Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 27.04.2015

Статья просмотрена: 13995 раз

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии / Е. А. Коконова, Л. Н. Каянович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1250-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17913/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Психологический портрет идеального учителя глазами будущих педагогов». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетирования, которое проводилось среди студентов педагогических специальностей.

 

В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими компетенциями, профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать [1; 2]. Естественно, с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые ими к учителю. Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель — каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкалывает свое, особое содержание в понятие «личность учителя» [2].

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии учителя был сделан П. Ф. Каптеревым, Ф. Н. Гоноболиным, Э. А. Карандашевым, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецким, Ю. Н. Кулюткиным, А. И. Щербаковым. А. К. Марковой, Л. М. Митиной.

Учитель, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность. Учитель — одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ученика. Современный учитель — это не только передатчик знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Нам представляется важным выделить такие системные компоненты, как конституционные факторы, организационные и коммуникативные качества, мотивационная структура, эмоционально-характерологический базис, а также стиль педагогического общения [3].

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия — это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно все они представлены в психологическом портрете учителя дошкольного и младшего школьного образования. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования.

Исходя из всего вышеизложенного, мы исследовали представление об идеальном педагоге у студентов первых и выпускных курсов направления подготовки «Педагогическое образование».

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ИНПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». В анкетировании участвовали студенты Института непрерывного педагогического образования, Института естественных наук и математики, Института филологии и межкультурной коммуникации, Факультета физической культуры, Института искусств первых и выпускных курсов направления подготовки «Педагогическое образование». Всего в исследовании приняло участие 169 студентов из 13 групп разных институтов.

С учетом поставленной цели исследования была составлена анкета «Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов», включающая 18 вопросов, состоящих из следующих категорий: внешний вид учителя; профессиональные качества педагога, которыми он должен обладать; характеристика и образ жизни учителя.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.

На вопрос:

1) Идеальный учитель — это …

2) Какими профессиональными качествами должен обладать идеальный учитель?

3) Перечислите качества, которые Вас больше всего раздражают в учителе.

Несправедливость Непонимание

Выделение «любимчиков» высокомерие

Придирчивость Жестокость

Предвзятость Сравнение с другими

В группе НП-1 большинство ответили, что нет таких качеств, а НП-2 отметили старость.

4) Какие личные качества в учителе Вы цените больше всего?

5) Перечислите качества, которые Вас больше всего раздражают в учителе.

высокомерность, несправедливость,

агрессивность, неуважение,

отвлеченность, предвзятость

6) Как должен быть одет учитель?

Первые курсы

Учитель должен быть одет

ИНПО

ФФК

ИФИМК

ИЕНИМ

НП-1

НП-2

ФК-11

МФ-11

БЖ-11

в строгий классический костюм

40 %

41 %

42 %

61 %

55 %

35 %

47 %

36 %

в платье

15 %

7 %

28 %

33 %

17 %

7 %

23 %

7 %

внешний вид учителя не играет никакой роли

45 %

42 %

30 %

6 %

22 %

58 %

30 %

57 %

 

Выпускные курсы

 

7) Учитель должен стать:

Первые курсы

Учитель должен стать

ИНПО

ФФК

ИФИМК

ИЕНИМ

НП-1

НП-2

ФК-11

МФ-11

БЖ-11

другом своим подопечным

50 %

 

 

 

 

 

 

 

наставником

 

50 %

49 %

 

72 %

56 %

62 %

43 %

авторитетом

 

 

 

73 %

 

 

 

 

 

Выпускные курсы

Учитель должен стать:

4Д, 4П

другом своим подопечным

наставником

авторитетом

65 %

70 %

65 %

 

8) Какая должна быть зарплата у учителей?

Первые курсы

ИНПО

ФФК

ИФИМК

ИЕНИМ

НП-1

НП-2

ФК-11

МФ-11

БЖ-11

25–30тыс

40 и выше

40 и выше

40 и выше

25–30тыс

40 и выше

25–30тыс

40 и выше

40 %

56 %

51 %

55 %

61 %

52 %

62 %

63 %

 

Выпускные курсы

Зарплата

15–20 тыс

40 %

 

 

 

25–30тыс

 

60 %

53 %

53 %

 

9)

10) Должен ли учитель сам активно заниматься спортом?

 

11) Может ли учитель иметь вредные привычки?

 

Проанализировав результаты ответов студентов разных групп и институтов, мы выявили, что идеальный учитель — это семейный мужчина или женщина от 30 до 40 лет, имеющий вредные привычки, но при этом занимающийся спортом, внешний вид которого может не предполагать наличие строгого классического костюма. Этот человек следует тенденциям моды. Получает зарплату в размере от 25000 рублей и выше. Основными профессиональными качествами являются: умение увлечь учеников, умение находить индивидуальный подход каждому ученику, а также умение объективно оценивать знания. К личностным качествам идеального учителя большинство студентов отнесли: терпение и справедливость (76 %). Для своих учеников учитель является наставником и авторитетом. В представлении студентов слово «УЧИТЕЛЬ» ассоциируется со школой, и большое количество опрошенных (77 %) ответили, что данная профессия пользуется в обществе уважением. В идеальном сознании образ учителя — это образ какого-то универсального человека.

По результатам исследования мы убедились в том, что представления студентов педагогических специальностей первого и выпускных курсов незначительно отличаются друг от друга и в некоторых аспектах совпадают полностью. Тем не менее, у каждого человека существует свое представление об идеальном педагоге и каждый придерживается своего мнения.

 

Литература:

 

1.      Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. М., Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.

2.      Модернизация педагогического образования / под ред. В. Н. Ахренова, Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2007. 100 с.

3.      Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, идеальный учитель, качество, педагогическая деятельность, внешний вид учителя, выпускной курс направления подготовки, идеальный педагог, особый акцент, представление студентов, рабочий инструмент.


Похожие статьи

Отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке в институте: анализ и рекомендации

Цель данной научной статьи — изучить отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке и предложить рекомендации для улучшения ситуации. Для достижения этой цели был проведен анализ мнений и предпочтений студентов, а также проведено и...

Эмпирическое исследование психологических особенностей личности, влияющих на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа

Данное исследование проведено в рамках написания дипломной работы по теме «Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа». В статье рассмотрено сравнение экспериментальной (лгущие индивиды...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов

В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ

В работе дана общая характеристика, показаны основные направления, раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы (практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекцио...

Похожие статьи

Отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке в институте: анализ и рекомендации

Цель данной научной статьи — изучить отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке и предложить рекомендации для улучшения ситуации. Для достижения этой цели был проведен анализ мнений и предпочтений студентов, а также проведено и...

Эмпирическое исследование психологических особенностей личности, влияющих на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа

Данное исследование проведено в рамках написания дипломной работы по теме «Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа». В статье рассмотрено сравнение экспериментальной (лгущие индивиды...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов

В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ

В работе дана общая характеристика, показаны основные направления, раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы (практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекцио...

Задать вопрос