Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 25.04.2015

Статья просмотрена: 2844 раза

Библиографическое описание:

Логинова, А. В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1112-1114. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья рассматривает преимущества и недостатки использования электронной образовательной среды Moodleдля осуществления электронного сопровождения и поддержки учебного процесса.

Ключевые слова:система дистанционного обучения, индивидуальный подход, самообразование, мультимедийные технологии

 

Быстрый прогресс науки и техники вызывает массовые изменения в процессе обучения. Одним из результатов развития науки и техники является Интернет. Интернет позволяет человеку делать множество вещей без ограничения времени и пространства. Люди могут выполнять работу, даже не присутствуя на своем рабочем месте [1].

Отвечая на требования времени, система высшего профессионального образования ставит своей целью подготовку конкурентоспособных специалистов, создание условий для формирования профессиональных качеств и развития личности, способной адаптироваться к современным преобразованиям, что подразумевает развитие гибких качеств, в том числе умение осуществлять самообразование, самооценку и саморегуляцию, умение видеть, формулировать и правильно решать профессиональные задачи, выделять в огромном информационном потоке значимую информацию и на основе анализа достоверной информации самостоятельно принимать решения [2].

Для достижения этих целей педагоги ищут все новые и новые методы и средства обучения и одним из самых востребованных средств являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также электронные системы обучения. Самой популярной системой, пожалуй, является Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Прежде чем выявить достоинства и недостатки использования Moodle, следует воспользоваться моментом и посмотреть, что такое Moodle и почему люди используют его.

Moodle означает модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. В английском языке это по существу означает систему, которую используют образовательные учреждения для доставки курсов и учебных материалов студентам.

Основные причины использования данной системы в том, что она бесплатна, имеет много различных возможностей, которые учителя и администраторы могут использовать для обучения и, в определенной степени, легка в использовании.

Martin Dougiamas (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы [3]. Рассмотрим данные принципы подробнее.

Принцип 1: мы все являемся как потенциальными учителями, так и учениками. Преподаватель — не столько носитель знаний, а скорее «проводник», направляющий учеников на самостоятельный путь поиска информации.

Принцип 2: мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что- то другим. В основу положен достаточно очевидное утверждение о том, что люди учатся в действии.

Принцип 3: мы многому учимся, наблюдая за деятельностью других. Действия, выполняемые другими студентами в похожей ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.

Принцип 4: понимание других людей изменяет нас самих. Данный принцип позволит обучать более индивидуально. Необходимо предоставлять студентам как можно больше возможностей для самореализации, самопрезентации и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе.

Принцип 5: мы хорошо учимся, если обучающая среда является гибкой и адаптируется под нужны обучающихся.

С учетом этих принципов были реализованы все инструменты системы MOODLE: коммуникативные, учебные и административные [4].

Moodle является менеджером, который создает онлайн-курсы, которые бы играли роль виртуального класса. Использование этой системы претерпевает изменения, если она используется в поддержку преподавания в классе. В этом случае, мы можем выполнять такие виды образовательной деятельности, которые в другом случае было бы трудно осуществить.

Это одно из преимуществ Moodle: система может представлять материал в единицах готовых к работе. Она позволяет использовать анкеты, HotPotatoes, вести журнал выполнения работ, отслеживать обсуждения на форуме, совместно редактировать документы. И все это в одной среде.

Еще одним достоинством является то, что Moodle ведет запись всего, что делают студенты. Учитель знает, сколько раз студент обратился к источнику, каков результат его участия в опросе и т. д.

Использование Moodle имеет целый ряд преимуществ для студентов и преподавателей:

-        отсутствие платы;

-        высокий уровень безопасности системы;

-        соответствие принципам развивающего обучения;

-        большая гибкость;

-        возможность настраивания под свои нужды;

-        интерактивность обучения;

-        разработка на нескольких языках;

-        доступность обучения в любое удобное время;

-        наглядность и вариативность представления информации;

-        отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий;

-        индивидуализация обучения;

-        система оценки знаний объективна и независима от преподавателя;

-        повышение творческого и интеллектуального потенциала за счет самоорганизации;

-        многократное повторение изучаемого материала;

-        синхронное или асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем.

За счет всех этих плюсов в последнее время Moodle набрал большую популярность и привлек много внимания. Но, как и любая система обучения, к сожалению, Moodle имеет несколько недостатков, как для администраторов, так и для студентов, о которых необходимо знать. Знание этих недочетов может помочь в принятии обоснованного решения о системе и о целесообразности и эффективности ее использования.

Первый большой вопрос это тот факт, что Moodle не полностью разработан, чтобы справиться с большими проектами. Она отлично справляется с работой для колледжей и университетов небольших и средних размеров, но не может эффективно работать с крупными образовательными учреждениями или служить отличным способом проведения всех занятий.

Последний пример является гипотетическим, нежели фактическим, но если бы Министерство Образования решило поэкспериментировать с подобной идеей, Moodle был бы не самым удачным выбором. Так как, чем больше студентов имеют доступ к платформе, тем медленнее становится система. Это может быть крайне неудобно для студентов, когда они пытаются ответить на вопросы викторины, выполнить тесты, или просто пытаются получить доступ к содержимому курса. Веб-сайт может также неожиданно закрыться, блокируя возможность получения доступа к учебным материалам для студентов.

В дополнение к отсутствию полной разработки, пользователи Moodle часто жалуются на неприятности, которые они испытывают с адаптированием к индивидуальным потребностям, а именно с индивидуальными настройками системы.

Кроме того, отсутствие «человеческих» ресурсов в значительной степени рассматривается пользователями как отрицательная черта. Программа предназначена для доставки контента, но было бы неплохо, если бы система предоставляла больше возможностей для человеческого взаимодействия, чтобы помочь студентам и сотрудникам эффективно общаться.

Возможности оценки также ограничены в Moodle. Кроме этого, оценками слушателя можно оперировать только внутри курса. Нет возможности составить итоговую ведомость.

Таковы основные недостатки использования Moodle, но существуют и другие. Так некоторые возможности позволяют пользователям добавлять непроверенные файлы, HTML коды, содержащие JavaScript и т. п., что может быть потенциально использовано с целью получения прав администратора. Подобные возможности предназначены только для администраторов и преподавателей.

В Moodle существуют также возможности, позволяющие пользователям получить доступ к чужой частной информации, например, непубличной информации в профиле пользователя.

Существуют также некоторые возможности, которые позволяют пользователям добавлять контент в систему, например, создавать темы и отвечать на сообщения, отправлять личные сообщения, что может быть использовано в качестве спама.

Еще одним недостатком системы Moodle является то, что в ней отсутствует понятие академической группы. Группы в Moodle существуют не для управления правами доступа к курсам, а для разделения групп слушателей в одном курсе.

К тому же у этой системы дистанционного образования повышенные требования к производительности компьютера.

Также у пользователей часто возникают проблемы с получением качественной технической поддержки. Так как над исходным кодом работают множество программистов по всему миру, коммуникация между участниками разработки затруднена.

Исходя из вышесказанного, вузы сталкиваются с необходимостью иметь в штате высококвалифицированного специалиста по Moodle для развертывания и поддержки системы. Сумма затрат учебного заведения на оплату труда такого специалиста в год может превысить стоимость внедрения коммерческой системы дистанционного обучения.

Еще одним пунктом в списке недостатков Moodle является тот факт, что довольно сложно мотивировать студентов на работу с системой и это принимая во внимание то, что современные студенты привыкли к постоянному использованию различных устройств и не представляют свою жизнь без гаджетов и доступа в Интернет.

Следовательно, для достижения успеха необходима жесткая самодисциплина и результат обучения зависит от самостоятельности и сознательности студентов т. к. даже несмотря на то, что все действия в системе фиксируются, постоянный контроль над обучающимися фактически отсутствует.

Но, даже зная о всех существующих недостатках, Moodle остается самой популярной системой дистанционного образования, как в России, так и за рубежом.

Очевидно, что использование Moodle зависит от определенной ситуации. Мелкие и средние учебные заведения с хорошей командой программистов будут испытывать меньше проблем, чем крупные, не имеющие навыков программирования. Надеемся, что достоинства и недостатки использования Moodle, перечисленные здесь, помогут принять решение о Moodle и о том, действительно ли эта система соответствует вашим целям и отвечает вашим запросам.

 

Литература:

 

1.      Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809–811.

2.      Преимущества использования системы дистанционного обучения MOODLE при обучении иностранному языку студентов технических специальностей. Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Вестник науки Сибири: электронный научный журнал / Томский политехнический университет (ТПУ). — 2011. — № 1 (1). — [С. 358–362]. URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/74

3.      Dougiamas M. A, Moodle: Using Learning Communities to Create an Open Source Course Management System. 2003, URL: https://dougiamas.com/archives/edmedia2003/, (дата обращения 05.04.2015).

4.      Philosophy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Philosophy (дата обращения 01.10.2011).

5.      Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. URL: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy (дата обращения 01.10.2011).

Основные термины (генерируются автоматически): система, студент, возможность, недостаток использования, принцип, HTML, MOODLE, дистанционное образование, дистанционное обучение, самая популярная система.


Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании

В статье описывается выбор методологии внедрения мобильного приложения для интеграции с Helpdesk системой ИТ-предприятия. В данной работе устанавливаются требования к приложению и в соответствии с характеристиками проекта определяется наиболее рацион...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Применение электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в начальной школе (сочетание МЭО и образовательной платформы LEKTA)

В данной статье рассматривается использование и применение на уроках в начальной школе Мобильного электронного образования образовательной платформы LEKTA.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании

В статье описывается выбор методологии внедрения мобильного приложения для интеграции с Helpdesk системой ИТ-предприятия. В данной работе устанавливаются требования к приложению и в соответствии с характеристиками проекта определяется наиболее рацион...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Применение электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в начальной школе (сочетание МЭО и образовательной платформы LEKTA)

В данной статье рассматривается использование и применение на уроках в начальной школе Мобильного электронного образования образовательной платформы LEKTA.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Задать вопрос