В настоящее время в обучении иностранным языкам используются различные технологии (игровые, проектного, проблемного обучения и др.), каждая из которых имеет свои преимущества.
Использование современных Интернет-технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения [1].
Понятие Интернет-технологий обширно, содержит всё, что связано с Сетью и включает физическую и логическую компоненты. К физической составляющей относятся новейшие устройства (железо), мобильные и стационарные, а также о современные способы доступа в Сеть. Логическая компонента разнообразна: программное обеспечение, автоматизация информационных процессов, социальные сервисы, операционные системы, способы хранения и распределения информации и др.
Одним из современных направлений обучения иностранным языкам является широкое применение технологий глобальной сети Интернет.
Интернет-технологии — это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, которая реализуется в сети Интернет. Данная среда включает машинный и человеческий элементы [2].
В процессе обучения, в том числе, иностранным языкам, активно используются следующие Интернет-технологии: компьютерные обучающие программы, электронные учебники, мультимедиа, построенные с использованием видеотехники, накопителей на дисках, средств телекоммуникации, включающих электронную почту, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и др.
Целью данной работы является рассмотрение Интернет-технологий в качестве эффективного средства обучения студентов иностранным языкам на примере веб-квеста.
В информационных ресурсах сети Интернет содержатся текстовый, аудио и визуальный материалы по разной тематике изучаемых иностранных языков. Для того, чтобы обучающиеся продуктивно использовали Интернет, разработаны и используются специальные учебные Интернет-ресурсы:
1. Hotlist («горячий список»), представляющий собой список сайтов с материалами изучаемой теме, который создаётся путём введения ключевого слова в поисковую систему Интернета.
2. Multimedia Scrapbook («мультимедийный черновик») является набором мультимедийных ресурсов, который содержит ссылки на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическую информацию, анимационные виртуальные туры. Файлы Multimedia Scrapbook могут быть скачаны и использованы обучающимися в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.
3. Treasure Hunt («охота за сокровищами») включает ссылки на различные сайты по изучаемой теме, но каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта, с помощью которых обучающий направляет поисково-познавательную деятельность обучающихся.
4. Subject Sampler содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. Subject Sampler направлен на обсуждение дискуссионных тем, в процессе которого обучающимся необходимо аргументировать собственное мнение [3].
5. WebQuest, веб-квест, («Интернет-поиск») можно рассматривать в качестве организации проектной деятельности обучающихся.
В методике обучения студентов неязыкового вуза иноязычному устному общению веб-квест используется в качестве эффективного средства для взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся в аудиторной и внеаудиторной работе.
Следует отметить, что в работах Г. А. Воробьёва (2004), О. В. Волковой (2010), Е. И. Багузиной (2011) веб-квест рассматривается в качестве технологии и дидактического средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Необходимо учитывать, что каждый веб-квест должен иметь структуру с ключевыми элементами [4]:
- введение, в котором содержится вопрос, над которым необходимо размышлять студентам;
- задание, как наиболее важную часть веб-квеста, которое направляет обучающихся на то, что конкретно надо будет делать;
- описание последовательности работы и необходимые для выполнения задания Интернет-ресурсы, а также вспомогательные материалы (шаблоны, клише, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), дающие возможность эффективно организовать работу над веб-квестом;
- представление критериев и параметров оценки выполненного веб-квеста, которые должны соответствовать типу задач обучения, которые решаются в веб-квест [5];
- заключение, в котором даётся общее определение того, чему научатся студенты, выполнив заданный веб-квест.
Использование веб-квеста при обучении иностранным языкам позволяет создать ситуации реального аутентичного иноязычного общения.
Кроме того, обучающимся можно предложить выпонять веб-квест с опорой на схему Знаю-Хочу-Узнал [6], которая позволяет активизировать и расширить имеющиеся знания.
Г. А. Воробьёв отмечает задания веб-квеста могут быть подлинно-коммуникативного характера при условии, что обучающиеся свободны в выборе того, как организовывать и представлять найденную информацию [7].
Использование Интернет-ресурсов предполагается и в технологии смешанного обучения (blendedlearning), которая объединяет работу в аудитории в качестве формального средства, а также использование электронной почты, Интернет-конференций.
Таким образом, в процессе обучения иностранным языкам обучающиеся получают новые знания, формируют навыки и развивают умения, используя Интернет в качестве современного источника аутентичной информации.
Литература:
1. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет технологий: Коллективная монография. — М.: МЭСИ, 2013.
2. Абалуев, Р. Н. Интернет-технологии в образовании. Ч.3 / Р. Н. Абалуев, Н. Г. Астафьева и др. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — С. 10.
3. Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — 1 февраля. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201–8.htm.
4. Dodge B, Some thoughts about WebQuests. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vio. /vio_07, свободный.
5. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html, свободный.
6. Ogle D. and Blachowicz С. (2002). Beyond literature circles: helping students comprehend informational texts. In C. Block and M. Pressley. Comprehension Instruction: Research-based practices. 259–271. NY: Guilford Press.
7. Воробьев, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. А. Воробьев. — Пятигорск, 2004. — 220 с.