Рассматривается, на реальном примере, метод проведения экспертизы промышленной безопасности козлового крана грузоподъёмностью 12 т. Настоящая статья открывает цикл статей, посвящённый проведению экспертизе промышленной безопасности (обследованию) различных грузоподъёмных механизмов.
Ключевые слова: обследование конструкций, экспертиза промышленной безопасности, техническое устройство, козловой кран.
В ходе работ по обслуживанию кранового хозяйства предприятий, важно периодически (раз в 5 лет) проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) [1..3] технических устройств в т. ч. различных грузоподъёмных механизмов.
Козловые краны — это грузоподъёмные механизмы мостового типа, мост которых смонтирован на опоры, перемещающиеся по рельсам, установленным на бетонные фундаменты. Грузоподъёмностью данные краны бывают от 5 до 100 тонн. В настоящее время использование козловых кранов особенно распространённо на складах готовой продукции предприятий по производству строительных материалов. В то же самое время, большинство из них обладают большим физическим износом, что негативно сказывается на безопасности обслуживающего персонала [4]. На рис.1 приведен общий вид козлового крана (г/п 12т.). Приведём наиболее распространённые дефекты козлового крана:
1. Трещины в металлоконструкциях крана;
2. Не исправна тормозная система крана;
3. Не исправность концевых выключателей;
4. Несоответствие электропроводки требованиям ПУЭ;
5. Отсутствие заземления контроллеров;
6. Деформации элементов решетчатых конструкций;
7. Деформации элементов листовых конструкций;
8. Смятие проушин и выработка отверстий в шарнирах;
9. Скручивание продольных балок крана, свыше допустимого предела (рис.3);
10. Наличие работоспособного заземления кранового пути (рис.2).
При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных дефектов эксплуатация козлового крана запрещается, до устранения всех замечаний. Работы по ремонты отдельных элементов крана должна выполнять специализированная служба (внутри предприятия) отвечающая за содержания кранового хозяйства в работоспособном состоянии. Либо работы должна выполнять специальная, стороння организация, имеющая все необходимые лицензии и аккредитации для ведения ремонтных работ.
Крайне важно вовремя выявить дефекты для предотвращения аварии и гибели людей. Во время ЭПБ крана рассчитывается фактический физический износ кран, с целью определения его дальнейшей эксплуатации. По усмотрению экспертной организации заключение ЭПБ может даваться на срок менее 5 лет.
Для повышения безопасной эксплуатации авторы предлагают использовать ряд наработок учёных Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [5,6].
Рис.1 Общий вид козлового крана (г/п 12 т.)
Таблица 1
Элементы металлоконструкций некоторых типов козловых кранов, рекомендуемые для проверки при проведении работ по обследованию
Узел крепления опоры к ходовой тележке козлового крана КДКК-10. |
Узел крепления опоры к ходовой тележке козлового крана ККС-10. |
Рис. 2 Схема заземления кранового пути (согласно РД10–117–95)
Рис. 3 Пример определения скручивания продольных балок козлового крана
Литература:
1. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 285–286.
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Системные исследования при технической экспертизе строительных конструкций зданий и сооружений // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/117–13139 (дата обращения: 19.05.2014).
3. Фадеева Г. Д. Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности промышленных кирпичных труб [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 122–125.
4. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Анализ причин несчастных случаев на строительных предприятиях Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35594 (дата обращения: 09.06.2014).
5. Данилов А. М., Гарькин И. А., Гарькин И. Н. Защита от удара и сопровождающей вибрации: экспоненциально-тригонометрическая аппроксимация функций // Региональная архитектура и строительства. 2012– № 3. — С.85–89
6. Данилов А. М., Гарькин И. А., Гарькин И. Н. Управление объектами на подвижном основании: оптимизация конструктивной и структурной схем // Региональная архитектура и строительства. — 2014.– № 3. С. 102–108