Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 5581 раз

Библиографическое описание:

Коркина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения / С. В. Коркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1254-1257. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17841/ (дата обращения: 18.12.2024).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность, несоответствующая выполняемому заданию, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности. В 70 % случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта. В дальнейшем это приводит к возникновению различных психологических проблем от формирования комплекса неполноценности и социальной дезадаптации до развития психопатической личности. Дети с СДВГ чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов. Частота антисоциального поведения у подростков с СДВГ колеблется от 10 до 50 %.

Активное изучение синдрома в России началось в конце 1970-х годов и связано с работами: Л. О. Бадаляна, И. П. Брязгунова, А. В. Грибанова, Л. Т. Журбы, Н. И. Заваденко, Е. В. Касатиковой, В. Р. Кучмы, Е. В. Левитиной, Е. М. Мастюковой, О. Р. Наговициной, А. Г. Платоновой, В. М. Трошина, О. В. Халецкой, В. М. Чимарова, и др. В современной отечественной практике в коррекции гиперкинетического синдрома внимание исследователей направлено на коррекцию поведения (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, Е. К. Лютова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Осипенко, О. И. Политика), коррекцию внимания (Н. Н. Заваденко, В. Р. Кучма, Т. Ю. Успенская, Л. А. Ясюкова). Основная масса работ касается изучения детей школьного возраста и на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ в условиях дошкольного учреждения, ориентированной на ранний и дошкольный возраст. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций.

Планируя исследование, мы исходим из следующих предпосылок:

1.      СДВГ — проблема не только психофизическая, но и психосоциальная. Поэтому при организации деятельности по ее преодолению необходимо уделять внимание не только физиологической стороне (коррекция двигательного беспокойства), его психологической составляющей (коррекция трудностей в познавательной деятельности), но и проводить профилактику грядущих проблем при выстраивании межличностных отношений.

2.      Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. В этот период происходит развитие психических и физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах деятельности, что, в свою очередь, создает условия для направленного формирования интеллектуальных способностей дошкольника, приобретая особую важность в период его подготовки к обучению в школе. Таким образом, проведение развивающей и коррекционной работы необходимо организовывать уже в условиях дошкольного учреждения.

3.      Работа по коррекции СДВГ должна быть своевременной и включать: 1) приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ; 2) консультации воспитателей и педагогов по вопросам организации педагогического и воспитательного вопроса в ДОУ; 3) коррекцию плана обучения — через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на занятиях, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей; 4) лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

С учетом всего выше сказанного целью инициированного нами исследования стало выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного учреждения. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что работа по снижению проявлений СДВГ у старших дошкольников будет проходить эффективнее при соблюдении следующих организационных условий:

-        осуществление работы в условиях разновозрастной группы;

-        привлечение к работе семьи, воспитывающие дошкольников с СДВГ;

-        совместная деятельность всех специалистов ДОУ по организации педагогического и воспитательного процесса в условиях разновозрастной группы;

-        при необходимости включение лекарственной терапии.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами в Муниципальном казенном дошкольном учреждении группы присмотра и ухода за детьми с. Гаровка-2, Хабаровского края. Это малокомплектное дошкольное учреждение расположено в многоквартирном высотном доме и занимает первые три этажа. Групповые помещения, кухонный блок, музыкальный и физкультурный залы расположены в обычных квартирах. В дошкольном учреждении функционируют две разновозрастные группы общеразвивающей направленности. Младшую разновозрастную группу посещают дети 2,9–5 лет, старшую разновозрастную группу — дети 5–7 лет. Количество воспитанников в каждой группе — 12–13 человек. В каждой группе присмотра и ухода за детьми педагогический процесс осуществляют два воспитателя, помощник воспитателя. Имеется логопед, физкультурный работник и медицинская сестра.

В дошкольном учреждении реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группах устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих подгрупп, создаются благоприятные условия, как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий с учетом индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей. Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1 этап — констатирующий. Организация и проведение комплексной диагностики по выявлению особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников с СДВГ.

2 этап — формирующий. Организация и проведение специальной комплексной работы по преодоление СДВГ у дошкольников в условиях разновозрастной группы.

3 этап — контрольный. Отслеживание результатов после проведения специально организованной работы по преодолению СДВГ у дошкольников в условиях разновозрастной группы.

На констатирующем этапе исследования нами выявлено:

-        дисгармоничное нарушение когнитивных функций с преимущественной недостаточностью внимания, сенсомоторной деятельности и восприятия. Наиболее нарушены: устойчивость, концентрация и распределение внимания; латентный период и скорость простых и сложных сенсомоторных реакций;

-        специфика интеллектуальной деятельности детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5–15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью;

-        нарушение внимания выражается, прежде всего, в трудностях его сосредоточения и удержания. Страдает переключаемость внимания;

-        выраженные нарушения в сфере познавательных процессов у детей с СДВГ связаны с расстройствами слухового гнозиса и недостатками зрительного восприятия, на которое влияют сиюминутные импульсы;

-        память может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом. Однако вследствие неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания.

На формирующем этапе исследования мы провели апробацию специально разработанной программы по преодолению СДВГ у дошкольников. Главная особенность программы заключается в рациональном и эффективном построении коррекционного процесса в детском обществе, включающем детей разного возраста. Данная программа позволяет:

-        способствовать развитию дефицитных функций в системе синдрома.

-        сформировать у ребенка навыки в общении, повысить самооценку, закладывать основы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

-        обеспечить психологическую готовность детей к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа строилась не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой развития и коррекции является игра. Таким образом, основное внимание в данной программе уделяется игре. В игре ребенок осуществляет базисную потребность человека — самореализацию (самоактуализацию), причем происходит это на фоне повышенного интереса (важный признак любой игры!), что при достижении эффективных норм поведения и выработке его новых продуктивных ведет к высоко-эмоциональной фиксации полученного опыта. Игра в группе способствует тому, что ребенок более глубоко и не целенаправленно воспринимает себя и окружение, учится строить свои взаимоотношения с окружающим его миром, понимает суть неудач и ошибок, возникающих вследствие неверного понимания законов сосуществования. Групповая игровая деятельность имеет огромное значение в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений при СДВГ. С помощью групповой игры довольно успешно удается укрепить уверенность ребенка в своих силах, создать непринужденность в контактах и выработать адекватные навыки общения.

Диагностика, проведенная нами на контрольном этапе исследования, выявила положительную динамику в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы у детей, участвующих в исследовании. Нами получены следующие результаты: в целом повысился уровень количественных показателей сформированности внимания, памяти мышления, восприятия у детей с СДВГ. Обнаружена динамика в проявлении произвольного внимания у детей, отмечено расширение его объёма. Увеличился объём кратковременной памяти. Повысился уровень сформированности всех видов контроля над своей деятельностью.

На основе полученных данных нами были сформулированы практические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей. Мы убеждены, что если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, качественно организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит все составляющие школьной успешности ребенка.

Разработанная и апробированная нами коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подтвердили предположение о том, что симптомы СДВГ, приводящие к нарушениям на личностном и поведенческом уровнях, могут быть в значительной мере редуцированы. Добиться этого возможно в процессе специально организованной работы по психолого-педагогической поддержке дошкольников. Наиболее успешной работа будет, если наряду с традиционными приемами и средствами коррекции СДВГ, группу участников составят дети разного возраста.

Считаем цель нашего исследования достигнутой. Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях:

-        в целях эффективности организации коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста разработать цикл занятий в релаксационной комнате с использованием методов цветотерапии, музыкотерапии, ароматерапии.

-        в целях преодоления чрезмерной агрессивности дошкольников разработать рекомендации для педагогов о способах в социально приемлемой форме выразить свою агрессию.

 

Литература:

 

1.                  Бадалян Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей [Текст] / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозр. психиатр, и мед. психол. — 1993. — № 3. — С. 74–90.

2.                  Заваденко, Н. Н.,. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей [Текст] / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Журн. неврол. и психиатр. — 1997. — № 1. — С. 57–61.

3.                  Кочеткова, Т. Н. Агрессия детей в контексте поведения их родителей [Текст] / Т. Н. Кочеткова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2014. — С. 124–135.

4.                  Чебарыкова, С. В. Диагностика лиц с нарушением зрения: к вопросу об использовании звукового теста [Текст] / С. В. Чебарыкова, К. А. Ким // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар.науч-практ.конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — ISBN 978–5-906626–59–2.

5.                  Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551–554. — ISSN 2072–0297.

6.                  Чебарыкова, С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 223 c.

7.                  Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: Практ. руководство для врачей, психологов и педагогов [Текст] / Ю. С. Шевченко.- М.: Вита-Пресс, 1997.

8.                  Chebarykova S. V., Kim K. A., Astapova E. S. Problems of expansion of inclusive approach in education of children with disabilities in educational institutions of different types // Science and Education [Text]: materials of the VII international research and practice conference, Munich, October 29th — 30th 2014 / publishing offise Vela Verlag Waldkraiburg — Munich — Germany, 2014. — 248 p. — ISBN 978–3-941352–19–3.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, разновозрастная группа, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, группа присмотра, кратковременная память, лекарственная терапия, организованная работа, поведенческая терапия, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности, направленные на формирование субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности, направленные на формирование субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос