Организация занятий и учебное расписание в музыкальной школе имени Р. М. Глиэра полностью не соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Такая структура учебного расписания музыкальной школы может стать причиной серьезных нарушений режима дня учащихся, привести к снижению успеваемости во время уроков, а также к снижению работоспособности и развитию различных соматических заболеваний.
Ключевые слова: гигиена детей и подростков, учащиеся начальных классов, музыкальные школы, учебное расписание, учебный процесс.
The organization of occupations and the educational schedule at music school of R. M. Gliere completely don't conform to requirements of sanitary standards and rules. Such structure of the educational schedule of music school can become the reason of serious violations of a day regimen of pupils, lead to decrease in progress during lessons, and also to decrease in working capacity and development of various somatic diseases.
Key words: hygiene of children and teenagers, pupils of initial classes, music schools, educational schedule, educational process.
Правительство Республики Узбекистан придает большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности нации, совершенствованию системы национального образования. В стране приводится в жизнь принципиально новая социальная политика, направленная на ускорение социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, структурную перестройку экономики, развитие эффективных форм управления, новую организацию и стимулирование труда [1, c. 340; 2, с. 99]. С целью обеспечения правовых основ обучения, воспитания и профессиональной подготовки граждан в республике приняты «Закон об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров» (1997). В этих законодательных документах отражены основные направления воспитания и обучения детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа (школах, школах-интернатах, академических лицеях и колледжах).
Несмотря на эти законодательные документы, а также действующие санитарные нормы и правила, несоблюдение основных гигиенических принципов организации учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа в Узбекистане остается весьма актуальной проблемой [4, c. 3]. Поэтому целью настоящей работы явилась гигиеническая оценка организации учебного процесса в музыкальной школе имени Р. М. Глиэра как одного из учебных заведений основного типа.
Материалы и методы исследования
Объектами исследования явилось учебное расписание учащихся 1–4 классов музыкальной школы имени Р. М. Глиэра г. Ташкента Республики Узбекистан. Основным методом исследования был аналитический метод. При этом анализ организации учебного процесса музыкальной школы проводился с учетом требований СанПиН РУз № 0102–2000 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных школах» (Ташкент, 2000).
Результаты и обсуждение
Одним из компонентов рационального режима дня является организация оптимальных условий всех видов деятельности учащихся [3, с. 144; 5, c. 21]. Учебная неделя 7–11 летних детей, обучающихся в музыкальной школе, состоит из 5-ти учебных дней. Занятия начинаются с 8.00 часов утра, продолжительность каждого академического часа составляет 40 минут. Общая продолжительность ежедневных учебных занятий составляет от 3 до 6 уроков (в среднем 4–5 урока), недельная нагрузка составляет 23–24 часа, что в 1–2-ом классах — больше на 1–2 часа, в 3–4-ом классе — меньше на 2 часа допустимых величин учебной нагрузки.
Учебный день в музыкальной школе должен начинаться с выполнения утренней гимнастики. Утренняя гимнастика до начала занятий и физикультминутки во время занятий или на переменах снижают статическое утомление учащихся, а также повышают эффективность усвоения материалов. В исследованной нами музыкальной школе утренняя гимнастика, физкультминутки и гимнастика глаз не проводятся. Анализ структуры учебного расписания показал, что оно не только нарушает биоритмы организма учащихся, но и создаёт условия для развития быстрого утомления, гиподинамического состояния, а также нарушения нервно-психологического статуса детей. В частности, при составлении учебного расписания и организации учебного процесса не учтена динамика физиологических функций и умственной работоспособности учащихся. В таблице приведено ранжирование занятий по степени трудности в течение дня и в течение недели для учащихся 1–4 А и Б классов (табл. 1).
Таблица 1
Ранжирование занятий 1–4 класса в течение дня и в течение недели в зависимости от степени трудности уроков, баллы
Дни недели, уроков |
Уроки |
Классы |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
А |
Б |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
||
Понедельник |
1 |
11 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
10 |
3 |
10 |
10 |
10 |
2 |
3 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
3 |
10 |
10 |
3 |
|
3 |
10 |
3 |
11 |
11 |
10 |
11 |
11 |
3 |
11 |
11 |
10 |
|
4 |
10 |
11 |
3 |
5 |
10 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
11 |
|
5 |
10 |
5 |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
3 |
|
|
|
6 |
|
3 |
5 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
44 |
42 |
44 |
36 |
51 |
34 |
41 |
12 |
39 |
36 |
34 |
|
Вторник |
1 |
10 |
3 |
10 |
10 |
11 |
11 |
3 |
10 |
10 |
3 |
10 |
2 |
10 |
3 |
10 |
10 |
3 |
10 |
3 |
10 |
10 |
3 |
10 |
|
3 |
10 |
3 |
11 |
11 |
10 |
10 |
3 |
11 |
10 |
3 |
11 |
|
4 |
11 |
|
10 |
5 |
10 |
10 |
|
5 |
11 |
3 |
10 |
|
5 |
6 |
|
5 |
10 |
5 |
10 |
|
3 |
5 |
|
5 |
|
6 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
47 |
9 |
51 |
46 |
39 |
51 |
9 |
39 |
46 |
12 |
46 |
|
Среда |
1 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
3 |
11 |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
|
4 |
3 |
11 |
10 |
10 |
5 |
5 |
10 |
10 |
11 |
10 |
10 |
|
5 |
5 |
5 |
10 |
3 |
10 |
5 |
3 |
5 |
3 |
10 |
5 |
|
6 |
|
|
|
|
3 |
3 |
3 |
|
|
3 |
3 |
|
Итого |
39 |
46 |
51 |
43 |
49 |
44 |
47 |
45 |
44 |
54 |
49 |
|
Четверг |
1 |
3 |
10 |
3 |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
3 |
2 |
3 |
10 |
3 |
10 |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
3 |
|
3 |
3 |
11 |
3 |
11 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
11 |
3 |
|
4 |
|
10 |
|
5 |
10 |
5 |
10 |
10 |
5 |
5 |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
10 |
5 |
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
9 |
41 |
9 |
51 |
51 |
41 |
41 |
41 |
41 |
36 |
9 |
|
Пятница |
1 |
10 |
10 |
10 |
3 |
3 |
3 |
10 |
10 |
3 |
10 |
10 |
2 |
10 |
10 |
10 |
3 |
3 |
3 |
10 |
10 |
3 |
10 |
10 |
|
3 |
11 |
11 |
11 |
3 |
3 |
3 |
11 |
11 |
3 |
11 |
11 |
|
4 |
5 |
6 |
3 |
3 |
|
|
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
|
5 |
6 |
6 |
10 |
|
|
|
5 |
5 |
|
5 |
5 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
Итого |
42 |
37 |
44 |
12 |
9 |
9 |
44 |
41 |
12 |
44 |
41 |
Анализ учебного расписания учащихся 1–4 класса показал, что «тяжелые» дни недели — это понедельник и суббота, но в отличие от других школ в музыкальной школе суббота — это свободный день от занятий. В понедельник расписание загружено «трудными» занятиями, такими, как математика, иностранный и родной язык, чтение и письмо и т. д., при этом во всех классах. При составлении учебного расписания не используется комбинация «трудных» и «легких» уроков. При суммации баллов за каждый день выявлено, что наибольшее количество баллов приходится на понедельник, т. е. на день с низким уровнем работоспособности. Физиологический подъем работоспособности у школьников происходит во вторник и среду, но именно в среду во всех классах поставлены 4-ые уроки. Во 2–3-4 классах ситуация аналогична: ни в течение каждого учебного дня, ни в течение недели не учтена физиологическая динамика работоспособности учащихся. При составлении учебного расписания не предусмотрено чередование уроков динамического и статического характера.
Продолжительность одного урока составляет 40 минут, с перерывом 5 минут, но этот вариант не соответствует требованиям санитарных норм и правил СанПиН РУз № 0102–2000 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных школах». При 40 минутных уроках после уроков необходимо организовать 10-ти минутные, также после 3 урока — 10-ти минутные перемены, что не достаточно в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Требует коррекции и продолжительность самой учебной четверти. Общая продолжительность учебного года составляет 32 недели вместе с итоговым контролем. Учебный год состоит из 4-х четвертей. Первая четверть состоит из 10 недель, вторая четверть — из 7 недель, третья четверть — из 10 недель и четвертая четверть, соответственно, 5 недель. Каникулярные периоды учащихся также сильно различаются. Так, осенью каникулы длятся 6 дней, зимой — с 28 декабря по 12 января, весенние каникулы — с 28 марта по 2 апреля, летний каникулярный период самый длинный и длится с 25 мая до 2 сентября, т. е. каникулы по своей длительности резко отличаются, что требует пересмотра не только длительности самих учебных четвертей, но, соответственно, и каникулярных периодов.
Выводы
Таким образом, организация занятий и учебное расписание в музыкальной школе имени Глиэра полностью не соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Такая структура учебного расписания музыкальной школы может стать причиной серьезных нарушений режима дня учащихся, привести к снижению успеваемости во время уроков, а также к снижению работоспособности и развитию различных соматических заболеваний.
Литература:
1. Ислам Каримов. По пути безопасности и стабильного развития. — Т., 1998. — Том 6. — С. 324–346.
2. Камилова Р. Т., Искандарова Ш. Т., Шайхова Г. И., Салихова Н. С., Эрматов Н. Ж. Гигиенические рекомендации по организации режима обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ // Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. — Т., 2004. — № 3. — С.99–105.
3. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. — М., 2010. — С. 98–155.
4. СанПиН РУз № 0102–200 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных школах». — Т., 2000. — 22 c.
5. Степанова М. И., Александрова И. Э., Седова А. С. Трудность школьных учебных предметов как гигиеническая проблема // Здоровья и образование в XXI веке; Межрегиональная научно-практическая конференция. — Майкоп, 2005. — С.18–24.