю председателя Кемеровского облисполкома Г. В. Корницкому от 7 декабря 1988г, г.Междуреченск // Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. Кемерово, 1997.

5.      Письмо группы шорской общественности в ЦК КПСС от 7 июня 1988г., г.Таштагол // Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. Кемерово, 1997.

6.      Попок В. Шорские резервации в Кузбассе? // Наша газета. 1990. 18 дек.

7.      Поручения председателя Кемеровского облисполкома А. Ф. Лютенко в связи с поставленными вопросами на встрече с шорской общественностью 22 сентября 1988г., г.Таштагол // Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. Кемерово, 1997.

8.      Предложения В. И. Ачелова по восстановлению Горно-Шорского национального района. 10 января 1989г., г.Новокузнецк // Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. Кемерово, 1997.

9.      Решение № 298 Кемеровского облисполкома «О создании Шорского национального парка» от 5 сентября 1988г., г.Кемерово // Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. Кемерово, 1997.

10.  Шелков В. Шорцы. Обречены? // Новости Кузбасса. — 1992. — 10 января. — С.2

Основные термины (генерируются автоматически): шорский народ, шорский язык, Новокузнецк, Горно-Шорский национальный район, Кемеровская область, Кемеровский облисполком, культура шорцев, Междуреченск, Новокузнецкий Государственный Педагогический Институт, шорская общественность.


Ключевые слова

этнический ренессанс, этническое возрождение, шорцы, национально-культурные объединения

Похожие статьи

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века

Настоящая статья посвящена изучению проблемы межкультурной коммуникации на Северном Кавказе в первой половине XIX века. В ходе исследования мы обосновали закрытость территории северокавказского региона и дали характеристику социальному развитию культ...

Роль миграции населения в социально-демографическом развитии Крыма второй половины ХХ века

Статья посвящена одной из малоизученных проблем новейшей истории Крыма — социально-демографическим аспектам миграционного движения. Массовые организованные миграции 40–70-х гг. ХХ века оказали решающее воздействие на формирование демографического пот...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи

В ходе изменения старых традиций и зарождения новых, воспитание молодёжи, развитие творческих способностей, духовно- нравственное совершенствования в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план. В сравнении с прошлыми годами, когда личнос...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Духовная культура малых народов Севера

Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических мен...

Похожие статьи

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века

Настоящая статья посвящена изучению проблемы межкультурной коммуникации на Северном Кавказе в первой половине XIX века. В ходе исследования мы обосновали закрытость территории северокавказского региона и дали характеристику социальному развитию культ...

Роль миграции населения в социально-демографическом развитии Крыма второй половины ХХ века

Статья посвящена одной из малоизученных проблем новейшей истории Крыма — социально-демографическим аспектам миграционного движения. Массовые организованные миграции 40–70-х гг. ХХ века оказали решающее воздействие на формирование демографического пот...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи

В ходе изменения старых традиций и зарождения новых, воспитание молодёжи, развитие творческих способностей, духовно- нравственное совершенствования в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план. В сравнении с прошлыми годами, когда личнос...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Духовная культура малых народов Севера

Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических мен...

Задать вопрос