Статья посвящена изучению предрасположенности созависимости подростков из семей с алкогольной зависимостью. Рассмотрена специфика феномена созависимости. Охарактеризованы основные особенности созависимых подростков из семей с алкогольной зависимостью. На основе проведенного исследования выявлены особенности, характерные для возникновения созависимости подростков из данной категории семей.
Ключевые слова:алкоголизм, созависимость, субъекты созависимости.
Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся пагубным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него [1, с. 178].
Особое внимание необходимо обратить на проблему созависимости. Психиатры утверждают, что в результате совместной жизни с человеком, страдающим алкогольной зависимостью, его родственники приобретают психическую патологию — созависимость — комплекс особых черт характера, мешающих нормализации жизни, появляющихся у родственников и близких человека, страдающего алкоголизмом, в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.
Изучением проблем алкогольной зависимости и созависимости подростков занимаются такие ученые как: Ю. Л. Арзуманов, Г. С. Шостакович, В. Д. Москаленко, Т. М. Рожнова.
По мнению В. Д. Москаленко, созависимость — это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание [2, с.20].
Как отмечает Е. В. Змановская, созависимость — это негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи [1, с.17].
Созависимые семьи характеризуются преобладанием аффектов ярости, вины, отчаяния; резким паданием самоуважения и самооценки. У членов таких семей происходит размытие границ собственного «Я», испытывается состояние эмоционального отупения и апатии, на фоне хронического стресса ухудшается здоровье.
Созависимость у подростков вследствие их возрастных особенностей протекает очень тяжело, так как в их духовном и физическом состоянии происходят негативные изменения: любовь к близким смешивается с ненавистью, подросток теряет веру во всех, кроме себя, хотя зачастую не доверяет и себе. Изменения физического состояния проявляются в психосоматических заболеваниях.
В. Д. Москаленко также отмечает, что к характеристикам субъектов созависимости относятся, в первую очередь: низкий уровень самооценки; преимущественное определение собственной значимости только через внешнюю оценку другими людьми; преобладание негативных эмоций; потребность в контролирующем поведении; нарушение границ личности.
Актуальная значимость изучения проблем потребления алкоголя и созависимости подростков заключается в трудностях их психологической адаптации в конкретных социальных условиях, что составляет единую патологию. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения при семейном алкоголизме затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.
К сожалению, созависимость еще менее изученная проблема, чем химическая зависимость. Необходимо найти действенные способы по предотвращению возникновения созависимости подростков, воспитывающихся в условиях алкогольной семьи.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе «МОУ СОШ № 4» города Гусь-Хрустальный с целью выявления предрасположенности к возникновению созависимости подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Экспериментальную группу составили 18 человек, 13 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 11 до 13 лет, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, из которых 11 — полных (в 5 семьях алкогольно-зависимыми являются оба родителя; в 4 семьях алкогольно-зависимым является только отец и в 2 семьях алкогольно-зависимой является только мать) и 7 — неполных.
Исследование, проведенное на основе методики Р. Гиршфильда, в адаптации О. П. Макушиной по выявлению уровня межличностной зависимости [5], показало, что по шкале «Эмоциональная опора на других» (ЭО) высокие показатели у 33 % испытуемых, средние показатели у 62 % и низкие показатели у 5 %.
По шкале «Неуверенность в себе» (Н) высокие показатели у 50 % испытуемых, средние показатели также у 50 %, низкие показатели отсутствуют.
По шкале «Стремление к автономии» (А) высокие показатели у 33 %, средние показатели у 62 %, и низкие показатели у 5 % испытуемых. По шкале «Зависимость» (З) высокие показатели у 44 %, средние показатели у 39 %, и низкие показатели у 17 % испытуемых.Рис. 1. Результаты исследования на основе теста «Межличностная зависимость»
Результаты, полученные в ходе проведения методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [4] показали, что низкие показатели по фактору оценки (о) наблюдаются у 67 %. Это свидетельствует о критическом отношении человека к самому себе, его неудовлетворенности собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, о недостаточном уровне принятия самого себя. Средние показатели по фактору (о) выявлены у 28 % испытуемых. Высокие показатели по фактору (о) — у 5 %. Это означает, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие показатели по фактору силы (с) наблюдаются у 61 %. Что свидетельствует о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Средние показатели по фактору (с) отмечаются у 39 % испытуемых.
Низкие показатели по фактору активности (а) зафиксированы у 83 % испытуемых. Что указывает на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Средние показатели по фактору (а) — у 17 % испытуемых.
Как видно из результатов исследования, преобладает количество низких показателей по всем факторам, что пагубно сказывается на личностных особенностях испытуемых.
Рис. 2. Результаты исследования на основе методики личностного дифференциала
Результаты, полученные в ходе проведения теста «Подростки о родителях» [3], показали, что по отношению к матери, по шкале позитивный интерес (ПИ) низкие показатели наблюдаются у 89 % испытуемых. По шкале директивности (Д) низкие показатели — у 61 %, средние показатели — у 17 % и высокие показатели — у 11 % испытуемых. По шкале враждебности (В) высокие показатели — у 56 %, средние показатели — у 22 %, низкие показатели у — 11 %испытуемых. По шкале автономности (А) низкие показатели — у 33 %, средние показатели — у 28 % и высокие показатели также у 28 % испытуемых. По шкале непоследовательности (Н) низкие показатели — у 17 %, средние показатели — у 39 % и высокие показатели — у 17 % испытуемых.
Из полученных результатов видно, что подростки воспринимают мать как человека, диктующего определенные правила, проявляющего агрессию, эмоциональную холодность, об этом свидетельствуют шкалы враждебности и директивности. Позитивный интерес сведен к минимуму, что свидетельствует о недоверии и отсутствии близкого контакта с матерью.
Рис. 3. Результаты исследования на основе теста «Подростки о родителях» (по отношению к матери)
По отношению к отцу, по шкале позитивный интерес (ПИ) низкие показатели наблюдаются у 72 %, от общего числа опрошенных. По шкале директивности (Д) низкие показатели — у 33 %, средние показатели — у 28 % и высокие показатели — у 11 % испытуемых. По шкале враждебности (В) высокие показатели — у 67 %, средние показатели — у 5 % испытуемых, низкие показатели отсутствуют. По шкале автономности (А) низкие показатели — у 11 %, средние показатели — у 44 % и высокие показатели — у 17 % испытуемых. По шкале непоследовательности (Н) низкие показатели отсутствуют, средние показатели — у 17 % и высокие показатели — у 56 %.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в отношении с отцом дети ощущают власть и проявление авторитетности, однако общая картина взаимоотношений не сводится к послушанию, а напротив, ребенок недоверчив, противоречив. Позитивный интерес также сведён к минимуму.
Рис. 4. Результаты исследования на основе теста «Подростки о родителях» (по отношению к отцу)
Также нами была составлена анкета, состоящая из 13 вопросов, направленная на выявление предрасположенности подростков к возникновению созависимости.
Результаты, полученные в ходе проведения анкетирования, показали, что 61 % недовольны своими взаимоотношениями с родителями. Все испытуемые отметили, что видели, как их родители употребляют алкоголь. 50 % ответили, что родители часто употребляют спиртные напитки. 39 % указали, что родители предлагали им попробовать алкоголь. 50 % испытывают эмоциональный дискомфорт при виде употребления спиртных напитков, членами своей семьи. 17 % употребляли алкоголь в кругу семьи. 78 % употребляли алкоголь в кругу друзей. 27 % ответили, что редко употребляют алкоголь, 50 % — не употребляют алкоголь и 23 % затруднились с ответом. 50 % считают, что при употреблении спиртного становится весело, у 28 % самочувствие ухудшается, у 17 %, ощущается усталость, 5 % затруднились с ответом. 78 % указали, что после употребления алкоголя в их семье происходят конфликты. 39 % ответили, что родители сообщали им о вреде спиртных напитков. 61 % ощущают недостаток внимания со стороны родителей вследствие употребления ими спиртных напитков.
Таким образом, можно утверждать возможность возникновения созависимости подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, что проявляется в неуверенности в себе, чувством беспомощности, тревогой по поводу возможного отвержения и одиночества, в искаженном восприятии действительности и взаимоотношениях с близкими. У детей, посредством воспитания в семьях с алкогольной зависимостью формируются специфические личностно-психологические особенности, такие как низкая самооценка, неадаптивное поведение, чувство дискомфорта, повышенная тревожность, невротические и эмоциональные нарушения. Происходит рост семейных конфликтов, негативных эмоций и разрушение семейных традиций.
Для преодоления созависимости возможно применение программ, включающих в себя: решение вопросов зависимости и созависимости, индивидуальную и групповую психотерапию, семейную психотерапию, а также посещение групп самопомощи и чтение литературы по соответствующей проблеме.
Литература:
1. Змановская Е. В. Девиантология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 2004. — 288 с.
2. Москаленко В. Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании.- М.: «Анахарсис», 2002.-112 с. ISBN 5–901352–12–2
3. Розов Е. И. Настольная книга практического психолога. — М.: «Владос», 2001. — Кн. 2. — 144 с.
4. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- М. Издательство Института Психотерапии, 2002. — 156с.
5. http://psycabi.net/testy/570-test-na-mezhlichnostnuyu-zavisimost-lyubovnuyu-ot-partnera-v-detsko-roditelskikh-otnosheniyakh-metodika-r-girshfilda-adaptatsiya-o-p-makushinoj