В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Психологический портрет идеального учителя глазами будущих педагогов». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетирования, которое проводилось среди студентов педагогических специальностей.
В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими компетенциями, профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать [1; 2]. Естественно, с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые ими к учителю. Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель — каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкалывает свое, особое содержание в понятие «личность учителя» [2].
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии учителя был сделан П. Ф. Каптеревым, Ф. Н. Гоноболиным, Э. А. Карандашевым, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецким, Ю. Н. Кулюткиным, А. И. Щербаковым. А. К. Марковой, Л. М. Митиной.
Учитель, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность. Учитель — одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ученика. Современный учитель — это не только передатчик знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность.
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Нам представляется важным выделить такие системные компоненты, как конституционные факторы, организационные и коммуникативные качества, мотивационная структура, эмоционально-характерологический базис, а также стиль педагогического общения [3].
Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия — это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно все они представлены в психологическом портрете учителя дошкольного и младшего школьного образования. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования.
Исходя из всего вышеизложенного, мы исследовали представление об идеальном педагоге у студентов первых и выпускных курсов направления подготовки «Педагогическое образование».
Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ИНПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». В анкетировании участвовали студенты Института непрерывного педагогического образования, Института естественных наук и математики, Института филологии и межкультурной коммуникации, Факультета физической культуры, Института искусств первых и выпускных курсов направления подготовки «Педагогическое образование». Всего в исследовании приняло участие 169 студентов из 13 групп разных институтов.
С учетом поставленной цели исследования была составлена анкета «Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов», включающая 18 вопросов, состоящих из следующих категорий: внешний вид учителя; профессиональные качества педагога, которыми он должен обладать; характеристика и образ жизни учителя.
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.
На вопрос:
1) Идеальный учитель — это …
2) Какими профессиональными качествами должен обладать идеальный учитель?
3) Перечислите качества, которые Вас больше всего раздражают в учителе.
Несправедливость Непонимание
Выделение «любимчиков» высокомерие
Придирчивость Жестокость
Предвзятость Сравнение с другими
В группе НП-1 большинство ответили, что нет таких качеств, а НП-2 отметили старость.
4) Какие личные качества в учителе Вы цените больше всего?
5) Перечислите качества, которые Вас больше всего раздражают в учителе.
высокомерность, несправедливость,
агрессивность, неуважение,
отвлеченность, предвзятость
6) Как должен быть одет учитель?
Первые курсы
Учитель должен быть одет |
ИНПО |
ФФК |
ИФИМК |
ИЕНИМ |
||||
1Д |
НП-1 |
НП-2 |
ФК-11 |
1А |
1Ф |
МФ-11 |
БЖ-11 |
|
в строгий классический костюм |
40 % |
41 % |
42 % |
61 % |
55 % |
35 % |
47 % |
36 % |
в платье |
15 % |
7 % |
28 % |
33 % |
17 % |
7 % |
23 % |
7 % |
внешний вид учителя не играет никакой роли |
45 % |
42 % |
30 % |
6 % |
22 % |
58 % |
30 % |
57 % |
Выпускные курсы
7) Учитель должен стать:
Первые курсы
Учитель должен стать |
ИНПО |
ФФК |
ИФИМК |
ИЕНИМ |
||||
1Д |
НП-1 |
НП-2 |
ФК-11 |
1А |
1Ф |
МФ-11 |
БЖ-11 |
|
другом своим подопечным |
50 % |
|
|
|
|
|
|
|
наставником |
|
50 % |
49 % |
|
72 % |
56 % |
62 % |
43 % |
авторитетом |
|
|
|
73 % |
|
|
|
|
Выпускные курсы
Учитель должен стать: |
||
4С |
5А |
4Д, 4П |
другом своим подопечным |
наставником |
авторитетом |
65 % |
70 % |
65 % |
8) Какая должна быть зарплата у учителей?
Первые курсы
ФФК |
ИФИМК |
ИЕНИМ |
|||||
1Д |
НП-1 |
НП-2 |
ФК-11 |
1А |
1Ф |
МФ-11 |
БЖ-11 |
25–30тыс |
40 и выше |
40 и выше |
40 и выше |
25–30тыс |
40 и выше |
25–30тыс |
40 и выше |
40 % |
56 % |
51 % |
55 % |
61 % |
52 % |
62 % |
63 % |
Выпускные курсы
Зарплата |
4С |
5А |
4Д |
4П |
15–20 тыс |
40 % |
|
|
|
25–30тыс |
|
60 % |
53 % |
53 % |
9)
10) Должен ли учитель сам активно заниматься спортом?
11) Может ли учитель иметь вредные привычки?
Проанализировав результаты ответов студентов разных групп и институтов, мы выявили, что идеальный учитель — это семейный мужчина или женщина от 30 до 40 лет, имеющий вредные привычки, но при этом занимающийся спортом, внешний вид которого может не предполагать наличие строгого классического костюма. Этот человек следует тенденциям моды. Получает зарплату в размере от 25000 рублей и выше. Основными профессиональными качествами являются: умение увлечь учеников, умение находить индивидуальный подход каждому ученику, а также умение объективно оценивать знания. К личностным качествам идеального учителя большинство студентов отнесли: терпение и справедливость (76 %). Для своих учеников учитель является наставником и авторитетом. В представлении студентов слово «УЧИТЕЛЬ» ассоциируется со школой, и большое количество опрошенных (77 %) ответили, что данная профессия пользуется в обществе уважением. В идеальном сознании образ учителя — это образ какого-то универсального человека.
По результатам исследования мы убедились в том, что представления студентов педагогических специальностей первого и выпускных курсов незначительно отличаются друг от друга и в некоторых аспектах совпадают полностью. Тем не менее, у каждого человека существует свое представление об идеальном педагоге и каждый придерживается своего мнения.
Литература:
1. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. М., Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
2. Модернизация педагогического образования / под ред. В. Н. Ахренова, Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2007. 100 с.
3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 с.