Действующие в стране органы исполнительной власти играют большую роль в формировании успешной экономической политики государства. Федеральная таможенная служба, являясь одним из таких органов, призвана осуществлять функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений [1].
В ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» говорится, что система таможенных органов имеет свою особую специфическую структуру, которая включает в себя четыре звена и имеет иерархически строгую форму: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. [2]
Юрисдикция — это установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности или неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. [3]
Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов рассматривает и решает довольно обширный круг административно-правовых вопросов, тем самым являя собой особый вид административно-процессуальной деятельности. Содержанием ее, по сути, являются производство по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан и дисциплинарное производство.
Производство по делам об административных правонарушениях можно представить как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами на основе закона процессуальных действий, состоящих в возбуждении и разрешении дел об административных правонарушениях, а также исполнении вынесенных по ним постановлений о наложении административных взысканий.
Производство по жалобам в административной деятельности таможенных органов представляет собой совокупность норм права как материального, так и процессуального характера, реализуемых в рамках административно-юрисдикционного процесса и призванных защищать права и законные интересы физических, юридических лиц (участников внешнеэкономической деятельности), а также индивидуальных предпринимателей в таможенных правоотношениях. [4]
Дисциплинарное производство, осуществляемое таможенными органами Российской Федерации, представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами и нормами таможенного законодательства деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленную на применение дисциплинарных мер взыскания и воздействия. [5]
Обобщая все вышеизложенное, следует сказать, что административная юрисдикция таможенных органов является многогранной сферой деятельности таможенных органов. Она направлена на обеспечение соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Административная юрисдикция берет свое начало в процессе ежедневной административной деятельности субъектов таможенных органов. И, как любая деятельность, имеет ряд проблем. Так, помимо нормативных правовых актов федерального значения действует целый ряд ведомственных актов, которые регулируют административную юрисдикционную деятельность таможенных органов. Огромное их количество влияет на «качество», так как порой они вступают в противоречия между собой. Круг субъектов таможенных органов, занимающихся непосредственно и повседневно административной юрисдикцией, весьма обширен. Но организационно функционал данных субъектов четко не определен, и их задачи не отличаются последовательной процедурной регламентацией. Это, по сути, «отодвигает» на задний план юрисдикционную деятельность как таковую. Также проблемой является то, что источники правового регулирования таможенного администрирования имеют разноотраслевую принадлежность, так как детерминированы совокупностью норм конституционного, административного, финансового, гражданского и других отраслей права. Еще одной проблемой является дублирование функций административно-правового характера, а также тот факт, что исполнение контрольных, надзорных и квазисудебных функций требует высокого уровня внутриведомственной координации. На современном этапе в период формирования Таможенного союза и создания единой таможенной территории нормативные правовые акты, регулирующие в целом деятельность таможенных органов, и вопросы административной юрисдикции в частности, имеют переходный характер, так как должны быстро реагировать на изменяющиеся условия деятельности.
Большой массив проблемных вопросов требует оперативного решения, поэтому совершенствование административной юрисдикционной деятельности в настоящее время играет все более значимую роль в общей целенаправленности развития таможенных органов.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе». Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, № 38, ст. 4823.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
3. Большой юридический словарь под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. 2003. С.696
4. Шеметов М. Н. Административно-правовое регулирование производства по жалобам в таможенных органах Российской Федерации: диссертация...кандидата юридических наук: 12.00.14 / Шеметов Максим Николаевич; [Место защиты: Моск. гуманит. у-т].- Москва, 2010.- 201 с.
5. Пономарева Т. Л. Дисциплинарное производство в таможенных органах Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Пономарева Татьяна Леонидовна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2011.- 200 с.