Роль информационных технологий в творческом развитии личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 1390 раз

Библиографическое описание:

Кудасова, Г. Ж. Роль информационных технологий в творческом развитии личности / Г. Ж. Кудасова, Ш. А. Мухангалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1103-1105. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17837/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные тенденции развития в обществе стимулируют возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. На первый план выдвигается необходимость становления такой личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях актуализируется необходимость становления творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, ЯЛ Коменский, К. Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П. П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт развития творческих способностей учащихся. Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития творческих способностей, творческого процесса, внесли видные ученые нашей Республики К. Б. Жарыкбаев, М. А. Кудайкулов, М. М. Муканов, Т. Т. Тажибаев и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам способностей и творчества, которые провели такие казахстанские ученые, как Б. Ш. Байжуманова (Психологические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста); С. Н. Данилушкина (Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятии по композиции); Л. Г. Дирксен (Преемственность в развитии творческих способностей детей разновозрастного уровня (изобразительное искусство); Б. А. Жетписбаева (Формирование творческой личности старшеклассников в процессе вербально-познавательной деятельности); А. Т. Кенжебаева (Педагогические условия формирования творческих способностей студентов); Т. У. Оспанова (Развитие творческих способностей на уроках музыки); Т. П. Смолькина (Подготовка инженеров-педагогов к творческой профессиональной деятельности до уровня изобретательства); Р. Ш. Сыдыкова (Педагогические основы развития творческой активности будущих учителей музыки); Б. А. Тургунбаева (Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения) и другие.

Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». С. С. Голъдентрихт отмечает, что «природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку».

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей:

-          более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др.;

-          отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно;

-          сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

-          зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса;

-          умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность.

В настоящее время очень актуально народное декоративное прикладное искусство. Не мало народных мастеров, умельцев, которые своим трудом сохраняют для будущих поколений наши древние традиции. Приобщение к народному творчеству меняет самосознание, пробуждает творческую активность, раскрывает способности, формирует и развивает художественный вкус. Сейчас важна потребность учить детей удивительному старинному ремеслу. Необходимо приобщить учащихся к народной культуре, научить их влюбить себя в народное творчество. Дети активно и увлеченно воспринимают информацию о народной культуре. Необходимо заинтересовать детей, чтобы они взглянули на мир народной культуры через компьютер. Современный компьютер — это не только инструмент для обучения и получения информации, он может быть и способом самовыражения, может формировать внутренний мир личности, развивать фантазию и творческие способности. Важно решить, как, через какие современные информационные технологии дать учащимся информацию о традиционной народной культуре, чтобы она их увлекла и заинтересовала.

Молодёжь живёт сейчас в мире современных технологий. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию учащихся. Чтобы они лично участвовали в процессе творческого преемствования культурно-исторического опыта прошлых поколений. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения учащихся в образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу.

В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Использование информационных технологий качественно меняет организацию основных стадий учебного процесса, повышает результативность комплексного обучения с помощью компьютера, поднимает процесс обучения на более высокий уровень, даёт учащимся глубокие знания в любой области изучения. Информационные технологии помогают и ускоряют процесс изучения, способствуют развитию познавательной активности учащихся, формируют личностное эстетическое воспитание, культуру и этическо-нравственное поведение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ — Минск: Университетское, 2000. — 154 с.

Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, педагогическое творчество, творческий процесс, творчество, время, знание, народное творчество, необходимость становления, область знаний, образовательный процесс, профессиональная деятельность, специальная подготовка, учащийся, человеческая деятельность.


Задать вопрос